Статьи

Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста

690 
397 читателей оценили эту публикацию

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом, соответственно, развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения, поэтому можно сделать вывод о том, что среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи. Учащихся с отклонениями в формировании средств языка можно разделить условно на три группы: дети с фонетическими нарушениями, фонематическими нарушениями, общим недоразвитием речи.

Речевые нарушения у детей

 Елена Черепахина, учитель русского языка и литературы, логопед

Фонетические нарушения речи выражаются в дефектах произношения отдельных звуков и групп звуков. У ребенка складывается и закрепляется неправильное звукопроизношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Типичные примеры нарушений – велярное, увелярное, или одноударное, произношение звука «Р», мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение звуков. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы. Процесс фонемообразования в таких случаях не задерживается, и учащиеся, приобретая к школьному возрасту определенный запас более или менее устойчивых представлений о звуковом составе слова, правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения соответствующих звуков.

Фонетико-фонематические нарушения речи. Ребёнок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает. У некоторых детей встречаются и нарушения слоговой структуры слова, т.е. наблюдаются пропуск отдельных звуков или частей слова, перестановки звуков и слогов местами. Нарушается анализ не только тех слов, в состав которых входит неправильно произносимый звук, но также и слов, включающих звуки, сходные по звучанию с неправильно произносимым звуком, например, отсутствующий или неправильно произносимый звук «с» может смешиваться с целым рядом звуков: как глухой со звонким «с»-«з»; как простой со сложным «с»-«ш»; как твёрдый с мягким «с»-«сь».

Это отражается и на письме, приводя к смешению соответствующих букв. В более тяжёлых случаях нарушения письма отмечаются и такие ошибки, как пропуски букв, добавления, перестановки букв, слияние нескольких слов в одно, замены букв по графическому сходству.

Это приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения: вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением, при этом делая много самых разнообразных ошибок (замену одних букв и слогов другими). Характерны также «застревания» на какой-то букве, слоге, неоднократное их повторение. В связи с этим темп чтения детей с фонематическим недоразвитием речи замедлен.

Третья группа – общее недоразвитие речи (чаще всего среди учащихся массовых школ можно наблюдать детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи). Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развитой. Ребёнок может ответить на вопросы, составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, т.е. построить своё высказывание в рамках близкой ему темы. Однако при необходимости дать развёрнутые ответы с элементами рассуждения, доказательства у таких детей возникают значительные трудности.

Словарь детей оказывается небольшим по объёму. В нём наблюдаются в основном слова, обозначающие конкретные предметы и действия. Значительные отклонения наблюдаются и в развитии понимания значения слов. Ограниченность речевых средств наглядно проявляется при выполнении заданий на словоизменение и словообразование. В их речи мы находим «медведиха» вместо «медведица», «морковяный» вместо «морковный».

В звуковом отношении речь детей также является недостаточно сформированной. Дети испытывают трудности при различении звуков и в произнесении трудных слов: «калабакушение» вместо «кораблекрушение», «фотофигурует» вместо «фотографирует».

Указанные отклонения в речевом развитии детей создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. При письме наряду с заменой и пропуском букв такие ученики пропускают или заменяют предлоги, а также сливают их с существительными. Например: «Коска играет клубок» (Кошка играет с клубком) или «Укрыльса лужи» (У крыльца лужи). Довольно часто встречаются ошибки на замену падежных окончаний («зайком» вместо «зайкой», «курицам» вместо «курицей»).

Чтение у детей данного уровня речевого недоразвития в основном является неверным, побуквенным, угадывающим, наблюдается также и недостаточно полное понимание прочитанного. Большие затруднения в понимании читаемого у таких детей вызывает наличие в тексте местоимений, предлогов, союзов. Метафоры и сравнения чаще всего остаются недоступными для их понимания.

Предлагаем Вашему вниманию ряд заданий, направленных на коррекцию звукопроизношении (звук «Р») и развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления):

  • Звукопроизношение и развитие фонематических процессов
  • Замени первый звук в слове на звук «Р», например: хобот – робот. Танец - …, забота - …, мычать - …, макеты - …, пыжик - …, нога - …
  • Придумай конец слова к данному началу: РА ______, РО_______, РЫ_______, РУ_______.
  • Составь и запиши слово из данных слогов: мош ка гар, рас ра ти ни е, ный хат бар, ор мент на, ши вер ны, те зор ви ле.
  • Раздели слова на слоги, например: смородина – смо – ро – ди – на. Карман, праздник, разговор, костер.
  • Назови детёнышей, например: у коровы – теленок. У тигра - …, у крольчихи - …, у барсука - …, у носорога - ..., у рыси - …
  • Прочти. Подчеркни только слова. Кран, санр, равр, игра, сторл, комар, ров, кора, нора, рава, рыкн, парк.
  • Крын, курив, рысь, сор, провн, стур, дрогз, врап, вратарь, нора, долр.
  • Произнеси скороговорку сначала медленно, а затем убыстряя темп. Следи за правильным произношением. Тропка на травке, травка на тропке. Топоры остры до поры, до поры остры топоры.
  • За тараканом – с барабаном, за комаром – с топором.

 

Найди продолжение пословицы:

  • Героем упадёшь – поднимут,                                                                    
  • И рак рыба     Написано пером,                                                                                     
  •  Кто умеет трудиться На безрыбье                                                                                             
  • Трусом упадёшь – раздавят Тот труда не боится,                                                                                
  •  Не вынешь рыбку из пруда Без труда                                                                                                 
  • Не вырубишь топором     

Составь предложения из слов. 

Восстанови порядок предложений.

 

Перескажи текст.

За черникой Дорога, через, вела, ручьи, кусты, поля. Утром, мама, собрали, я, вещи, папа для, лес, в, поход. День, жаркий, был. Прохладно, но, горах, в, утром. На, вершине, самой, гор, растут, кедры, огромные. Оказался, трудным, подъем. Под, а, ними, маленькие, травинки, с, ягодками, черными. Мы, собирали, бережно, корзинки, в, ягодки. Это, есть, и, черника. Старались, вырывать, не, ростки, травинок. Папа, больше, набрал, всех. Мама, грузди, кроме, нашла, сыроежки, ягод. А, я, ел, рвал, ягоду, её, горстями, горами, любовался. Красив, мой, край, родной!

 

Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 11 (29) ноябрь 2011  

Реклама
Творческая студия Comilfo
Речевые нарушения у детей младшего
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Речевые нарушения у детей младшего
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Речевые нарушения у детей младшего
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Речевые нарушения у детей младшего
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Речевые нарушения у детей младшего
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Частная школа «Alliance school»
Речевые нарушения у детей младшего
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Речевые нарушения у детей младшего
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление