Статьи

Уроки чистописания

403 
183 читателей оценили эту публикацию

«Как курица лапой», – говорят про тех, чей почерк оставляет желать лучшего. А какой почерк у вашего ребенка? Выводит ли он буковки старательно или в его каракулях не разобраться? Иногда по поводу неровного и неразборчивого почерка шутят: врачом будет. Кем бы ни стал ребенок в будущем, едва ли он будет часто писать рукой – все больше обычное письмо вытесняет клавиатура, бумажные книги – электронные издания. Одним словом, нам все меньше приходится браться за ручку и бумагу, а все чаще – стучать по клавишам.

Уроки чистописания

И все же в целях популяризации (или чтобы не забыли) письма учредили праздник – День почерка или День ручного письма, который отмечается 23 января. Впрочем, может, в этом празднике есть и маркетинговый ход – инициатором Дня почерка является Ассоциация производителей пишущих принадлежностей. Так это или не так, история, как говорится, умалчивает, но необходимость брать в руки ручку (простите за каламбур) не исчезает и по сей день.

Неровный почерк – это не только некрасиво эстетически, но может принести ребенку еще и дополнительные проблемы – некоторые учителя могут и оценки снизить за неразборчивые буквы. Кроме того, неровный почерк может усилить ощущение того, что ошибок больше, чем есть на самом деле. Почерк считается разборчивым, если все буквы имеют одинаковую высоту и ширину, прямые линии – ровные и параллельные, овалы – правильной формы.

Отчего же возникает неразборчивый почерк у детей, которые только начинают писать и, по идее, должны делать это старательно и аккуратно, а значит, красиво? Есть множество причин.

Существует правило, согласно которому чем раньше родители начинают учить ребенка писать, тем хуже у него будет почерк. Так, излишнее рвение родителей, желающих научить чадо писать в три-четыре года, может привести к нежелательному результату. Исправлять почерк будет куда труднее. Даже в пять лет ребенок лишь зажмет ручку в кулаке, а в этом положении безотрывное письмо невозможно. Он будет выводить лишь печатные буквы. Каждые полгода в таком деле важны – за это время созревают функции, которые необходимы для письма.

Педагог и автор статей и книг о раннем развитии детей Елена Данилова утверждает: «Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом...».

Кроме того, требование писать безотрывно – еще одна проблема для детей. Во-первых, потому что безотрывность требует обведения буквы по уже написанной линии, а маленькому ребенку это сделать сложно. Во-вторых, физиологи выяснили, что ребенок пишет безотрывно на вдохе и не выдыхает, пока не напишет несколько букв, а это вредно, так как создается рваный ритм дыхания.

Еще одна причина того, что почерк ребенка становится неразборчивым, в том, что от письма болят руки, так называемый писчий спазм. Он возникает от неравномерной нагрузки на мышцы руки и может проявляться в виде боли в кисти или даже ноющей боли мышц спины, плеч и шеи.

Когда ребенок садится делать уроки, обращайте внимание на то, как он сидит: он должен сидеть прямо, голова слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, а подошвы должны полностью касаться пола, левая рука при этом лежит на столе параллельно краю.

Тетрадь должна быть наклонена вправо под углом 25 градусов к краю стола, а ее середина должна быть направлена к середине груди малыша. Отодвигать тетрадь по мере заполнения строк ребенок должен левой рукой. Стол и стул должны быть удобными, нужной высоты.

Важно и положение ручки, так как переучить ребенка держать ручку будет сложнее, чем научить «с нуля». Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца, придерживаемая большим и указательным пальцами. При этом большой палец должен быть немного выше указательного. Кончик ручки должен смотреть в плечо. На столе рука должна лежать, опираясь на мизинец и ребро ладони. Держать ручку лучше в 1,5–2,5 см от ее кончика. Кисть при письме должна двигаться свободно, но локоть не должен отрываться от стола.

Кроме того, важно, чем пишет ребенок. Так, если вы хотите добиться красивого почерка, то лучше предпочесть перьевую ручку шариковой.

Часто родители да и учителя считают, что некрасивый почерк – лишь следствие несобранности, невнимательности и лени. На самом деле это не так. Для того чтобы научиться писать, нужна взаимосвязь мышления и мелкой моторики, а также способность перевести информацию в систему знаков. Поэтому проблемы, связанные с письменной речью, могут говорить о том, что в работе мозга есть нарушения, но их нельзя назвать патологией. Скорее это особенность мозговой организации.

Правда, иногда можно говорить и о некоторой патологии: причиной некрасивого почерка может стать дисграфия – частичное расстройство процесса письма, повторение одних и тех же ошибок, множество ошибок. Появляется эта неприятность вследствие несформированности или нарушения психологических функций, обеспечивающих процесс письма. Чаще всего это врожденное расстройство, когда процесс письма изначально формируется искаженно. Если дисграфия приобретенная, то письмо было сформировано, а потом навык пропал или пострадал. Причин тому может быть много: это и недоразвитие головного мозга, и патологии при беременности, травма плода, асфиксия и т.д. Кроме того, есть и социально-психологические причины: недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.

Распознать дисграфию можно: ребенок может пропускать слоги, буквы, слова, переставлять их, смещать, менять буквы, не узнавать буквы, похожие по начертанию. А если ребенок расстроен, то его почерк вообще невозможно различить. Однако помочь ребенку может логопед, который с помощью игр отработает вместе с малышом различия произношения.

Если речь не идет о таком расстройстве, то научить ребенка красиво писать можно своими силами. Для начала нужно обратить внимание на мелкую и крупную моторику. Мелкую моторику можно развить с помощью таких занятий, как вырезание ножницами предметов разных размеров, изготовление аппликаций, оригами, рисование и штрихование – кисточкой, мелом, карандашами, лепка из пластилина, игры с мелкими деталями –мозаикой и конструктором.

Крупную моторику помогут развить игры с мячом, строительство куличиков из песка или снега, собирание пирамидок. Все эти занятия можно начинать еще до детского сада. Тренировать ручки можно с помощью рисунков, где нужно соединять линиями точки, получая таким образом картинку. Такие книжки имеются в продаже. Для письма лучше приобрести прописи.

Дайте ребенку лист бумаги и карандаш, пусть рисует что хочет – палочки, кружочки, галочки, точки; купите раскраску – пусть он заштриховывает рисунок, не выходя за его границы. Создайте рисунок с недостающими деталями и предложите малышу дорисовать их.

Научите ребенка правильно держать карандаш или ручку. Занимайтесь чистописанием по 15–30 минут в день, но не усердствуйте, если ребенку не хочется заниматься письмом в данный момент. В противном случае можно вызвать отторжение, а нужно заинтересовать результатом. Почерк ухудшается, когда ребенок спешит. Не заставляйте его писать быстрее, не подгоняйте, пусть малыш пишет медленно, но старательно. Не заставляйте также переделывать задание по несколько раз.

Не ругайте ребенка за неудачи и не наказывайте. Не ждите, что все получится с первого раза. Убедите ребенка в необходимости исправления почерка. Не забывайте хвалить его за успехи и давать ему время на отдых. В перерывах и после занятий стоит сделать ребенку массаж предплечий и рук.

Обучение письму должно начинаться с печатных букв, и лишь после того, как дошкольник научится их писать, можно приступать к письму.

Учиться письму нужно в несколько этапов. Сначала ребенок должен научиться обводить буквы – это можно делать с помощью прописей, где уже напечатаны буквы пунктирными линиями. Сначала ребенок должен научиться обводить овалы, линии, а уже потом можно приступать к написанию букв, цифр, слов.

Затем – написание букв по образцу, когда буква написана несколько раз, а между ними – пробел, куда ребенок должен вписать свою букву, точнее, скопировать. Переходить к написанию следующей буквы можно после того, как ребенок освоил предыдущую. Сначала нужно научить ребенка писать буквы, а потом только переходить к слогам и словам. Затем можно перейти к переписыванию целых фраз и текстов, а уже потом – ежедневная практика написания нескольких строк из рассказа, стихотворения, сказки и т.д.

Почерк может рассказать и о характере ребенка. Сильное давление при письме говорит о том, что ребенок эмоционален, не научился сдерживать свои эмоции, но впоследствии это проходит. Неровный почерк, когда буквы колеблются из стороны в сторону, говорит о неуравновешенности, о возможности неврастенических проявлений. Если два этих фактора – напор при письме, а также постоянный наклон букв, плюс одинаковый их размер – в порядке, то это может говорить об уравновешенности человека, психологической устойчивости и других моральных качествах.

Если у ребенка вертикальный почерк, то он имеет хорошую силу воли. Большой размер букв говорит о направленности наружу, маленький – о том, что ребенок склонен к формированию себя, совершенствованию внутреннего мира. Так, в первом случае ребенок может в будущем стать руководителем.

Наклон – немаловажный фактор. Норма – наклон вправо на 30 градусов. Сильный наклон в любую сторону означает излишнюю эмоциональность, несдержанность и неорганизованность. Наклон влево может означать форму протеста, неуравновешенность, причем ее уровень зависит от силы наклона. Так, 45–50 градусов наклона встречается у детей с психическими травмами. «Левый» наклон требует особого внимания, так как в будущем у таких детей будут проблемы в коллективе. Считается, что люди, обладающие таким почерком, имеют тяжелый характер.

Прежде чем исправлять почерк своего ребенка, обратите внимание на то, что именно вам в нем (почерке) не нравится. Может быть, сначала стоит исправить ситуацию на более глубоком уровне? Ведь, как известно, все идет от головы. А изменив что-то в психике, поведении, жизни ребенка, и почерк менять не придется – он сам станет красивым и изящным.

 

Юлия Абрамова
Журнал «Клуб родителей Детки.kz» № 1 (55) Январь 2014

Реклама
Творческая студия Comilfo
Уроки чистописания
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Уроки чистописания
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Уроки чистописания
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Уроки чистописания
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Уроки чистописания
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Частная школа «Alliance school»
Уроки чистописания
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Уроки чистописания
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление