Статьи

Первый класс и школьные стрессы

313 
183 читателей оценили эту публикацию

В последнее время стресс и начальная школа стали словами, тесно связанными между собой. Есть ли возможность свести школьные стрессы к минимуму и у детей, и у родителей? Оказывается, есть! Нужно лишь приложить немного усилий, и все обязательно получится!

Первый класс и школьные стрессы

Будь готов!

Большинство родителей переживает, как их ребенок пойдет в школу, будет ли он там успешен, станет ли отличником, появятся ли у него там друзья, интересно ли ему будет учиться? Эти и другие вопросы задают себе многие из родителей 6-7-леток.

Кто-то самостоятельно или с помощью педагогов начинает усиленно готовиться к школе за год вперед, кто-то водит ребенка на занятия к психологу, чтобы тот успешно сдал психологические тесты при поступлении в школу, а кто-то надеется, что в садике ребенка достаточно подготовят к предстоящему обучению. Сколько родителей, столько и вариантов… Но, оказывается, не только детей нужно готовить к школе. Родителям это так же необходимо.

Мы, родители, настолько поглощены вопросами готовности своего чада к процессу обучения, что вопрос «Готовы ли мы сами к школе?» либо, вообще, не задается, либо как второстепенный отодвигается на задний план. Да, безусловно, поступление в первый класс для ребенка является очень стрессовой ситуацией, но испытывать стресс начинают и родители. Порядка 80% родителей первоклассников могли ощутить его на себе и, возможно, ощущают до сих пор.

Сегодня хотелось бы поговорить о том, как же сделать так, чтобы ребенку было максимально комфортно учиться в 1-2 классе, и при этом научить родителей правильно реагировать на разнообразные школьные ситуации.

Психоэмоциональные состояния родителей и детей взаимосвязаны друг с другом, поэтому спокойствие родителей обязательно положительно отразится на психоэмоциональном состоянии ребенка.

 

Что же необходимо знать и помнить родителям школьников?

Сравнения

Ребенок является личностью, и его личность уникальна и неповторима. Поэтому крайне не желательно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Сравнивать ребенка можно только с самим собой. К примеру, вчера ты писал очень аккуратно, а сегодня – нет, или 2 месяца назад ты читал 20 слов в минуту, а сейчас – уже 35! Таким образом, ребенок постепенно поймет, что все зависит лишь от него самого, и он в силах всему научиться.

Если вы начинаете сравнивать ребенка с другими детьми в классе или с собой (когда вы учились в школе), это создаст у ребенка сильное внутреннее психологическое напряжение, и даже если он будет очень стараться соответствовать какому-то «идеалу», все равно не сможет стать другим человеком, потому что каждый человек уникален и неповторим. Тактика сравнения с другими детьми не приносит положительных результатов в учебе, снижает познавательный интерес и повышает уровень внутреннего психологического напряжения у ребенка, который может проявиться позднее в виде агрессии или апатии.

Таким образом, хотелось бы порекомендовать замечать успехи своего ребенка, отмечать положительную динамику в освоении новых знаний, учить его не сравнивать себя с другими детьми, а верить в свои силы.

Вера

Вера родителей в ребенка творит чудеса. Что же это за вера такая? Хвалить по поводу и без? Восторгаться? Вера в ребенка – это когда вы точно знаете, что все получится, пусть даже и не сразу. Ребенку очень важно знать, что вы в него верите. Когда что-то не получается, расскажите, что и у вас в детстве не все всегда получалось, но потом вы тренировались, занимались, и все получилось. Здесь нужно показать ребенку схему: если у тебя что-то не получается сейчас, ничего страшного в этом нет, надо просто хорошо позаниматься, потренироваться, и все получится. Это поможет ребенку больше верить в свои силы и знать, что нужно делать, если вдруг пока что-то не получается.

Поддержка

Ребенку также очень необходима ваша моральная поддержка. Ему важно знать: что бы ни произошло, мама и папа будут на его стороне. Никогда не оставляйте ребенка один на один с его детскими проблемами. При посторонних говорите о ребенке или хорошее или, вообще, ничего. Крайне не желательно накидываться на ребенка с претензиями и нотациями в присутствии посторонних. Все выяснения отношений лучше оставить до того момента, когда вы будете вдвоем и сможете поговорить с глазу на глаз.

 

Принцип разделения поступка и личности

Этот принцип подразумевает, что личность ребенка для нас является всегда положительной, а вот за конкретные поступки мы можем выносить свои как положительные, так и отрицательные оценки. То есть, ругать, отчитывать, наказывать ребенка можно лишь за какой-то конкретный поступок, при этом обращая его внимание на то, что вы его любите, и он для вас остается положительным, но вот поступок он совершил не очень-то хороший. Этот принцип позволяет решить проблему, ругать или не ругать и как правильно хвалить ребенка.

Нотации

Слишком частые «нотации» и различные проявления вашего недовольства к ребенку и его учебе приводят к совершенно противоположному результату. Ребенок перестает воспринимать, что вы ему хотите в итоге сказать. Он слышит лишь ваше недовольство. Когда в следующий раз захотите отчитывать за то, что сделано неправильно, лучше обратите внимание на другую модель поведения (как нужно делать правильно). Положительные модели поведения и примеры, как надо делать, принесут больше результата при формировании какого-то навыка или качества у ребенка.

Оценки

Первоклассникам, начиная с 3-й четверти, уже официально начинают ставить оценки. Оценки – это отдельная «больная» тема для многих родителей и детей. Важно научить ребенка «правильно» реагировать на временные неудачи в школе. Оценка всегда ставится за какое-то конкретное задание. Если вы вдруг требуете только «пятерок» от своего первоклассника, срочно перестаньте это делать! Самое важное, чтобы у ребенка были знания – это гораздо важнее оценок. Будут знания, будут и положительные оценки. Никогда не ругайте ребенка за «двойки» и «тройки», поддержите его, выясните, какие пробелы нужно устранить, над чем еще надо поработать и обратить дополнительное внимание. Дети очень стараются, и это нормально, если не все сразу у них получается.

Учеба должна быть в радость. Самое важное – это поддерживать у ребенка положительный интерес к учебе, получению новых знаний, тогда и оценки придут хорошие.

 

Приучение к самостоятельности

По мнению многих педагогов, в начальной школе родителям просто необходимо делать уроки вместе с детьми. Важно научить детей учиться, помогать советами, поддерживать. Ни в коем случае нельзя думать: «Пусть сам делает уроки и таким образом приучается к самостоятельности». В такой ситуации ребенок может чувствовать себя очень одиноко без вашей поддержки, и если вдруг он что-то не понял по учебному материалу, это создаст пробелы в знаниях.

Если вы хотите приучать ребенка к самостоятельности, начните со сборов портфеля. Собрать портфель по силам ребенку, а вы потом, ночью, проверьте, все ли сложено, и доложите то, чего не хватает. Самостоятельность может проявляться и в том, что ребенок сам переодевается и вешает форму на вешалку, кладет учебники и тетради на свои места.

Секции

Многие родители хотят развивать у ребенка дополнительные навыки и качества в различных кружках и секциях. Если ребенок до школы не ходил на кружки и секции, лучше повременить с этим до 2-го класса. Дополнительная нагрузка может негативно отразиться на общем самочувствии или настроении ребенка. Поговорите с ребенком: если ему тяжело совмещать учебу и секции, отложите на время посещение дополнительных занятий.

Дружба

Детям очень важно иметь в классе друзей. Поговорите, что является важным в дружбе, узнайте, с кем общается ваш ребенок в классе, кто ему нравится, помогите найти в классе друзей и установить с ними хорошие отношения.

И в заключение хотелось бы вас поддержать. Вы – самые лучшие родители для своих детей! Наполняйте свою жизнь и жизнь ваших детей радостью, счастьем и улыбками, и все у вас обязательно получится!

 

Филипьева Вероника, 
детский психолог
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 3 (33) Март 2013

Реклама
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Первый класс и школьные стрессы
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
Первый класс и школьные стрессы
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Первый класс и школьные стрессы
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Первый класс и школьные стрессы
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Познай-ка Монтессори центр
Первый класс и школьные стрессы
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Первый класс и школьные стрессы
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Первый класс и школьные стрессы
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление