Статьи

Занимательная лингвистика

237 
212 читателей оценили эту публикацию

Качественное образование в наши дни немыслимо без знания государственного и иностранного языков. Стремление молодых мам как можно раньше познакомить своих детей с казахским, английским и немецким понятно, а потому вполне логично предпочтение обычным дошкольным учреждениям развивающих центров и детских садов с соответствующим обучением.

Занимательная лингвистика

Но не всегда наши надежды в том, что детей увлечет процесс изучения языков, сбываются. И это неудивительно, ведь каждый ребенок уникален: у кого-то преобладает гуманитарное мышление, кто-то тяготеет к техническим и точным наукам. В раннем и дошкольном возрасте у детей как никогда развита жажда познания, но в среднем и старшем звене она  заметно снижается. Особенно эта проблема актуальна сейчас, в разгар летних каникул, когда отдых, развлечения и игры на свежем воздухе вытесняют домашние занятия, отчет по которым на это время предоставлен только родителям.

 

Повторенье – мать ученья

Главной особенностью в изучении языков является постоянство и повторение. Как же сделать этот процесс интересным, не превращенным в нудные обязательства? Мы рассмотрим в этой статье как традиционные, так и креативные методы.

 

Как сделать изучение языка интересным?

Совет № 1. Знакомство с языковой картиной мира

Есть замечательное выражение мыслителя Людвига Витгенштейна: «Границы моего языка – это границы моего мира». И это действительно так: за каждым словом закреплено значение, которое называет предмет (яблоко), отвлеченное понятие (судьба), описание (красная), действие (изучал) или состояние(хорошо).

Мы воспринимаем, понимаем и запоминаем явления окружающего мира при помощи языка. Лингвисты называют это языковой картиной мира. Есть интересные факты, подтверждающие то, что национальные, ментальные особенности отражаются в языке. Например, у эскимосов для наименования снега существует больше 20 слов, ведь зима у них длится почти круглый год. А на родине макарон и спагетти – Италии – существует более 500 названий для этих мучных изделий. В гавайском алфавите только 12 букв, и в основном все – гласные. Представители этого народа славятся своими песнями и танцами из-за мелодичности  языка. А у китайцев есть иероглиф, обозначающий «неприятность, трудность», который изображается как две женщины под одной крышей.

Вас заинтересовали эти факты? Поделитесь ими с детьми! Подумайте вместе с ними, какие слова в вашем родном языке отображают дух народа. Об этом и наш следующий пункт.

 

Совет № 2. Знакомство с этимологией слов

Как вы думаете, сможете ли вы заинтересовать детей словом «этимология»? Вряд ли. Звучит скучно и малообещающе. А если вы скажете им, что «ВЕДЬМА», «МЕДВЕДЬ» и «НЕВЕСТА» – родственные слова? Такой факт наверняка выдаст интерес и сомнение в их глазах. Как раз это и изучает этимология – наука о происхождении слов. Существуют специальные этимологические словари, где можно найти историю зарождения любого слова.

Возвращаясь к словам… Древнерусский глагол «ВЕДАТЬ», редко упоминающийся сейчас, означает «ЗНАТЬ». Так вот ВЕДЬМА – та, кто ведает, то есть, знающая, мудрая женщина. Такой и считалась ведьма в эпоху язычества. А вот НЕВЕСТА, в свою очередь, – та, которая не ведает, еще не знает семейной жизни. В древнерусском языке не было буквы «ё», поэтому «мёд» звучало как «мед». Дальше по аналогии: МЕДВЕДЬ – ведает, где мед!

Также в древнерусском языке была сокращенная форма местоимения «себя» – «ся». Мыть себя – мытьСЯ, играть самому – игратьСЯ. В дальнейшем местоимение слилось с глаголом, и получилась вот такая известная нам форма.

Но не всегда этимология бывает ясна и понятна. Как и любая сфера, лингвистика полна тайн, загадок и предположений. Например, происхождение слова «казах» имеет несколько версий.

По одной из них, это слово означает «независимый» или «странник». По другой, если разбить слово на части и переставить местами, то получим «ақ қаз»- «белый гусь». Неслучайно в казахском фольклоре красоту девушки сравнивают с лебедем, взмах ресниц –  с взмахом гусиного крыла.

Происхождением некоторых слов мы обязаны классикам литературы. Так Карамзин ввел в русский язык слово «промышленность», Салтыков-Щедрин – «мягкотелость», поэт Игорь Северянин – «бездарь».

 

Совет № 3. Лингвистические игры

Традиционный  метод упражнений, безусловно, хорош и вырабатывает дисциплину. Однако детям может с лихвой хватать этого в школе и в обучающих центрах. Одному из главных процессов памяти – сохранению информации – нужно время для лучшего усвоения. А значит, и отдых, хоть и небольшой. Тут нам на помощь приходит игра, ведь это одновременно и отдых, и развлечение. Здесь применимы такие качества, как находчивость, изобретательность и знание материала, что послужит стимулом узнать как можно больше, чтобы одержать победу в игре. Попробуйте поиграть в предложенные нами лингвистические игры.

  1. Игра на самое длинное слово. Участники называют и записывают слова на один лист, считая по количеству букв. Выигрывает назвавший самое длинное существующее слово в языке. Можно усложнить задачу и поиграть в самые длинные слова, встречающиеся в одном языке и в другом. В немецком языке таких большое множество (образовались за счет слияния словосочетаний). Казахский язык тоже может похвастаться длинными словами, которые образуются благодаря добавочным суффиксам, в которых выражены и число, и отрицание, и другие показатели. Например, слово «мерекелеріңізбен», которое переводится как «с праздником вас», или «қанағаттандырылмағандықтарыңыздан» - «неудовлетворенный».
  2. Игра «Лингвоман». Это устная игра. Один из участвующих задает слово, и каждый произносит его на всех языках, которые он знает. Чаще всего такими словами оказываются наименования членов семьи, названия представителей флоры и фауны, предметов быта.
  3. Игра «Я – Словарь». Даннаяписьменная игра для детей постарше, она направлена на знание родного языка, но вместе с тем развивает логику. Вы задаете ребенку слово, например «стул», и просите, чтобы он описал этот предмет так, чтобы было понятно, что это за предмет мебели и чем он отличен от кресла или табуретки. Чтобы задание было понятнее, поставьте вопрос: «Если бы тебя спросили, что такое стул, как бы ты объяснил?» Получается, ребенок исполняет роль словаря – объясняет значение. Обязательно потом сравните полученный результат со значением в настоящем толковом словаре, чтобы  понять: что упустили, что следовало бы отметить в первую очередь как описание предмета.
  4. Игра «Найди предмет». Эта игра подходит для закрепления пройденных тем по изучению иностранного языка. Возьмите разноцветные стикеры с клеящейся основой и напишите на них названия предметов мебели, посуды, игрушек, разных предметов на другом языке. Ребенок должен правильно найти предмет с заданным названием и приклеить на него стикер. Данное игровое упражнение поможет детям надолго запомнить иностранные слова без зазубривания.

 

Интересные факты:

  • А.С. Пушкин знал французский, английский, немецкий, итальянский, испанский, латинский, греческий, славянские языки. Библиотека великого классика насчитывала 3560 книг, 993 из которых были написаны на 14 иностранных языках.
  • Самый большой словарь в мире –  «Немецкий словарь» в 33 томах. Работу над ним начали в 1854 году великие сказочники Братья Гримм, являвшиеся еще и лингвистами. Закончен словарь был только в 1971 и сменил немало авторов.
  • По данным ЮНЕСКО, в мире существует 2796 языков, но эта цифра спорная, так как некоторые языки имеют статус диалектов и говоров.
  • По данным ООН, в число официальных мировых языков входят английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский.

Изучение языков – захватывающий, интересный и увлекательный процесс. Если вы не можете похвастаться знаниями в этой области, то интересуйтесь вместе с детьми! Ничто так не подкрепит усердие ребенка, как пример со стороны родителей.

 

Екатерина Тихонова
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 7 (37) Июль 2012

Реклама
Частная школа «Alliance school»
Занимательная лингвистика
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Занимательная лингвистика
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Занимательная лингвистика
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Занимательная лингвистика
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Занимательная лингвистика
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Занимательная лингвистика
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Занимательная лингвистика
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление