Статьи

Развивающие игрушки. Что это?

268 
182 читателей оценили эту публикацию

Современные физиологи и детские психологи считают, что головной мозг ребенка развивается и совершенствуется до 3 лет. Конечно, это не значит, что после 3 лет голова перестает работать. Нет. Просто цифры, приводимые учеными в качестве аргументов, говорят о том, что в первые три года жизни мозг работает в усиленном режиме, запоминая информацию, обрабатывая ее и воспроизводя при необходимости. В связи с этим и появились такие понятия, как раннее развитие и развивающие игрушки. Что же это такое?

Развивающие игрушки. Что это?

История развивающей игрушки

Во все времена и эпохи игрушка была неотъемлемой частью детства и его ведущей деятельности – игры, в процессе которой у ребенка формировался типичный детский образ, включающий в себя интеллектуальные способности, физические и морально-нравственные качества. Историки говорят о том, что игрушки появились уже в период «до нашей эры». Самые распространенные – погремушки, которые выполняли несколько функций: учили фокусировать взгляд на игрушке, ориентироваться на звук, а также отгоняли демонов.

Впрочем, мифы всех народов мира (не только широко известные мифы Древней Греции и Рима) содержат описание таких игрушек-погремушек. Кроме того, в произведениях устного народного творчества имеются определенные указания на то, что над колыбелью вешали яркие предметы и игрушки небольшого размера, которые, как сказали бы современные педагоги и психологи, нужны для развития зрительного и слухового восприятия, концентрации внимания. Не забывали наши прабабушки и о развитии речи, являющейся ключевой в оценке развития: все свои действия и ежедневные бытовые гигиеническо-воспитательно-прогулочные дела они сопровождали потешками, прибаутками и пестушками, даже если малыш еще не умел говорить.

История советской педагогики также ориентировалась на игру как основную деятельность дошкольника, и известный педагог прошлого А. С. Макаренко считал, что обучение и воспитание происходит в игре: «Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Однако термин «развивающая игра» не использовался – с детьми просто играли и обучали социальным, трудовым и интеллектуальным навыкам. И лишь в XX веке этот термин впервые начал использовать один из основоположников педагогики раннего развития Борис Никитин. И тогда же стали говорить о развивающих игрушках.

 

Обычная или необычная?

Если на прилавке детского магазина вы обнаружили на привлекшей ваше внимание игрушке пометку «развивающая», вы прежде всего думаете о том, что именно она развивает. Увеличивать словарный запас, развивать навыки устного счета, познавательные процессы, мелкую моторику, совершенствовать музыкальный слух или расширять кругозор – все это заставляет мозг ребенка трудиться и думать. Научить ребенка думать – это и есть отличительная способность развивающих игрушек.

Каждая такая игрушка направлена на развитие интеллектуальных качеств: внимания, памяти, пространственного представления, воображения, логического мышления. Игрушка может учить находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать предметы; в ходе систематических занятий можно запросто научить ребенка создавать простые комбинации из разнообразных элементов, находить «лишние» детали, видеть ошибки и недостатки. Ряд игр направлен на развитие и совершенствование мелкой моторики, которая отражает уровень развития ребенка и стимулирует процессы развития речи и письма.

 

Не все то золото

Есть у развивающих игрушек один недостаток. Основная их роль – научить ребенка фантазировать (выдумывать и сочинять) и изобретать собственную игру. Однако не всегда последнее возможно с теми игрушками, которые мы покупаем в магазинах, потому что они предлагают определенные правила работы или игры, чем ставят ребенка в довольно узкие рамки.

Безусловно, правы те родители, которые после занятий с развивающими игрушками не прячут их до следующего урока, а оставляют малышу, чтобы тот смог придумать с ними свою игру. В этом случае ребенок не только отработает «по образцу», но и сумеет придумать свою личную сказку с самым интересным сюжетом, развить фантазию, не ограничивая ее рамками авторского или заводского задания.

 

По правилам или без?

Если малыш не хочет играть по правилам, не настаивайте. Во-первых, причина нежелания может крыться в возрастном несовпадении, когда ребенок еще не дорос до игрушки, а родители купили ее раньше времени, думая, что, опережая возможности интеллекта ребенка, они добьются чудес. Всему свое время.

Во-вторых, проблема нежелания играть может крыться в несоответствии игры задачам развития. Например, шнуровки. Ребенок получает шнуровку в форме торта или, скажем, ботинка. Первая картинка отправится в рот, вторая – на примерку. Поняв, что это не то, чего очень хотелось от видимого, осознав, что форма не соответствует содержанию, ребенок может просто потерять к нему интерес. Зато ленточки на коробочке с настоящим тортом давно уже развязаны и снова завязаны в сотню узелков, а папины ботинки и свои собственные ребенок давно уже освоил с позиции вытаскивания и зашнуровывания непослушных веревочек.

Еще один вариант игры не по правилам заключается в желании использовать игрушки с определением «развивающие» по «неразвивающему» сценарию. Именно так может показаться родителям, когда их любимое и самое умное чадо на свете хватает кубики с буквами, чтобы… построить огромную башню. Родители в этот момент думают только о том, что ребенок играет не по правилам. А вот и дудки! Правила он как раз и соблюдает, вымеряя на практике размеры своей башни, высоту и крепость сооружения, а потому родительские негодования желательно заглушить и предоставить ребенку шанс играть по собственному сценарию – когда подрастет, можно опять попробовать вернуться к назначению игрушки или изменить условия авторской методики.

 

Что важно помнить?

Многие родители считают, что развивающая игрушка – это нечто очень дорогостоящее. Однако не все развивающие игры или игрушки являются таковыми. А вот приготовить для своих малышей и карапузов что-то увлекательное можно даже в домашних условиях: коробочки и коробки, баночки и пластиковые бутылки, веточки и палочки, проволока и нитки, бусины и бисер – список можно продолжать до бесконечности. А ведь из всего этого можно и самим сделать развивающую игрушку, которая не уступит по своим интеллектуальным способностям той самой дорогостоящей, а может, даже будет и лучше.

 

Если же вы покупаете в магазине чудо-развивайку, помните некоторые простые правила:

  • игрушка должна соответствовать возрасту;
  • выбирая цветовую гамму, предпочитайте естественные яркие цвета, не увлекайтесь фантастическими оттенками и режущими глаз флуоресцентными тонами;
  • выбирать звуковые игрушки нужно так, чтобы их можно было послушать и выбрать те, которые не будут раздражать или пугать;
  • игрушки-аналоги бытовых предметов необходимы для развития бытовой самостоятельности, поэтому постепенно предлагайте пылесосы и утюжки, молоточки и кастрюли, исходя из интересов и потребностей вашего взрослеющего ребенка;
  • до 3 лет можно не разграничивать игрушки на мальчиковые и девчачьи, так как половой признак еще не столь важен в процессе игры, а вот познать мир всесторонне – дело важное;
  • игрушки должны быть безопасными, поэтому покупать для любимого малыша подарок лучше в специализированных магазинах, которые на каждый свой товар имеют сертификат.

На вопрос, сколько требуется игрушек для детского счастья, каждый родитель ответит по-своему. Кто-то будет покупать все, что посчитает нужным, некоторые ограничат детский игровой инвентарь самым необходимым. Однако в этом вопросе, как и в любом другом, лучше найти золотую середину: лучше предпочесть однотипным игрушкам разного цвета и размера так называемые «универсальные»; если же игрушки надоели их обладателю, можно попробовать их спрятать на пару-тройку недель, чтобы потом достать и предложить их как новые.

 

Елена Черепахина учитель русского языка и летературы, логопед
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 10 (40) Октябрь 2013

Реклама
Творческая студия Comilfo
Развивающие игрушки. Что это?
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Развивающие игрушки. Что это?
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Частная школа «Alliance school»
Развивающие игрушки. Что это?
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Развивающие игрушки. Что это?
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Развивающие игрушки. Что это?
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Развивающие игрушки. Что это?
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Развивающие игрушки. Что это?
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление