Статьи

Как не учить детей читать, или Как сделать так, чтобы дети любили читать

119 
81 читателей оценили эту публикацию

Как не учить детей читать, или Как

Ольга Белоусова,

искусствовед, автор проекта «Живое образование», мама двух детей, консультант по грудному вскармливанию и детско-родительским отношениям vk.com/living_education

Вы замечали, что многие дети не любят читать?

Написать эту статью меня побудило то, что множество детей наших знакомых и соседей достигли возраста 5–6 лет и оказалось, что многих из них учат читать. Тяжело видеть то напряжение, с которым дается малышам чтение, сложный навык, к которому они не готовы и смысла в котором они не видят. Родители сетуют на сопротивление детей, и так прекрасное, удивительное общение с книгой превращается для семей в тяжелую, нудную повинность. Я сама, мои дети, дети многих моих друзей научились читать совсем по-другому. Все происходило словно бы само собой, читать эти дети любят, они тянутся к книге, иногда их приходится оттаскивать от нее за уши. Почему же так происходит?

 

Зачем нужно уметь читать?

Давайте вспомним, для чего нужно чтение как навык? Мы учимся читать и приобщаем к чтению детей, чтобы они могли всегда опереться на мудрость книг.

  • Извлечь уроки, получить удовольствие, над вымыслом облиться слезами.
  • Узнать, как оказывать влияние и завоевывать друзей, выбрать между «быть» и «иметь», разрешить себе мечтать.
  • Прочитать договор мелким шрифтом, переписываться с родственниками и друзьями в социальных сетях и т. д.

            Любой взрослый человек легко продолжит этот шутливый список. Это все так понятно, что мы стремимся как можно скорее приобщить детей к богатству чтения. Мы читаем как дышим, и нам сложно понять, что малышу (даже пяти лет, и даже шести) это может быть сложно и тяжело.

 

Что сложного в чтении?

Во-первых, ребенку сложно понять смысл прочитанного. Даже если это знакомый «Колобок». Мало того что нужно составить буква к букве, а потом понять, что это за слово, так еще и слово к слову нужно прицепить, а потом выйти на уровень предложения. Это очень сложная работа превращения абстракции в образы.

 

Другая группа причин – физиологическая. Люди с плохим зрением знают, как утомительно чтение для глаз и всего тела.

  • Глаза совершают однообразные мелкие движения, чтобы пробежать строчки текста.
  • Взгляд фиксируется на одном расстоянии и удерживается в напряжении.
  • Глаза читателя реже моргают, а значит, склера пересыхает, возникает дискомфорт, сухость.
  • Шея и крестец застывают от напряженного внимания.

Опытные педагоги видят это состояние детей и пытаются помочь им. Чтобы не перенапрягалось тело, предлагают следить за осанкой, читать сидя за столом. Чтобы не сбиваться со строчки на строчку – использовать указку или картонку, чтобы не пересыхали глаза – выработать привычку моргать на каждой точке и т. д. Мы предлагаем подумать с другой стороны – если для ребенка это так тяжело, так физически трудно, может быть, он еще не созрел для столь сложного навыка, как чтение? И может быть, имеет смысл дать дозреть нервной системе, мышцам?

Существует совершенно крамольная, но очень эффективная методика: оставить дитя в покое, не предлагать читать и в то же время приобщать его к радостям чтения, заманивать на эту упоительную читательскую дорожку.

 

Как же заманить ребенка в чтение?

Пять коварных шагов

  • Читать на глазах у ребенка, и читать именно живые книги. Позвольте детям видеть, как шелестят страницы, как вы сосредоточенно перебегаете глазами с абзаца на абзац, каким жестом вы держите книгу.
  • Обязательно делать так, чтобы ребенок слышал разговоры о книгах – о том, что вам понравилось в прочитанном, о полезном и спорном. Рассуждайте о том, какие книги (или журналы) вы хотите купить, составляйте списки чтения. Сделайте ваш читательский процесс видимым для ребенка.
  • Показывайте, что вы любите книги. Ходите с детьми в книжные магазины и библиотеки, пусть они видят, как аккуратно и бережно, с любовью вы берете книги в руки и говорите про их формат, фактуру обложки и страниц, восхищаетесь или возмущаетесь работой иллюстратора. Пусть видят ваше горячее, живое, эмоциональное отношение к самой книге-вещи.
  • Помогайте малышу развивать образность, наглядность мышления. На пути к чтению важно много рассказывать – сказки, истории, декламировать стихи. Именно рассказывать, не читать; рассказывание позволяет видеть глаза маленького слушателя, замечать, как изменяется реакция на события истории, где интересно, а где он уходит в скуку. Например, можно пересказывать вечером перед сном события дня малыша. Это и успокоит его, поможет прийти в себя (особенно если день был сложный), и будет связано с образами реальной жизни. А значит, поможет сформировать умение превращать абстрактно звучащие слова в наглядные картинки внутреннего видения.
  • Рисуйте, лепите, разыгрывайте в лицах рассказанное – предоставьте детям возможность выразить возникшие под влиянием рассказа образы в материальном мире, в предметной деятельности.

Эти шаги проще, дешевле, доступнее, чем многие методики обучения чтению. Они не требуют специальных материалов, а только живого внимания родителя к своему ребенку, учителя к ученику (а уж это есть у каждого родителя). И помимо того что при таком подходе дети сами начинают интересоваться чтением, хотят читать, мы укрепляем наши детско-родительские отношения, тренируем свою собственную фантазию, наблюдательность и творческие способности. 

Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 06 (72) Июнь 2015

Реклама
Частная школа «Alliance school»
Как не учить детей читать, или Как
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Как не учить детей читать, или Как
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Как не учить детей читать, или Как
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Как не учить детей читать, или Как
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Как не учить детей читать, или Как
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Как не учить детей читать, или Как
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Как не учить детей читать, или Как
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление