Статьи

Вальдорфская педагогика. Всему свое время

148 
108 читателей оценили эту публикацию

Среди нас есть еще люди, которые пошли в школу в 7 лет и весь первый класс изучали буквы, учились считать на счетных палочках, вышивали крестиком и ухаживали за зеленым уголком. У старой доброй советской системы образования гораздо больше общего с альтернативной вальдорфской педагогикой, чем с современной официальной школой. Как минимум их объединяет ясное понимание того, что всему свое время.

Вальдорфская педагогика. Всему свое

Вальдорфская методика трепетно и с огромным уважением относится к детству с его неисчерпаемым любопытством, фантастическим упорством, безудержным воображением, железной логикой, добротой и широко открытыми глазами. Вальдорф как раз дает ребенку право на детство, создавая условия для развития его природных способностей и укрепляя веру в собственные силы,которая понадобится ему во

взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будет базироваться образование в средней школе. Процесс обучения в вальдорфской школе начинается с развития таких качеств, как эмоциональная зрелость, инициативность и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

В вальдорфской педагогике не используют учебники, не ставят оценки, здесь нет экзаменов и контрольных. Эта методика максимально ориентирована на индивидуальность ребенка. Учительское творчество и состоит в том, чтобы бережно провести ребенка через различные этапы взросления, обогащая его актуальными для каждого этапа знаниями и умениями, поддерживая при этом созвучие души и тела растущего человека.

Основополагающим здесь является понятие ритма. Ребенка учат чувствовать свои внутренние ритмы, ритмы дня, года. Ритмично организованная жизнь в школах и садах дает маленьким вальдорфцам чувство стабильности, безопасности и чудесное ощущение сопричастности всему живому.

 

Вальдорф в Казахстане

На сегодняшний день в мире существует более тысячи вальдорфских школ, находящихся в 60 странах. В Казахстане также функционирует вальдорфская система, но так как в стране не признано иного образования, кроме традиционного, то школа по вальдорфской методике действует лишь как дополнительное обучение. Как правило, инициаторами выступают сами родители, которые ищут альтернативный подход к обучению своих детей.

Вальдорфская педагогика – хорошо выстроенный обучающий процесс, который продолжается с 1-го по 12-й класс и ориентирован на возрастные особенности ребенка. Учитываются потребности учащегося в различные периоды его жизни. Например, с 7 до 14 лет у детей развитие чувств является преобладающим моментом. Поэтому все преподавание в этом возрасте выстроено на чувственных переживаниях. На правильном развитии чувств и делается акцент. Учитываются потребности каждого возраста – семь, восемь, девять лет и т. д.

Например, в возрасте шести-семи лет восприятие ребенка образное, поэтому преподавание всех предметов происходит через различные образы. Буквы преподносятся через волшебные сказки или истории, математика и счет проживаются всем телом – через движения и шаги. Все это прорисовывается, пересказывается и остается в памяти ребенка как глубокое переживание. В восемь лет дети чутко воспринимают мораль, и тогда волшебные сказки сменяются баснями и легендами, но принцип «проживания образов» сохраняется. Для девяти лет характерно то, что ребенок в этом возрасте стремится к практической деятельности и все проверяет на практике. На собственном примере дети познают единицы измерения. Например, сначала преподаватель рассказывает о том, какие в старину были меры длины, чем они отличались друг от друга – в каждой стране были свои единицы измерения, что приводило к обманам и неправильным расчетам, возникла необходимость в появлении единой меры. К выводу о том, что нужна единая мера длины, как правило, приходят сами дети.

Преподаватели позволяют детям, например, измерить класс собственными шагами, и в результате выясняется, что у ребят разный рост, разного размера шаги и даже длина ступни. Вся вальдорфская система построена на том, чтобы ребенок пережил информацию на собственном опыте.

При этом в вальдорфской педагогике все предметы взаимосвязаны – математика, языки. Например, если по математике проходят ту же единицу измерения, то на следующем
уроке – русского языка – обязательно описывают это, выводят глаголы или другие части речи. А на уроках ремесла, например, когда строят, пилят или шьют, используют недавно полученные знания по математике.

В возрасте около 12 лет закладываются и выстраиваются основы познавательной деятельности. Ребенок познает мир через себя. Преподавая естествознание, знакомя детей с определенными явлениями природы, необходимо прежде всего позаботиться о том, чтобы ученики воспринимали изучаемый объект всеми возможными способами, пользуясь всеми доступными им средствами познания реального мира: внимательно осмотрели, потрогали, послушали, понюхали.

Учитель должен создать условия для того, чтобы наблюдение воспринималось учениками как самостоятельный и важный этап познания: во время проведения опытов ребенок должен быть сосредоточен на происходящем, вовлечен в феномен всеми своими органами чувств.

Так, например, преподавание физики в младших классах исходит из живых и легко наблюдаемых явлений: переживание и осознание тепловых ощущений, тепловое расширение, влияние тепла и холода на вещество. Все это также проживается на практике. Ребенок поочередно опускает руку в холодную и горячую воду, чтобы почувствовать разницу, а потом делает вывод: почему при разной температуре он имеет разные ощущения.

К – это король

Первые два года обучение в вальдорфской школе идет чуть медленнее,чем в обычной, но к третьем

у классу уровень знаний в большинстве случаев выравнивается. Буквы даются в первом классе постепенно. К каждой букве прикрепляется образ. Про каждую букву рассказывается сказка или история. Например, придумывают сказку про короля, который сражается с драконом. Потом детки сказку зарисовывают, и король превращается в букву «К».

Рисуют букву пальцем ноги на песке, лепят эту букву, всем телом проживают каждую букву – такой подход воспитывает уважение к слову. К букве появляется живое отношение. Если дети знают эти буквы из школьной программы, то получают чувственные переживания. Также это помогает, если ребенка привели подготовить к школе, ведь к моменту поступления в школу он должен уметь писать и читать.

А чтобы математика давалась легче, в вальдорфской школе используют подручные материалы. К примеру, чтобы объяснить единицы, десятки, сотни, используются каштаны, фрукты, ракушки.

Двойкам – бой!

Оценки в вальдорфской школе действительно не ставят. Более того, детей не ругают за промашки и не делают им замечания. Правда, и не хвалят. Точнее, нет «слепой» похвалы – мол, молодец, как же ты красиво нарисовал. Вместо этого считается более правильным похвалить ребенка за детали – «Посмотри, какую ровную линию ты вывел». Это позволяет ребенку избежать страха – «Я сделаю что-то не так». В странах, где вальдорфская педагогика признана наравне с традиционной, учителя могут выставить оценки, если ребенок переходит в другую школу. После окончания школы ребенок получает стандартный аттестат.

Учебники для младших классов тоже не используются, так принято в вальдорфской

педагогике. А вот в старших классах приходится – как правило, это книги, по которым

учатся в обычной средней школе. Но ими пользуются не так, как в обычной школе. Учебники нужны, чтобы на них опираться при подаче информации. Конечно, вальдорфские школы следят за тем, что проходят в традиционных средних учебных заведениях.

Свои тетради дети оформляют сами, первое время они пишут в больших тетрадях восковыми блоками – прямоугольниками. Педагоги считают, что малыши рисуют и пишут большими символами, которые с трудом можно повторить обычной шариковой ручкой. А блок захватывают всей рукой, что служит развитию всех пальцев. Со временем тетради уменьшаются, как и блоки, – вместо них используются восковые мелки, а затем и карандаши – хорошего качества. Позже дети пробуют писать пером и чернилами. И только потом уже обычной ручкой.

Предметы преподаются эпохами. Так, один предмет ведется четыре недели. Затем другой – также три-четыре недели. Этот период и называется эпохой. Подобный метод позволяет глубже погрузиться в материал. Уроки проходят циклично. День начинается с главного урока, который длится два часа без перерыва. Главный урок начинается с ритмической части, куда входят песни, стихи, ритмические упражнения.

Сам урок разбит на несколько частей, это своеобразные «вдохи» и «выдохи» – получение информации, решение задач – вдох, выдох – время, когда можно поиграть, порисовать. Благодаря цикличности и смене занятий ребенок не устает.

Ручная работа

В вальдорфской методике большое место уделяется искусству, особенно прикладному: вязанию, валянию, лепке, шитью, рисованию. Дети работают с камнем, деревом, землей, сеют семена, варят варенье.

Бывают дети, у которых нет ощущения границ своего тела. Они могут бегать, при этом задевая кого-то или ударяясь обо что-то. Вальдорфская педагогика способна корректировать и это – играя в такие игры, где дети могут друг друга потрогать, где-то пролезть, проползти, заворачиваться в ткани из шелка или хлопка, устроить бассейн из каштанов. Это дает ребенку возможность сконцентрироваться, ощутить свои собственные границы, почувствовать себя, понять, где он начинается, – «прийти в себя». А когда он «здесь», то и на знаниях сконцентрироваться легче.

Конечно, и в вальдорфской школе, – куда дети ходят с удовольствием, ведь ждут, что

узнают что-то новое, да и, напомню, оценок здесь не ставят, – тоже бывают

свои шалуны, готовые сорвать урок. Правда, в этом случае учитель не ставит двойку провинившемуся, не выгоняет его из класса и не вызывает к доске. Просто делает вывод: значит, урок выстроен так, что кому-то вдруг стало скучно, или ребенок просто переутомился. Тогда нужно немного сменить род занятий, чтобы дать детям возможность расслабиться.

В вальдорфской педагогике важна совместная работа родителей и учителей. Поэтому

родители в школе – желанные гости, их инициатива приветствуется, совместно

обсуждаются нюансы их возможной помощи. Прежде чем отдать ребенка учиться по методике Вальдорфа, родителям нужно признать эту систему не только интересной, но и близкой им по духу.

 

Юлия Абрамова

Консультант: Евгения Филатова,

преподаватель и организатор вальдорфского центра развития «Солнечный дом» 

Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 01 (67) Январь 2015

Реклама
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Вальдорфская педагогика. Всему свое
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Вальдорфская педагогика. Всему свое
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Вальдорфская педагогика. Всему свое
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Вальдорфская педагогика. Всему свое
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Творческая студия Comilfo
Вальдорфская педагогика. Всему свое
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Вальдорфская педагогика. Всему свое
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
Вальдорфская педагогика. Всему свое
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление