Статьи

«ПОЧЕМУ Я ТАКОЙ?»

281 
173 читателей оценили эту публикацию

Когда дети задают вопросы, на которые сложно ответить, родители выбирают одну их следующих тактик поведения: кто-то пытается на бытовом уровне объяснить все верно и правильно сразу, кто-то обещает уточнить информацию и через некоторое время объясняет маленькому почемучке все детали, и радостный малыш, на некоторое время утолив жажду познания, ищет новые загадки. Некоторые взрослые просто отвечают: «Я не знаю» – и забывают разговор, а кто-то отмахивается от ребенка банальным «подрастешь – узнаешь».

«ПОЧЕМУ Я ТАКОЙ?»

Крайние варианты поведения недопустимы, когда ребенок заводит речь о своем облике, особенно если он имеет видимые дефекты внешности.

Как же воспитывать «особого» ребенка?

Прежде всего самим родителям нужно вести себя со своим ребенком как с абсолютно нормальным человеком, потому что внешние недостатки не могут указывать на интеллектуальные. Самим родителям не стоит заострять внимание на дефектах внешности своего малыша, не подчеркивать детали, но и не впадать в крайности: излишняя жалость приведет к формированию иждивенческой позиции, что в дальнейшем не позволит познавательной мотивации взять верх над остальными, например ситуативной или предметной, когда ребенок будет заниматься только по «понравившейся» теме или только по определенному предмету (только потому, что учитель добрый/красивый/жалеет).

Из практики: Руслан Т. (12 лет), множественные пороки развития, в среднее звено пришел после надомного обучения. В процессе обучения не демонстрирует желания учиться, познавательного интереса нет, домашние задания не выполняет. На уроках пассивен. Если не готов, начинает плакать. В ходе беседы с мамой становится понятно, что такова позиция семьи: «Он не может заниматься вместе со всеми». В конце четверти ребенку просто «рисуют» удовлетворительные отметки, а смысл?..

Работая в общеобразовательной школе, где наряду с обычными детьми учатся «особые» школьники, понимаешь, что ребенку с дефектами внешности и сохранным интеллектом место именно здесь, в школьной среде с ее проблемами, играми, друзьями, потому что он абсолютно нормальный. Главное – родителям занять такую позицию, а задача учителя – показать всем в классе, что «особый» ребенок может работать наравне со всеми, а иногда – лучше.

Индивидуальные задания, игровые, интерактивные и проблемные методы обучения позволяют это сделать легко. Вариантов множество: карточки с индивидуальными заданиями и письменным опросом, опережающие задания, выразительное чтение по ролям, тесты, сочинения, творческие задания – все это поможет школяру доказать свою уникальность и индивидуальность.

Конечно, дети будут часто обращать внимание на дефект ребенка, все зависит от уровня воспитанности сверстников, особенностей семейного воспитания. Здесь важна работа классного руководителя: стоит объяснить ученикам и родителям детей, что все люди не похожи друг на друга.

Такую же работу должны проводить родители ребенка в домашних условиях: малышу с дефектами развития нужно говорить о том, что человек, рождаясь, не выбирает цвет глаз или длину ног – он именно таким приходит в этот мир. Конечно, это сложно, но в ребенка нужно заложить уверенность в том, что истинная красота человека – это не глянцевое личико и тело с обложки, а душа.

На помощь могут прийти примеры людей, которые, имея непривлекательную внешность, добились немалого в жизни. Вспомните Мерилин Монро, которая, являясь секс-символом своего времени, обладала отнюдь не идеальными, даже разной длины ногами. Или Барбара Стрейзанд, отличающаяся весьма своеобразной непривлекательной внешностью, несмотря на мнения своей семьи и окружающих, стала известной певицей и актрисой.

Можно и спортсменов в пример привести: аутист Майкл Фелпс, параолимпийцы Ирек Зарипов и Леонид Шевчик – спортсмены, добивающиеся высоких результатов, а в жизни «отмеченные» не очень благоприятным диагнозом люди. Список можно продолжать бесконечно, тем более что он действительно огромен. Чего только стоит упоминание о таких известных людях, как 32-й президент Америки Франклин Делано Рузвельт, музыкант Стиви Уандер, джазовый пианист Маркус Робертс.

Если же физический недостаток ограничивает возможности малыша, его нужно учить компенсировать свой дефект: показать, что торопливые обычные дети зачастую хуже справляются с ложкой или кубиками, чем малыш, у которого аплазия одной ручки. Мама, подбадривая своего кроху, должна похвалить, сказать, что ребенок молодец: «Вот посмотри – ты справился сам. Скажи после этого, чем ты хуже других? Ничем!»

Если у малыша проблемное место – личико, его нужно учить уверенности в себе. Если дефект исправим, настраивать на перспективы длительного лечения. Если нет – показывать, что в человеке важнее душа и мысли. Приводить примеры известных красавиц и красавцев, совершающих шокирующие выходки, на примере сказок («Аленький цветочек», «Красавица и Чудовище») объяснять поведение героев, показывать истинную человеческую красоту. Детям постарше для анализа подойдет «Собор Парижской Богоматери», как в книжном варианте, так и музыкальном. Особенно такой литературный вариант подойдет девочкам.

Из практики: Кристина В. (15 лет) рассказывала, что мама ей говорила: «Внутри чудовища живет красавица». Девочка с аплазией правой руки выросла по-настоящему красивой. Мама учила ее делать всё левой рукой: писать, рисовать, выполнять нехитрую работу по дому и даже учила готовить. Так вот эта девчушка в свои 13 лет заняла второе место в кулинарном поединке, в котором принимали участие обычные дети. И очень расстраивалась, что не первое.

Конечно, окружающие будут рассматривать ребенка, сверстники – обижать словами, а иногда, чего греха таить, и силой демонстрировать свое преимущество. К этому ребенка нужно готовить. Объяснить, что все дети обзываются и дерутся, а потом снова играют вместе. Однако в данном случае ребенок должен быть уверен, что силой доказывают правоту слабые и глупые люди: «Они так привлекают внимание к себе, не к тебе». Нужно учить ребенка быть выше на голову, а то и на две, а своих обидчиков – великодушно прощать.

Еще можно предложить ребенку сменить компанию ровесников на друзей более старшего возраста, которые уже «переросли» желание размахивать кулаками и сквернословить.

Из практики: Кирилл Ж. (16 лет), диагноз – ДЦП. Общался с компанией рокеров, которые были его старше на 2–3 года. Душа компании, начинающий автор текстов, он переставал заикаться и оставлял свою трость, когда они собирались вместе: в парке, на концерте, празднике он всегда был в центре внимания. Иногда парня можно было увидеть с чудовищной прической: панковский гребень, раскрашенный в спектр, отвлекал внимание от походки, насильственных движений, заикания. Сейчас юноша успешно учится на журфаке, пишет стихи и печатается в молодежных журналах.

Безусловно, воспитание не должно ограничиваться только словами. В семье у любого ребенка должен быть ряд обязанностей: убрать игрушки, помочь маме помыть посуду, выгулять собаку – ребенок должен понимать, что он равноправный член общества, которое начинается с семьи. Если родители будут формировать в своем ребенке такие понятия, как доброта, честность, отзывчивость, великодушие, такой ребенок не вырастет бездушным. Он не будет чувствовать себя ущербным, потому что занятия, просмотр фильмов и чтение книг, совместное времяпровождение докажут малышу, что он не обуза, а желанный ребенок, что его родители относятся к нему не просто с чувством жалости, а любят его.

Поэтому и самим мамам и папам нужно относиться к своему «особому» ребенку бережно, но не жалостливо, любить, но без лишней опеки. Главное – настроить себя, что ребенок пришел в этот мир, чтобы любить, чтобы любили его, поэтому задача родителей – дать малышу свою любовь, верить в то, что у «особого» ребенка своя судьба, которая определена свыше, а воспитание – не обуза, а предназначение родителей.

С детства в ребятишках надо воспитывать чувство стиля: красивая, опрятная, с чувством подобранная одежда поможет не только отвлечь внимание от лица (да и от другого телесного недостатка), но и показать преимущество. По одежке встречают…

Когда в очередной (сотый, тысячный) раз ребенок задаст все тот же вопрос: «Почему я такой?», ему можно с уверенностью ответить вопросом на вопрос: «Какой такой?» И уточнить: «Ты абсолютно нормальный». Если ребенок начнет вдаваться в подробности дефекта, спокойным ровным голосом скажите: «Все мы разные: худые и полные, высокие и низкие, умные и глупые, с одной ручкой и с двумя – и у каждого из нас свой путь, который мы определяем себе сами».

Елена Черепахина, учитель
Консультант:Диана Мамаджанова, психолог

Журнал "Клуб родителей Детки.kz" №5 (47) Май 2013

Реклама
Творческая студия Comilfo
«ПОЧЕМУ Я ТАКОЙ?»
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Частная школа «Alliance school»
«ПОЧЕМУ Я ТАКОЙ?»
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
«ПОЧЕМУ Я ТАКОЙ?»
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
«ПОЧЕМУ Я ТАКОЙ?»
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
«ПОЧЕМУ Я ТАКОЙ?»
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
«ПОЧЕМУ Я ТАКОЙ?»
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Познай-ка Монтессори центр
«ПОЧЕМУ Я ТАКОЙ?»
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление