Статьи

Вождь Краснокожих

484 
337 читателей оценили эту публикацию

Если ваш малыш весь день вертится как юла, не давая никому покоя, не следует думать, что все дело в темпераменте.

Вождь Краснокожих

Пятилетнего Олега мама буквально втолкнула в кабинет. Какое-то время он бушевал, а потом позволил маме изложить суть беспокоящих ее проблем. Рождался Олежек трудно, со стимуляцией, а потом и кесаревым сечением. Сейчас мальчик невероятно расторможен, взбудоражен, а в последнее время нередко набрасывается с кулаками на бабушку. В 1,5 года отказался от дневного сна, мальчик очень нервный: боится мух, медицинских манипуляций, стуков. Двигательное беспокойство нарастает к вечеру, усиливается при появлении в доме гостей. Cо слов мамы, с двухлетнего возраста Олег стал плаксивым, обидчивым, упрямым. Вечером неохотно ложится спать, не укладывается без ночника, утром мальчик встает хмурый, ворчливый. Раздражается по любому поводу: при требованиях собрать игрушки, умыться, быстро одеться, выключить телевизор - кричит, рыдает, пытается ущипнуть сестренку. У мамы создается впечатление, что ребенок делает это ей назло. Пока мама рассказывает, Олег крутит головой, стучит по столу и бегает по кабинету.

После выяснения всех обстоятельств я объясняю маме, что состояние Олега детскими психоневрологами обозначается как "синдром дефицита внимания", при котором наряду с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством у детей наблюдается недостаточность активного внимания. Это приводит к тому, что деятельность или игра ребенка становятся хаотичными, суетливыми. В детском саду такие дети слывут неуправляемыми, будоражат всю группу. В школе они вертятся за партой, задают множество вопросов или громко комментируют действия педагога - словом, мешают всем. Будучи в гостях, двигают стулья, роняют посуду, перебивают взрослых, создают шум, от которого у окружающих голова идет кругом, и все сочувственно соглашаются с родителями, что их ребенок - сущий "вождь краснокожих".

 

Все как на ладони

Проявления названного состояния весьма типичны. Ребенок не может подолгу оставаться на одном месте, он вскакивает, трогает различные предметы, суетливо двигает руками и ногами, с грохотом роняет вещи, много, без умолку говорит, не слушая вопросов и непрестанно перебивая собеседника. В тихих, скучных для него играх такого ребенка хватает ненадолго, он предпочитает бегать, менять занятия. Такие малыши нетерпеливы, взбудоражены, склонны к импульсивным, неожиданным поступкам. Ребенок с гиперактивностью может вывести из равновесия самого терпеливого педагога и сдержанных родителей. Он бурно реагирует на различные события, его импульсивные и непредсказуемые действия не соответствуют конкретной ситуации. Такие дети хотели бы, да не могут вести себя иначе. К своему поведению они относятся недостаточно критично, их претензии на лидерство встречают сопротивление сверстников, ведут к частым конфликтам с окружающими.

Синдром гиперактивности затрудняет адаптацию детей в коллективе, нередко является основой для асоциальных поступков. Двигательному беспокойству детей сопутствует недостаточность активного внимания. При этом дети не могут организовать игру и следовать определенным инструкциям, их деятельность весьма сумбурна из-за неспособности к концентрации внимания. По этой же причине ребята допускают ошибки при письме, пропускают мимо ушей объяснения или вопросы. Они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи. Неустойчивости внимания мы, детские психиатры, придаем особое значение. Дефицит внимания во многом объясняет поведение таких детей. Олег, с чьей истории я начал эту статью, непроизвольно откликается и замечает любые внешние раздражители: изменение обстановки, жесты и реплики взрослых. Вследствие недостаточности активного внимания Олег непрерывно трогает, хватает, роняет различные предметы, не доводит до конца собственные начинания, вмешивается в разговоры взрослых.

Общее возбуждение, переменчивость настроения, готовность к протесту и агрессивному отпору по малейшему поводу довершают картину. Двигательная расторможенность и чрезмерная отвлекаемость, несомненно, болезненные проявления и требуют коррекции врача. Элементарной избалованностью и изъянами воспитания такое поведение детей объяснить нельзя. Подобное поведение обусловлено недостаточностью, незрелостью определенных структур мозга. Олег ведет себя так, как утомленный или физически нездоровый ребенок 2-3 лет. От расторможенности и повышенной детской возбудимости устают как папы и мамы, так и все остальные, кто находится рядом с малышом, - няни, воспитатели. В редких случаях ребенок дома слывет подвижным, любознательным, вполне нормальным, а поступив в школу, повергает учительницу в ужас тем, что не дает заниматься всему классу. Подобное грубое нарушение обучения, иначе говоря, социальных функций ребенка - основная черта гиперактивных детей.

Хочется подчеркнуть, что невысокая успеваемость некоторых ребят с проявлением гиперактивности объясняется отнюдь не их низким интеллектуальным развитием, а неумением концентрировать внимание. Когда им удается сосредоточиться при беседе, выясняется, что они обладают и цепкой памятью, и изрядным запасом представлений.

 

Ищем причину

Синдром гиперактивности - распространенное нарушение. Примерно у 5% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются двигательная расторможенность и недостаточность активного внимания. Практически в каждой группе детского сада встречаются 1-2 ребенка с подобными проявлениями. Чаще гиперактивностью отличаются мальчики. Синдром гиперактивности может быть следствием тяжелых болезней первых лет жизни, результатом осложнений беременности и родов (токсикозы и болезни мамы во время беременности, родовые травмы и т. д.). Двигательная расторможенность может быть при эпилепсии, она иногда сопутствует умственной отсталости. Но не делайте поспешных выводов. Как это часто бывает, отдельный симптом наблюдается при самых различных недугах, как, например, кашель, сопутствующий не только ларингиту и бронхиту, но и воспалению легких, плевриту, туберкулезу.

 

Как помочь малышу?

Традиционные вопросы родителей: "Как уменьшить беспокойство детей?", "Есть ли надежда на улучшение состояния?", "Как подготовить малыша к школе?". Синдром двигательной расторможенности характерен для определенного возраста, по мере взросления ребенка, годам к 9-11 эти проявления несколько сглаживаются. Это состояние лечится, применяются различные препараты, под влиянием которых ребенок становится более уравновешенным и сдержанным. Помощь специалиста поможет установить, с чем связана двигательная расторможенность, и наметить оптимальную терапевтическую тактику. Главным я бы назвал правильное понимание поступков своего ребенка - не нужно относиться к нему как к шалуну и хулигану. Улучшение поведения ребенка наступит при добром, спокойном отношении к нему всей семьи.

Необходимо, с одной стороны, избегать предъявления ребенку жестких, повышенных требований, которые он заведомо выполнить не сможет. С другой стороны, не должно быть вседозволенности, жалости и чрезмерной опеки. Взрослые должны понимать, что особенности в поведении обусловлены биологическими факторами и неблаговидные поступки ребенка - не вина, а беда его. Близким потребуется немалый запас терпения, выдержки и понимания, так как за пару недель такое поведение не устранить.

Избегайте приказного тона, ведите разговор с детьми в совещательной, товарищеской и вежливой манере. Важны такие "мелочи", как нежное прикосновение, взгляд глаза в глаза. Хуже всего - непоследовательность требований взрослых, разнобой в вопросах воспитания и паническое настроение мамы, которое выражается словами "нервы не выдерживают". Жизнь должна регламентироваться умеренно жестким распорядком дня. Обязательно выделите время для активных физических упражнений, прогулок, игр, способствующих сбросу избыточной энергии. Важно соблюдать меру при занятиях физкультурой и спортом, потому что переутомление у всех детишек ведет к усилению возбуждения.

Родителям лучше избегать шумных компаний дома, не забывать, что пребывание в крупных торговых центрах, местах скопления людей оказывает на ребенка возбуждающее действие. Постарайтесь, чтобы у малыша был хороший друг с уравновешенным характером. Ни одна таблетка не может научить ребенка правильно себя вести. Вместе с тем плохие манеры, сформировавшиеся в детстве, способны воспроизводиться в более старшем возрасте. Нарушения в поведении ребенка в детском саду, школе, спортивной секции служат источником осуждения, неприятия со стороны окружающих. Отсюда постоянные упреки, наказания, требования вести себя нормально, чего ребенок с гиперактивностью в принципе выполнить не может. Таким образом, жизнь малыша протекает в обстановке постоянных конфликтов, и это еще сильнее ухудшает его адаптацию. Нельзя упустить возраст, когда поведенческие стереотипы корректируются наиболее эффективно, - до 6-8 лет, при этом я имею в виду не только серьезные воспитательные усилия родителей, но и специальные занятия с психологом и психотерапевтом.

При лечении детей широко применяются различные методы психологической коррекции и психотерапии, способствующие тренировке и лучшей концентрации внимания. Как правило, занятия с психотерапевтом и психологом проводятся в присутствии родителей, так как полученные навыки нужно закреплять дома. Наряду с этим назначаются лекарства с успокаивающим действием и препараты из группы так называемых корректоров поведения.

 

Как готовиться к школе?

С такими детишками нужно заниматься по-особому. Ребенку предлагается одно конкретное задание, которое можно завершить в короткий промежуток времени. Устные инструкции лучше подкреплять наглядными материалами - образцами, рисунками. Малышу полезно заниматься деятельностью, которая тренирует концентрацию внимания, например работой с кубиками, раскрашиванием. Занятия не должны длиться долго, чтобы не утомить ребенка. Ведь бурная двигательная активность малыша - отнюдь не показатель его психической выносливости. Такие детишки быстро устают, при этом их беспокойство нарастает. Считаетя, что для гиперактивных малышей продолжительность урока должна быть не больше 30 минут, а в группе или классе число учеников не должно превышать 12-15 человек.

Понятно, что в реальности эти условия не всегда выполнимы, иногда врачи вынуждены для расторможенных детей рекомендовать индивидуальное обучение. Чаще хвалите малыша. Не скупитесь подчеркивать успехи ребенка и укреплять его уверенность в собственных силах. Реже говорите "нет" и "нельзя". О поступках малыша говорите сдержанно, мягко и спокойно. Ваши усилия должны быть направлены на создание положительной модели поведения у ребенка.

 

Владислав Брагинский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ

Реклама
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Вождь Краснокожих
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Вождь Краснокожих
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Вождь Краснокожих
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
Вождь Краснокожих
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Вождь Краснокожих
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Познай-ка Монтессори центр
Вождь Краснокожих
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Вождь Краснокожих
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление