Статьи

Стыдить ребенка вредно

140 
78 читателей оценили эту публикацию

Все мы родом из детства. Мы похожи на своих мам и пап, бабушек и дедушек. Вольно или невольно мы копируем своих родителей, повторяя модель поведения, фразы, слова и, к сожалению, ошибки… В первую очередь это, конечно, касается воспитания собственных детей! Вспомните, сколько раз вы слышали подобное: «мальчикам стыдно плакать», «девочки не лазают по деревьям. Стыдно!» и так далее. Часто, правда? А фраза «как тебе не стыдно?!» – настоящий хит детских площадок. Возможно, вы и сами стыдите детей, ведь именно так воспитывали и вас. Давайте все-таки разберемся, что это такое – чувство стыда, и постараемся понять, почему стыдить ребенка вредно.

Стыдить ребенка вредно

Наталия Закирьянова, клинический психолог, дефектолог, сурдопедагог, педагог по раннему развитию, создатель и директор детского центра «Моя радость»

 

 

Так что же такое стыд?

Справочники говорят о том, что стыд – это нравственное чувство и вместе с тем психическое состояние. Стыд – чувство не врожденное, оно формируется постепенно, в результате воспитания и по мере взросления ребенка. Как правило, к трем годам чувство начинает активно формироваться.

            Способность испытывать стыд – один из показателей нравственной воспитанности. Это чувство – своеобразный тормоз, который останавливает ребенка на грани дозволенного и удерживает от каких-либо дурных поступков. Это очень важный момент воспитания и вместе с этим очень сложный: с одной стороны, родители не должны оставлять без внимания проступки детей, а с другой – злоупотребление этой эмоцией или неправильное ее применение чревато очень серьезными последствиями. Если родители выбирают способом воспитания метод указывания на недостатки посредством упреков, замечаний, обвинений или высмеивания, они должны быть готовы к тому, что результатом будут разрушенные отношения с ребенком, ведь детская душа обладает повышенной степенью ранимости.

Кроме того, стыдить ребенка, если он поступил плохо, попросту неэффективно. Самый же эффективный метод воспитания – это работа над ошибками вновь и вновь, чтобы исключить их повторение в будущем. Важная задача родителей – помочь ребенку осознать, что можно, а чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Как правило, к трем годам малыш уже четко это понимает. Каким способом это достигается? На самом деле формирование понятий «хорошо» и «плохо» происходит каждый день. Это достигается тем, как мы относимся к ребенку, как ведем себя сами, как ведем себя с ним, каких ценностей придерживаемся. Ведь поведение родителей для ребенка – непререкаемый образец. Все, что делают дети, – копируют модель поведения взрослого, следуя этому образцу.

Разберем простой пример. На детской площадке мама трехлетней Маши регулярно кричит на малышку, часто шлепает ее, одергивает и буквально тащит с площадки. На самом деле стыдить Машу за несдержанность в таком случае – странно и смешно, ведь для девочки такое поведение правильное и совершенно оправданное, а все потому, что так ведет себя ее мама. Как говорилось ранее, ребенок просто «отзеркалил» взрослого, ведь мы для них – эталон для подражания.

Когда формируется чувство стыда у ребенка, родителям следует избегать его осуждения, особенно в присутствии других людей. Лучше поговорить с ребенком наедине, отказавшись от обвинительного тона. Говорить нужно максимально конкретно – так, чтобы быть уверенными, что ребенок нас понимает и ему совершенно ясно, чем именно мы недовольны. В самом начале разговора необходимо укрепить уверенность малыша в том, что он, конечно же, хороший, а уже потом стыдить за конкретный проступок (не вспоминая при этом все остальные!). Назвать его и объяснить, почему так делать нельзя.

Еще один до боли простой и повсеместный жизненный пример. Из детского сада и без того неспокойный пятилетний Саша стал приходить домой рассерженный, злобный и провоцировал родителей на конфликт. Из беседы с психологом родители выяснили, что Сашу неоднократно стыдили при детях, ставили в пример как «плохого» мальчика. Ребенок быстро в это поверил и стал просто соответствовать ярлыкам. Потребовалось много времени и сил для коррекции поведения ребенка и возвращения в нормальное мирное русло.

Дети часто не в силах удержаться от того, что им хочется. Они живут эмоциями, своими сиюминутными желаниями и порывами. И это, дорогие взрослые, совершенно нормально для малышей!

Так что же грозит ребенку, если родители злоупотребляют пристыживанием?

1. То, что мы именуем комплексом неполноценности, есть продукт стыда. Во взрослой жизни он может быть выражен боязнью публичных выступлений, отстаивания своих прав, выстраивания отношений с противоположным полом и так далее.

2. Привычка следовать жесткой оценке других делает ребенка очень стыдливым. Как правило, такой ребенок (затем – подросток, затем – взрослый) всегда зависит от чужого мнения, старается соответствовать тем ярлыкам, которые ему навязывают.

3. Со временем усиливается нетерпимое отношение к себе и окружающим – это другая крайность, агрессия.

4. Ребенок теряет уверенность в себе и превращается в безынициативного человека. Конечно же, роль лидера таким людям почти никогда не ведома, в основном это «исполнители», плывущие по течению.

            5. Страх перед жизненными трудностями.

6. Укореняется «виноватость». Ребенок и во взрослой жизни привыкает обвинять себя, других людей или обстоятельства.

7. Детский опыт перейдет во взрослую жизнь, и он так же с ругательствами, неприличными или агрессивными замечаниями будет обрушиваться на окружающих и вызывать огонь на себя. Самое страшное, что это все такой ребенок отразит и в воспитании своих детей. Все. Круг замкнулся. Тревожно, не правда ли?

 

Как же справиться с желанием стыдить? Чем можно заменить этот опасный инструмент воспитания ребенка?

Вопрос, конечно, сложный, ведь родители не должны закрывать глаза на проступки и плохое поведение. «Разбор полетов» необходим, иногда даже с бурными эмоциями родителей. Вопрос – как это делать так, чтоб не навредить? Итак:

  • Никогда не приступайте к разговору в состоянии раздражения, злобы.
  • Говорите наедине, без посторонних.
  • Старайтесь также не говорить равнодушным тоном – это может заставить ребенка задуматься о своей ненужности и незначительности.
  • Постарайтесь сохранять дружелюбие в самых экстремальных ситуациях.
  • Не стыдите, вызывая чувство вины («смотри, что ты натворил», «смотри, до чего ты меня довел» и так далее).
  • Четко и внятно говорите ребенку, что он сделал не так и чем конкретно вы недовольны.
  • Всегда давайте возможность ребенку исправить дурной поступок.
  • Покажите и подскажите, как можно исправить проступок.
  • Старайтесь впредь не провоцировать ребенка, помня о его возрастных особенностях.
  • Проверить (проанализировать) свои действия. А не слишком ли вы много запрещаете? А не лишаете ли вы малыша инициативы? Учитываете ли вы возраст или физическое состояние ребенка? Ведь часто дети капризничают только от того, что утомились, хотят спать или есть, испытывают дискомфорт и т. д.
  • Помните, что дети не могут сидеть на месте и скучать. Для ребенка бегать и прыгать – нормально! Кричать, пробуя разные звуковые сочетания и выплескивая эмоции, – это нормально! Иметь свое собственное мнение, выражающееся в отказе от еды или каких-либо действий, – тоже нормально! Помните: ребенок – это не миниатюрная копия взрослого человека. Между прочим, главное дело детей дошкольного возраста – играть, так они познают мир и осваиваются в нем сами.
  • Давайте задания, подсказывайте идеи, организовывайте время и занятия – в общем, займите ребенка делом!

Когда малыша стыдят, для него это достаточно тяжелое переживание. Поэтому это должно быть довольно редкой мерой. Если же ребенка стыдить постоянно, этот инструмент перестает работать – ребенок перестает обращать внимание на наши упреки, для него это становится обычным и привычным, а поэтому и бесполезным. Интересный факт заключается в том, что ребенок любит нас просто так, за то, что мы просто есть, он принимает нас полностью и без остатка! Может ли каждый из нас похвастать таким принятием своего ребенка? Чаще мы критики, командиры, воспитатели, оценщики, контролеры и так далее… Просто подумайте об этом. Стыд – плохой инструмент в воспитании детей.

Воспитание ребенка – это не только каждодневный труд, но и большое счастье! Пусть общение с ребенком приносит вам только радость. В материнстве важен каждый миг, ведь все начинается с мамы!

Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 06 (72) Июнь 2015

Реклама
Творческая студия Comilfo
Стыдить ребенка вредно
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Стыдить ребенка вредно
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Стыдить ребенка вредно
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Стыдить ребенка вредно
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Стыдить ребенка вредно
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Стыдить ребенка вредно
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
Стыдить ребенка вредно
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление