Статьи

Детские ахи-страхи

271 
174 читателей оценили эту публикацию

Часто маленькие дети боятся темноты или одиночества, и если какие-то страхи в определенном возрасте являются нормой, то какие-то можно отнести к разряду патологии. Только определить эту грань порой бывает очень сложно. О страхах, их гранях, причинах, последствиях и путях преодоления наш материал.

Детские ахи-страхи

Что есть детский страх?

Каждый человек чего-то боится, ребенок – тем более. Это обусловлено огромным и пока еще незнакомым пространством, окружающим ребенка. Иногда взрослым могут показаться глупыми детские страхи, однако их игнорирование или неправильная реакция на проблему может вызвать серьезные сложности во взрослой жизни. Если говорить строго, то почти 40% детей сталкиваются со страхами. Эта цифра довольна существенная, однако она вовсе не означает, что природа детского страха в нервном или психическом заболевании. Чаще всего ребенок начинает бояться чего-то или кого-то после определенной ситуации (испугался грозы, фильма, книги, собаки или прохожего), и это не ерунда, а сильнейшая эмоция. Со знаком «минус».

Психологи уверены, что ощущение ужаса, которое испытывает ребенок, не просто заставляет маленькое сердечко стучать быстрее – страх парализует и в буквальном смысле сковывает все движения. Эта эмоция является самой опасной из всех существующих, и не важно, на что так реагирует ребенок. И реальную опасность, и выдуманную организм переживает одинаково: в кровь выбрасывается большое количество адреналина, который запускает гормональный взрыв.

Когда наступает та или иная ситуация, психологический уровень страха запускает биологический механизм выработки адреналина, и детский организм вынужден преодолевать раз за разом такие взрывы. Так как схожих ситуаций во время познания окружающего мира будет много, задача родителей – научить правильно реагировать, чтобы защитить и психику и физиологию.

 

Откуда они берутся?

Самая распространенная причина появления страхов– конкретная ситуация. И если страхи перед лифтами или собаками хорошо поддаются коррекции, то спровоцированные взрослыми («Кто не слушается, за тем придет Баба-яга») страхи выльются в будущем в тревожность и неуверенность в собственных силах. В числе похожих причин могут быть запреты со стороны взрослых, яркое проявление гнева и множество угроз.

Вторая причина – внушенные страхи. Под этим понимается яркое, детальное описание возможной опасности, исходящей от того или иного предмета или ситуации. Часто взрослые даже не подозревают, что ребенка больше пугает реакция близкого человека на ситуацию, а не сама проблема. В результате такого внушения малыш запоминает лишь вторую половину высказывания: «упадешь», «укусит», «ударит током», «разобьешься». И даже если смысл слов не совсем понятен, то исходящая от слов тревога задевает и поселяется в душе, а реакция страха плотно закрепляется, иногда на всю жизнь.

Третья причина – богатая детская фантазия. Часто бывает так, что малыш сам себе живенько и эмоционально придумал предмет страха. Например, в темноте живут… А далее список может быть бесконечным, потому как безграничная фантазия может нарисовать кого угодно и в каких угодно количествах. Другое дело, что каждый ребенок индивидуален, и потому реакция на свои же собственные фантазии будет различаться: кто-то забудет и спокойно заснет, а кто-то будет дорисовывать и бояться дальше.

К четвертому фактору возникновения страхов относят внутрисемейные конфликты, когда малыш боится, что он оказался причиной ссор мамы и папы, а потому всю вину взваливает на свои хрупкие плечики.

Пятая проблема, которая может спровоцировать страхи, это взаимоотношения с ровесниками, когда коллектив не принимает нового члена. Особенно часто с этой проблемой сталкиваются дети в период адаптации к детскому саду или школе. Впрочем, в коллективе бывает и так, что сами дети (из тех, кто постарше и посильнее) распространяют страхи и запугивают малышню. Вспомните все истории про черные перчатки, завешанные зеркала и прочие страшилки – и вы поймете, о чем идет речь.

Последняя причина формирования страхов – наличие невроза. Здесь важно отметить именно медицинский аспект, а потому лечением и устранением этой проблемы должны заниматься медики. К этой категории страхов относятся те, которые нехарактерны для определенного возраста.

 

Виды возрастных страхов

Итак, для каждого детского возраста будет характерным появление определенных страхов. Например, для деток до года характерно беспокойное поведение, если мамы нет рядом длительное время или ребенок слышит неприятные громкие звуки. Для 2–3-летних детей характерны страхи наказания, боли (прививка или врачебные манипуляции), одиночества и темноты. К 3–4 годам, когда фантазия набирает обороты, темнота становится одушевленной и населяется придуманными чудищами – так появляется новый страх темноты, фантазийный. К 6–7 годам нормой будет появление страха смерти – в это время ребенок уже понимает, что человек в определенных условиях может умереть, а потому он будет переживать за себя и своих близких. По этой же причине – угроза жизни – ребенок может начать бояться молнии, пожара и т.д.

Если останавливаться на классификации, то выделяют 3 вида страхов, главные характеристики которых основываются на предмете страха, причинах и особенностях его протекания. В первую группу попадут навязчивые страхи, которые ребенок испытывает, попадая в какую-то определенную ситуацию (страх высоты или закрытой комнаты). Вторая разновидность страхов – бредовые страхи. Психологи считают эти страхи самыми опасными, потому что зачастую невозможно докопаться до причины появления этого страха (например, ребенок боится какой-то игрушки или одежды). Но если вы понимаете, что страх связан с какой-то определенной ситуацией (поскользнулся, поэтому не хочет надевать сандалии, или зацепился футболкой и сильно поцарапался), это нормально, и значит, он боится просто повтора.

Сверхценные страхи – это третий вид страхов, и связаны они с фантазиями ребенка. Как ни странно, именно эта группа оказывается самой распространенной среди детей. Проблема сверхценных страхов заключается в том, что ребенок, придумав страшилку, не может выдернуть ее из реальной жизни, куда он перенес ее. Далее эта фантазия становится идефикс, когда ребенок подгоняет страшилку под ситуацию, а неотступные представления становятся значимыми настолько, что занимают все мысли.

Самые распространенные сверхценные детские страхи – ведьмы, вампиры, оборотни и прочие существа тьмы, которых ребенок боится как огня. Из ситуаций – страх заблудиться или потеряться, опасность воды, пожара или огня, страх испытать боль.

 

Что делать, чтобы победить страх?

Делать что-то со страхами нужно обязательно, потому как они могут привести к самым разнообразным проблемам – тревожности, агрессии, капризам, проблемам в межличностном общении с ровесниками и близкими, стойкому формированию неврозов и даже энурезу. Чтобы избежать всех этих неприятностей, важно вовремя заметить проблему и помочь с нею справиться. Если родители понимают, что ситуация выходит за пределы нормы и приближается к патологии, нужно обратиться к специалисту – детскому психологу или психиатру. Если особого беспокойства ребенок не проявляет, родители могут сами справиться с проблемой.

Чтобы понять, что тревожит малыша, с ним надо поговорить. Однако разговор не должен напоминать допрос. Ненавязчиво сядьте рядом с ребенком или посадите его к себе на колени – такая доверительная поза поможет разговору. Вопросы задавайте спокойным доброжелательным тоном так, чтобы ребенку было понятно, о чем его спрашивают. Спрашивайте так, чтобы ребенок мог ответить «да» или «нет», «боюсь» или «не боюсь». Не зацикливайтесь на одном и том же вопросе, чтобы не вызвать внушения страха, и все время хвалите и подбадривайте.

Даже если вы сами обеспокоились ответом, говорите ровно, без эмоциональных всплесков, чтобы не напугать ребенка своей реакцией. Вместо этого попробуйте обсудить, чего и почему именно ребенок боится. Не бойтесь проговаривания: психологи уверены, что чем больше ребенок говорит о своем страхе, тем быстрее он может сформулировать причину, а значит, избавиться от своей проблемы.

Родители должны понимать такой момент: говорить ребенку о том, что его переживания – глупости, ни в коем случае нельзя. Можно поделиться своим опытом детских страхов, рассказать о том, как вы сами перестали бояться, – это придаст силы и уверенности, а вот отсутствие внимания к детскому страху только ранит ребенка. Можно попробовать такой действенный метод, как совместная сказка. Сочините вместе с ребенком хорошую историю, где добрый герой побеждает страх (злого фантазийного героя). Еще один вариант работы со страхом – рисунок. Предложите ребенку нарисовать свой страх, а потом вместе сожгите листок, развейте пепел и объясните, что он больше никогда не потревожит малыша, потому что его больше нет.

 

Родительская техника безопасности

  • Так как страх – это не ОРЗ, то закаливание в данном случае не поможет. На деле это означает, что привыкнуть к страху нельзя, а запирание ребенка в темной комнате на ночь одного усугубит ситуацию (минимум, чем это грозит – ребенок еще больше будет бояться; максимум проблем появится, если последствиями «закаливания» станут различные отклонения в психическом развитии, неврозы, заикание и энурез).
  • Не ругайте ребенка за его страхи. Объясняйте спокойно и доброжелательно. Доверие и ласка – это ключевые факторы выяснения причины страхов и их ликвидации.
  • Понимайте, что детский страх – это не каприз, а самая опасная эмоция, а потому расценивайте страх как проблему, которую нужно решать вместе.
  • Принимайте жалобы и говорите, что вы понимаете ребенка. Объяснять, что чудищ нет, бесполезно, а вот рассказать, как их можно победить, важно. Да, и уверяйте ребенка, что он в безопасности, особенно когда вы рядом.
  • Выясняйте, чего и почему боится ваш кроха. Устраняйте причину вместе и, если паника началась, отвлеките от страха: увлеките игрой, посмотрите в окно, разговорите ребенка на отвлеченную тему.
  • В ситуации формирования страхов важно поддержать ребенка, но не идти у него на поводу. Если ребенок боится огня, ваша задача – объяснить, что в приготовлении пищи на газу нет ничего страшного, а вот потакание страху оставит всю семью без ужина. Впрочем, страх воды также грозит неприятностями – вы же не хотите вырастить грязнулю?

Помните советский мультик «Ахи-Страхи. Ничуть не страшно»? Посмотрите его вместе с ребенком и объясните, что каждому страху можно найти объяснение. Обсуждайте с ребенком все, что его беспокоит. Это правило действует как в отношении ахов-страхов, так и в деле решения любых проблем. Терпение, спокойствие и уважение личности ребенка – это три кита успеха в деле воспитания личности.

Елена Черепахина
Консультант: Мария Банникова, педагог-психолог
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" №8 (50) Август 2013

Реклама
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Детские ахи-страхи
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Детские ахи-страхи
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Детские ахи-страхи
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Частная школа «Alliance school»
Детские ахи-страхи
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Детские ахи-страхи
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Детские ахи-страхи
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Детские ахи-страхи
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление