Статьи

Детские обиды и страхи – это серьезно

584 
346 читателей оценили эту публикацию

«Если ты зол на весь мир, значит, тебя обидели в детстве!» Чаще всего именно такое объяснение агрессивному поведению человека мы слышим. Что такое детские страхи и обиды? Откладывают ли они отпечаток на всю дальнейшую жизнь?

Детские обиды и страхи

Ответы на эти и другие вопросы дает известный специалист по семейной и детской психотерапии, генеральный директор Медицинского центра «БРАНТ» Марина Таргакова.

С точки зрения психологии, что такое детство? 

Марина Таргакова: Начну с аллегории. 

Если я хочу съесть яблоко, то не могу просто взять его из ниоткуда. Сначала мне нужно посадить семя в землю, оно должно дать ростки, появится дерево, листки, цветочки, а только потом будут плоды. Точно также человек проходит свои уроки жизни, и детство – один из важных этапов. Детские годы – это каждодневные, ежеминутные, ежесекундные уроки, которые мы впитываем своим еще неокрепшим сознанием, а потом делаем в своем детском уме серьезные выводы о своей будущей жизни. Именно в детстве человек пишет сценарий жизни, которую дальше будет проживать, и практически все психологи сходятся на мысли, что большую часть этого сценария ребенок пишет до пяти лет.

 

Сегодня принято цитировать Зигмунда Фрейда в том, что детские обиды формируют взрослые комплексы. Насколько это верно, и корректно ли всегда ссылаться на эту теорию? М.Т.:

Фрейд сделал большой вклад в психологию, как позитивный, так и негативный. Но он, безусловно, прав в том, что детство – период драматичных переживаний в жизни человека. В детстве все серьезно: страхи, переживания, слезы… Хотя нам, взрослым, кажется, что все это со взрослением пройдет. Практика показывает, что убеждения, которые мы формируем в детстве, оказывают свое подсознательное воздействие на протяжении всей  жизни.

 

Например? М.Т.:

Представьте такую ситуацию. Девочка тянется за красивой вазой, стоящей высоко на серванте, и когда дотягивается, то ваза падает и разбивается. Нетрудно себе представить реакцию мамы. Но всегда ли мама интересуется мотивом, который двигал ее дочерью? А ведь девочка могла лезть за вазой с совершенно разными намерениями.

  • Один вариант: «Надо же какая красивая интересная ваза, дай-ка я ее потрогаю!» – исследовательский интерес. Если ее сильно наказали, девочка сделает вывод, что исследования небезопасны. И будучи взрослой, она будет уверена, что любая активность наказуема. Отсюда появляется люди, которых мало что интересует и впечатляет, они живут рутинной жизнью, но так и не пытаются рискнуть исследовать что-то новое.
  • Второй вариант: девочка хотела помочь маме вытереть пыль с вазы. Получив наказание, он делает вывод, что помогать небезопасно, лучше не вмешиваться и не высовываться. Проще говоря, этот сценарий называется: «Моя хата с краю!». А много лет спустя мама будет спрашивать дочку: «Почему ты мне не помогаешь?» Хотя сама девочка даже и не подозревает о том, что такой стиль поведения выработался всего-навсего от наказания за разбитую вазу. Я, конечно, утрирую, от одного раза мало что изменится. Но если раз за разом ребенок получает негативный опыт за свое исследование – его убеждение будет очень прочным. Когда у человека возникает даже отдалено похожая на этот момент ситуация, ум сразу включает красную лампочку «Опасно!». И человек интуитивно включает защитное поведение, вместо того, чтобы проживать каждый новый день по-новому.

 

Бывали ли в вашей практике случаи, когда из-за детских обид ломалась жизнь или возникали серьезнейшие проблемы? М.Т.:

Все обиды относятся к детскому периоду, так как во взрослом состоянии разум работает в полную силу, и мы способны отдавать себе отчет во всем происходящем. Можно привести много примеров. Растет мальчик в разведенной семье. И мать ему все время в негативном оттенке говорит: «Ты копия своего отца!». А ребенок всеми силами хочет доказать обратное. Будучи уже взрослым он приходит ко мне на прием по случаю развода с женой, которую он, ко всему прочему, еще и побил, переругался с дочерью и сыном и очень сильно переживает по этому поводу, однако не может сделать первый шаг навстречу. Фактически разваливается бизнес, разваливается семья и он просит меня помочь. «Я не хочу жить» – было его лейтмотивом в беседе.

По мере консультирования удается размотать клубок его глубинных переживаний и ощущений, и я вижу перед собой маленького ребенка, у которого перед глазами нет никакого примера в плане того, как быть отцом, как быть мужчиной. Мало того, он с ужасом понимает, что поступает точно так же, как и его отец когда-то, на которого он очень не хотел быть похож. Тот тоже в свое время бил мать, бросил детей, и это очень сильно врезалось в детскую память. Психогенетика гласит, что мы наследуем не только внешние признаки  своих родителей, но и привычки, модели поведения... Фактически же мужчина, которому за 40, ведет себя так же, как и испуганный ребенок, неосознанно копируя папу, воспроизводя подсознательно семейный негативный сценарий.

 

Каковы основные проявления детских комплексов? М.Т.:

  • Во-первых, такие люди часто обижаются.
  • Во-вторых, они не выносят чужую точку зрения, когда они слышат то, с чем не согласны, они либо уходят в себя, либо начинают неистово спорить, чуть ли не топоча ногами.
  • В-третьих, у таких людей может наблюдаться так называемая неконгруэнтность, когда у человека есть несогласованность внешнего поведения с тем, что он говорит. Например, человек говорит о том, как он рад и счастлив с угрюмым лицом, сжимая кулаки.

Такие люди неспособны к демонстрации чувств в ситуациях, где это уместно, к примеру, после долгой разлуки. Вы видите такого человека и понятно, что ему хочется подойти, но вместо этого, он цепенеет на месте и не может расслабиться. Такое поведение  очень характерно для ребенка, но для взрослого человека важна гармоничность, способность действовать, согласно времени, месту и обстоятельствам. Любая психологическая защита ведет к отрыву от реальности.

 

А как вырабатывается психологическая защита? М.Т.:

В результате всевозможных травматических моментов в детстве. Например, если меня постоянно сравнивают с соседским ребенком, говоря, как он хорошо учится, танцует и рисует. Родителям кажется, что это стимулирует детей к развитию. На самом деле, частые сравнения не в пользу ребенка приводят к тому, что человек вырастает ревнивым и завистливым, и всю жизнь думает о том, как обойти, победить, подсидеть. При этом удовлетворения он не получает никогда. Другой вариант, когда ребенку запрещают проявлять эмоции, которые в данной семье не приветствуются, такие как страх, возмущение, грусть... Тогда ребенок учится фальшивить, демонстрировать внешний фасад, который приемлем, но не соответствует внутреннему содержанию, так воспитываются лицемеры.

 

А можно ли искоренить последствия детских обид и страхов? Или даже на самом мелком уровне они все равно остаются с нами? М.Т.:

Не только можно, но  и нужно! Человеку очень важно в течение всей жизни обучаться. Замечательный  психолог Николай Козлов как-то сказал: «Взрослые – это те же дети, только запретившие себя воспитывать». Человек приходит в жизнь для того, чтобы в первую очередь познать себя. Построить дом, вырастить сына и посадить дерево – это далеко не все. Человеку важно знать – кто он, и почему он поступает именно так или иначе, избавиться от клише в своем поведение и раскрыть свои внутренние потенциальные возможности. Бывает ли в вашей жизни, что вы проживаете «День Сурка», повторяя свой сценарий каждый день, попадая в стандартные ситуации, наступая на одни и те же грабли?

Если «да», если ваша жизнь полна дисгармонии, то очень важно заняться наукой самопознания, посмотреть на себя со стороны, изучить себя,  размежеваться со своими детскими обидами и страхами, избавиться от неэкологичных убеждений. При этом человек становится зрелой личностью, которая способна жить полноценно в настоящем, черпая ресурсы внутри своего сердца. Неважно 40, 15 или 80 ему лет. Он просто зрелый на данный момент времени, а потому – счастливый.

 

"Клуб родителей Детки.kz", январь 2010

Реклама
Познай-ка Монтессори центр
Детские обиды и страхи – это серьезно
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Детские обиды и страхи – это серьезно
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Детские обиды и страхи – это серьезно
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Детские обиды и страхи – это серьезно
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Частная школа «Alliance school»
Детские обиды и страхи – это серьезно
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Детские обиды и страхи – это серьезно
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Детские обиды и страхи – это серьезно
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление