Статьи

Ужасы взрослого лексикона, или Как разговаривать с ребенком

295 
183 читателей оценили эту публикацию

После года словарный запас ребенка существенно расширяется. Пассивный запас продолжает формироваться, из него словечки попадают в детский обиход, но не всегда ребенок понимает смысл услышанного или сказанного. И часто виноват в этом отнюдь не мозг ребенка, а наш с вами, дорогие родители, взрослый лексикон.

Ужасы взрослого лексикона, или Как

Твоя моя не понимай

Ситуация непонимания ребенком взрослого напоминает шуточную сценку, где нанятый переводчик пытается объяснить иностранцу, чего хочет от него отечественный клиент-заказчик. Правила этикета обязывают предложить гостю напитки, но переводчик не может подобрать слово-эквивалент всем известным киселю или ряженке, которые в дословном переводе на английском языке звучат более чем странно. Еще большую трудность в понимании иностранцев вызывают пословицы, поговорки и фразеологизмы.

Примерно так, в буквальном смысле, нас воспринимает ребенок: неправильно услышал или запомнил, подогнал под знакомое слово – вот вам искажение. А уж фантазия может дорисовать чего угодно, и у ребенка сложится определенный выдуманный стереотип. Разговаривая при ребенке, следите не только за экспрессивными средствами выражения, но и лексикой вообще, иначе «нерадивый» может трансформироваться в «неродившегося», «апелляция» – в «операцию» и т. д.

Помните о том, что читаемые вами произведения оставляют неизгладимый след в душе ребенка, и когда вы в порыве родительского негодования повторяете ему фразу про дурную голову, которая не дает покоя рукам и ногам, в сознании маленького почемучки или подросшего школьника могут всплыть литературные аналоги – Колобок и, если хотите, голова профессора Доуэля. Добавьте сюда руки-ноги, и вы примерно будете знать, кого представляет ваше чадо, когда вы твердите ему про эту самую неспокойную голову. Причем он точно не будет эту самую голову ассоциировать со своей, поэтому уповать на детскую сознательность не стоит – в момент вашего выговора и педагогического воздействия он явно фантазирует и представляет того, о ком говорит мама, но не себя.

 

Подумайте на досуге

Как мы, взрослые, разговариваем с ребенком? Пока он маленький, мы терпеливо объясняем, как называются предметы, для чего они предназначены, почему происходит то или иное явление. Когда ребенок переходит из состояния младенца в возраст почемучки, у родителей заканчивается терпение, и отсутствие умных доказательств, веских аргументов и логичных объяснений выражается в громком тоне нашего голоса, резких словах и даже ругательствах.

Если такое поведение становится нормой, это приводит к стойкости проявления невротического общения, которое закрепляется в сознании ребенка. Когда такое эмоциональное красноречие подкрепляется афоризмами, фразеологизмами и словами с переносными значениями, которые, по мнению взрослых, должны прибавить их словам весомости, ребенок совсем перестает понимать любимых и близких ему людей. Конечно, повторяющиеся изо дня в день перлы запомнятся либо так, как они слышатся, либо так, как они ребенком понимаются.

Нет, конечно, разговаривать с детьми нужно, используя не только привычные слова, но и новые, с переносными значениями, но при этом выдавать новое и повторять пройденное нужно с умом, объясняя сложные моменты, иначе вместо желаемого красноречия получится невротическое общение.

 

Донести до ребенка слово и любовь

Уроки развития речи ребенок отлично усваивает дома: слыша ваши разговоры по телефону, шуточные (или не очень) перепалки; он примечает отношения в семье и совершенствует умение находить выход из сложной словесной ситуации. Далее он будет копировать ваши речевые формулы и интонацию, и ваши словечки-паразиты станут его личным «достоянием».

Не удивляйтесь появлению нецензурной брани: слыша ее дома или на улице, не понимая смысла слова, ребенок просто копирует его. Повторяя это слово, он видит реакцию (смех, поджатые губы, окрик) и он понимает, что это слово какое-то нехорошее, но реакция его подзадоривает, и словечко приживается. В общем, следите за собой.

Самые распространенные ошибки, которые мы допускаем, общаясь с детьми, кроются в нашем поведении. Первая проблема – словоблудие. Да-да, именно так: мы используем огромное количество слов и повторяем одни и те же предложения, особенно объясняя что-то или внушая. Втолковывая и растолковывая, достаточно кратко и четко объяснять, используя при этом самые простые и доступные для понимания ребенка слова.

Думая, что словесные увещевания есть самое убедительное средство воспитания, мы так увлекаемся, что говорим в режиме радио как минимум полчаса, а ребенок уже отключился от нашей волны и воспринимает ее не более как включенный телевизор, который работает фоном.

Иносказательность не самый лучший вариант общения, особенно когда дело касается просьб. Намеки и подтекст призваны вызвать чувство вины или стыда, но никак не располагают к выполнению просьб. Поэтому вместо: «Хорошие дети убирают за собой игрушки» предпочтите прямой вариант: «Убери, пожалуйста, игрушки в своей комнате».

Следим за оценками. И не только в дневнике. Хваля за хорошие отметки, хвалите именно за это. И ни в коем случае не сводите позитив к негативу: если после радости успеха ребенок увидит ваше недовольство, вызванное некачественной уборкой или невымытой посудой, запомнится ему отнюдь не радость за «пятак». Выговорить за оплошность можно чуть позже, когда режим «радостного радио» станет фоном.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются все взрослые, – инструкции, замечания и комментарии. Как сделать, «чтобы не как в прошлый раз», какие действия совершать правильно, чего не надо делать – ребенок не нуждается в этом, но мы ограничиваем самостоятельность, думая, что это правильно.

Мы слишком критичны и категоричны. Если это происходит в системе и на вопросы из разряда «почему нельзя идти туда?» ребенок получает «потому что» и примерно такие же ответы он слышит на свои «неудобные» вопросы, рано или поздно он перестанет вам их задавать. Впрочем, как и остальные, потому что общаться с такими взрослыми неинтересно. И не о чем.

«Головой думай», «горе ты мое луковое», «копуша» – часто эти слова и выражения передают экспрессивность речи взрослых, и вроде ничего в них обидного нет, но вспомните Смурфиков: имена каждому (Растяпе, Умнику, Смельчаку, Красавчику и всем остальным) дают в сказочной стране не по рождению, а тогда, когда главные качества личности начинают проявляться.

Вы же не хотите запрограммировать ребенка на растяпу или растеряшу? К тому же некоторых слов ребенок может не понимать. Объясняйте смысл всех просторечных и литературных выражений, четко проговаривайте слова, чтобы ребенок их вычленял не только в вашей речи, но и в речи окружающих.

Относитесь к говоруну как к хорошему знакомому, с которым вы любите общаться, исключая нудное жужжание и бесконечное втолковывание. Объясняйте непонятные слова и выражения. Если не можете, задумайтесь, зачем вы их употребляете, а потом обратитесь к словарям (благо бесчисленное их множество работает в режиме онлайн, что позволит ответить на вопрос быстро и правильно). Будьте терпеливы и спокойны: рано или поздно ваш ребенок познает все тайны родного языка. Если же и речевой этикет был заложен вами правильно, будьте уверены: из ребенка вырастет прекрасный собеседник.

 

Елена Черепахина
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 1 (43) Январь 2013

Реклама
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Ужасы взрослого лексикона, или Как
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Ужасы взрослого лексикона, или Как
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Частная школа «Alliance school»
Ужасы взрослого лексикона, или Как
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Ужасы взрослого лексикона, или Как
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Ужасы взрослого лексикона, или Как
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Ужасы взрослого лексикона, или Как
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Ужасы взрослого лексикона, или Как
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление