Новости
Сказки Солнечного города 26 апреля

Время стремительно летит, и вот уже проведен 1 этап Детского литературного конкурса "Сказки Солнечного города-2019"!

В этом году на конкурс, посвященный 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина, было прислано 65 сочинений, из которых 5 работ удостоились права прохождения в финальный этап.  
Члены жюри – Лариса Нода, Юрий Серебрянский, Лиля Калаус, Елена Мельникова, консул Российской Федерации в Алматы Ирина Переверзева и директор семейного фестиваля Ботагоз Алдонгарова, уже приступили к работе, а это значит, что совсем скоро мы узнаем, чья сказка о Лукоморье и Коте ученом покорила сердца литературных судей. 
А пока жюри оценивает работы, мы делимся с вами их мнением о литературном конкурсе и пожеланиями всем его участникам.

Сказки Солнечного города

Елена Мельникова, писатель, создатель Студии письма

Подобные конкурсы очень важны, особенно в нашей стране, где писательство зачастую не воспринимают серьёзным занятием. Они позволяют подросткам не только попробовать свои силы в сочинительстве – по-настоящему, почти по-взрослому, ведь на конкурс не проходят незрелые рассказы, – но и помогают родителям внимательнее отнестись к способностям своих детей, формируют интерес к писательству у сверстников.
Дети учатся выражать свои мысли понятными для других людей языком и образами. Они раскрепощают фантазию, пробуют заглянуть в свой внутренний мир и воспроизвести какую-то его часть в виде истории, благодаря чему начинают лучше понимать самих себя. 
Прошлый конкурс удивил безграничностью детского воображения. Все участники писали в рамках единой темы, но ни один сюжет не повторился. Каждый автор придумал оригинальное продолжение известной сказки и полёт фантазии, порой, потрясал непредсказуемостью. Впечатлили смелость, с которой ребята вводили в историю новых, придуманных персонажей, и непредвиденное развитие событий. Также удивила свобода, с которой они предавались сочинительству. Я получила большое удовольствие от прочтения конкурсных работ.
Советую в первую очередь, писать такие истории, которые бы они сами с радостью и интересом прочитали. А во-вторых, вести рассказ последовательно: описывать с чего и когда началась история, что происходило день за днём, к чему это привело и как изменились герои сказки в конце. И, конечно, стараться писать грамотно, без ошибок.

Юрий Серебрянский, писатель, поэт, переводчик, главный редактор журнала польской диаспоры Казахстана Ałmatyński Kurier Polonijny

Участие и победы в конкурсе участников вне зависимости от национальности говорит о том, насколько важен русский язык не только как инструмент коммуникации, но и как богатейшее культурное и всемирное литературное наследие русского языка, привлекающее и читателей, и авторов. Не будем забывать, что на русском языке давно уже пишут и творят не только в России – немало важных произведений создано авторами, родившимися и живущими за ее пределами. На мой взгляд, важность конкурсакак раз заключаетсяв том, чтобы показать открытость русского языка и культуры для благодарного и наблюдательного читателя. Читатель же может выступить в качестве автора, и внести собственный вклад в силу своего таланта. 
Желаю участникам конкурса быть самыми внимательными читателями богатейшего наследия русской литературы – в этом большая часть залога писательского успеха!

Лиля Калаус, писатель, сценарист, преподаватель литературного мастерства

Литературные конкурсы, разумеется, нужны авторам всех возрастов, и чем больше будет конкурсов (и авторов), тем лучше! Не буду долго рассуждать на тему «Что дает литературное (и любое другое) творчество человеку», тут все очевидно. Это и радость самовыражения, и поток фантазии, очищающей мысли и чувства, и опыт эмоционального сопереживания, и арт-терапия… А еще – умение формулировать мысль, навыки создания интересных историй, расширение лексического запаса и информационного кругозора, развитие логического мышления. Но если говорить о детях и подростках, то проведение литературных конкурсов, подобных конкурсу «Сказки Солнечного города», становится еще более актуальным. 

Во-первых, литературное творчество неразрывно связано с чтением (ведь хороший писатель – это всегда хороший читатель), а современные подростки, увы, читают мало. Во-вторых, темы этого конкурса отправляют юных творцов под сень литературной классики – хочешь не хочешь, а придется прочесть и сказку Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (тема прошлогоднего конкурса), и перечесть сказки Пушкина… Есть надежда, что участники смогут обогатить свой литературный багаж, чему-то научатся у классиков, просто – будут больше читать. Наша культура, несмотря на современное засилье видеоряда, по-прежнему остается книжной, литературной. И развитые навыки чтения – залог не только полноценной и интересной культурной жизни, но и верного выбора профессии, успешной карьеры, способности мыслить широко, заполнения информационного вакуума. Тут обязательно примечание: да, мы живем во времена мощных потоков информации, но многие ли из нас могут эти потоки обуздать, другими словами – называть себя по-настоящему образованными, знающими людьми? Я убеждена: только книжная культура, чтение, причем осмысленное, а не только для развлечения, способны сотворить это чудо – создать всесторонне развитого человека. 

Литературные конкурсы для детей и подростков – это еще и возможность померяться силами со сверстниками, показать себя, свой уровень… Это здорово!
Тема прошлогоднего конкурса «Сказки Солнечного города» звучала так: «Судьба Щелкунчика». А посвящен он был 200-летию российского балета и Году театра в России. Кстати, в этом году пушкинская тема тоже возникла не случайно, ведь в 2019 году отмечается 220-летие со дня рождения поэта. Так вот, меня радует, что этот литературный конкурс так хорошо продуман с точки зрения тематики. Каждый пишущий человек знает, что писать на заданную тему гораздо легче, чем писать «вообще». 

Работы прошлого года были очень интересными, хотя и разными по уровню и объему. Прежде всего хочется отметить, что авторы всех представленных на конкурсе сиквелов сказки Гофмана попробовали себя в разных жанрах. Среди работ был рассказ, очень напоминающий сценарий, кроме того, были представлены жанры фэнтези, авантюрного рассказа, мелодраматической сказки, а один рассказ был написан в эпистолярном жанре – в форме письма. Такое жанровое разнообразие не может не радовать! Ведь что такое «жанр»? Попросту говоря, это способность увидеть одну и ту же историю под разными углами, с разных точек зрения. Способность к такому взгляду означает высокую степень начитанности, развитое мышление, наличие несомненного литературного таланта! Сказка-победитель («Ночь перед Рождеством в Гамельне» Диляры Яхьяровой) показала высокий уровень конкурсанта. Богатство языка, уже оформившийся авторский стиль, продуманность истории, умение ее хорошо рассказать. Кроме того, мне понравился основной прием, примененный автором, – слияние двух сюжетов, легендарного (о знаменитом Гамельнском крысолове) и литературного (о Щелкунчике). И, конечно, привет, посланный Н.В. Гоголю и всей классической русской сказочной литературе в названии («Ночь перед Рождеством»). 

Я очень рада, что меня вновь пригласили поработать в жюри конкурса, надеюсь на новые открытия и новые литературные имена!
Хочу посоветовать подросткам прежде всего – как можно больше читать, это общий совет. Если говорить о конкретных советах, то хочу сказать вот что. Хорошенько продумывайте свою историю с самого начала, все ее этапы. Воспользуйтесь бессмертной формулой сюжета: завязка-развитие действия-кульминация-развязка. Ошибка многих начинающих авторов – хорошо прописанное подробное начало и несколько скомканная основная часть, похожая на синопсис или пересказ. Плюс коротенький «формальный» финал. Каждая часть истории заслуживает отдельной большой работы! Второй совет. Уделите особое внимание диалогам, которые всегда «оживляют» текст, кроме того, способны как продвигать действие, так и тормозить его – в зависимости от того, что нужно автору. И третий совет. Передавая эмоциональное состояние героев, старайтесь не увлекаться длинными его описаниями, ищите творческие решения. Эмоции приходит к читателю и через картины природы, и через разговор, и через действия героев, и через поток их мыслей. 

Перед участниками стояла нелегкая задача – создать сиквел сказки самого Пушкина! Мало того, что А.С. – великий поэт, он еще и великий сказочник, обогативший русскую литературу классическими образцами этого жанра. Нужно было попробовать вжиться в роль Пушкина, постараться мыслить, как он. Но не забывать, что мы – современные люди, и в нашем распоряжении целый арсенал тем и приемов, которых во времена Пушкина просто не существовало! Представьте, например, как бы Александр Сергеевич написал сказку-фэнтези?.. Будьте смелыми, не бойтесь разрушать шаблоны и правила! Удачи вам, мои дорогие юные авторы!

Реклама
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление