Статьи

Карты Проппа: развиваем речь, память и воображение

658 
200 читателей оценили эту публикацию

Вспомните, какие книжки в детстве были самыми интересными. Конечно же, те, в которых были сказки с яркими картинками! И неудивительно, ведь они нам открывали удивительный мир волшебства, ясно обозначая границы добра и зла. С давних времен сказками учили, убаюкивали и развлекали. В наши дни этот жанр не менее актуален, даже больше – включен в образовательную программу детских садов и школ. Редкая мама не проверяла пересказ заданной сказки у своего чада. Известно, что зазубривание не приносит хороших плодов, ведь главное в пересказе – установление причинно-следственных связей и развитие речи. А помогут это сделать карты Проппа.

Карты Проппа: развиваем речь, память и воображение

Что это такое?

Известный исследователь сказок Владимир Пропп утверждал: волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Они повторяются из сказки в сказку, однако в разной вариации (друг-помощник, враг, волшебный предмет и др.). Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребенок, глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий. Благодаря одним и тем же картам можно вспомнить и рассказать сотни разных сказок, даже сочинить свою собственную! Карты Проппа способен сделать самостоятельно любой ребенок, однако помощь родителей не помешает. Главное, не забыть, что же изобразил ваш малыш – рисунок должен быть узнаваемым. Такое наглядное пособие рекомендуют современные педагоги и психологи как один из продуктивных методов развития речи, памяти и воображения. И неудивительно, ведь карты Проппа соединяют в себе как творческое начало (рисование, моделирование, литература), так и игру. Что может быть интереснее для ребенка? Основная задача родителей – вовлечь ребенка в занимательный процесс подготовки карт и пересказа, а через них привить любовь к книгам.

 

Подготавливаемся

Дети воспринимают абстрактное через обычные, реальные предметы из их жизни. А сказка – самая что ни на есть абстрактная вещь. Ведь пока не нарисуешь ее героев, не посмотришь о ней мультфильм, не сделаешь инсценировку, сказка возможна только благодаря слову. А ведь прежде, чем заниматься по картам Проппа, детям необходимо объяснить, что сказка состоит из разных частей. Для лучшего понимания можно провести аналогию: машинка-грузовик состоит из колес, кабины, кузова и т. д., пирамидка – из стержня и отдельных колец. По отдельности они ничего особо собой не представляют, только детали, зато вместе – целую игрушку! Так и со сказкой. Только в нашем случае частями сказки будут мотивы. Проще говоря, мотив – это простейшая составная часть сюжета сказки. Их нам и нужно будет представить в виде знаков и нарисовать, да так, чтобы всем было понятно.

Готовые карты Проппа можно найти в Интернете и распечатать, однако совместное представление вещей, явлений и действий в виде рисунков будет лишним стимулом к обучению. Тем более такие занятия очень скрепляют детей и родителей.

 

Итак, сказки состоят из мотивов:

  • Жили-были. Введение в сказочное пространство. Этой фразой (как вариант – «в некотором царстве, в некотором государстве») начинаются почти все сказки. Возможный рисунок – дом или замок.

  • Особое обстоятельство («задумали братья жениться», «уехали родители и наказали Аленушке следить за Иванушкой», «солнце зашло за тучи»). Точнее, что-то случилось, что поменяло привычный ход вещей. Возможный рисунок – солнце и тучи, разбившийся стакан.

  • Запрет («не отопряй двери», «не пей водицы»). Возможный рисунок – крест, слово «нет».

  • Нарушение запрета. Герои сказок не слушаются и нарушают запреты (открывают двери, пьют из лужи и прочее). Возможный рисунок – человечек рядом с крестом, «отодвигает» его.

  • Герой уходит из дома (парень отправляется на поиски девушки, отец увозит дочь в лес по приказу мачехи). Чаще всего это происходит, когда герой нарушит запрет. Возможный рисунок – дом с открытой дверью и человечек.

  • Появление друга-помощника (Серый Волк, коровка Буренка). Появление такого друга помогает решить проблемы героя – найти, указать дорогу. Возможный рисунок – любой добрый зверек.

  • Появление волшебного предмета (ковер-самолет, сапоги-скороходы, чудодейственные яблочки). С помощью них герой достигает цели, возвращается к жизни. Возможный рисунок – сам волшебный предмет, герой на лесенке с таким предметом.

  • Действия врага (Кощей похищает невесту, старуха отравляет яблоко ядом). Возможный рисунок – злой человечек с мечом, страшное чудище.

  • Достижение победы (враг погибает, злые чары рушатся, герой побеждает в состязании). Возможный рисунок – медаль, трибуна с обозначенным 1-м местом.

  • Преследование (героя преследуют Баба-яга, гуси-лебеди). Возможный рисунок – человечек убегает.

  • Спасение от преследования (герой прячется в печку, превращается в дерево, бросает гребень, и за ним вырастает дремучий лес). Возможный рисунок – печка.

  • Испытание героя (Баба-яга просит выполнить задание, за выполнение его одаривает волшебным предметом). Возможный рисунок – один человечек что-то дарит другому.

  • Сложное задание (отец просит соткать за ночь ковер, построить дворец). Возможный рисунок – рука как напутствие, человечек у доски или с дневником в руках.

  • Новый облик героя, преображение (погружение в молоко, в воду). Возможный рисунок – человечек смотрится в зеркало.

  • Появление ложного героя (тот, кто выдает себя за героя, присваивая его победы себе). Возможный рисунок – два одинаковых человечка.

  • Разоблачение ложного героя (во время испытаний или после опознания других лиц). Возможный рисунок – маска падает с героя.

  • Узнавание героя (все обнаруживают подмену, изгоняют ложного героя и чествуют настоящего). Возможный рисунок – толпа прогоняет человечка, люди обнимают героя.

  • Счастливый финал (пир на весь мир или свадьба). Возможный рисунок – фейерверк, шары.

Данные мотивы не представлены по порядку – одни из них могут быть в одних сказках, другие – в других.

 

Занимаемся

Ну а теперь самое время осуществить все на деле. При чтении выкладывайте подходящие карты Проппа в ряд. А после этого предложите ребенку пересказать сказку, опираясь на них. Это не составит большого труда, ведь картами уже заданы последовательность событий и ключевые моменты. Когда ваше чадо справится с этим заданием, попробуйте сочинить свою сказку. Выберите для этого 5–8 карт, придумайте главных героев, их помощников и врагов. Спросите, зачем нужны враги? Но ведь без них в сказке не было бы конфликта, и собственно, так и не появилась бы сказка на свет. Обозначьте основные моменты, а далее ваш малыш пустит в ход свою богатую фантазию. У каждого ребенка она именно такая, ваша же задача – дать ей раскрыться.

 

Оцениваем результаты

Каждая мама оценивает на практике, какие методы воспитания и игры оказались действенными, а какие – нет. Карты Проппа прогнозируют свои результаты. О пользе наглядного пособия для развития малыша мы уже сказали. Кроме того, изучение сказок на картах Проппа положительным образом воздействуют и на психику ребенка.

Малыш будет сопереживать главному герою, радоваться его победам, а значит, ставить себя на его место, проецировать успешный образец для подражания. Появление у главного героя друга-помощника отчасти снимет психологическое напряжение и разрядит эмоции. И неудивительно, ведь проблему главного героя (которую непроизвольно ощущает и ребенок) можно разделить с кем-то другим, довериться ему и отблагодарить.

В сказке герой, как правило, решает определенную задачу и всегда доводит дело до конца, что хорошо проглядывается по картам. Для вашего чада это весьма положительный пример, который может помочь ему решить проблемы в освоении сложного предмета или новой игры. Врага или антигероя в сказке обычно побеждают или меняют положительным образом, что можно в будущем соотнести с плохими привычками, которые нужно искоренять (грызть ногти, не убирать за собой игрушки и т. д.). Ну и, конечно, сказка всегда закачивается позитивно. Пусть и для вашего ребенка такой исход дела станет единственно возможным в самых разных обстоятельствах!

 

Екатерина Копылова
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 11 (53) Ноябрь 2013

Реклама
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Карты Проппа: развиваем речь, память и
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Познай-ка Монтессори центр
Карты Проппа: развиваем речь, память и
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Творческая студия Comilfo
Карты Проппа: развиваем речь, память и
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Карты Проппа: развиваем речь, память и
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
Карты Проппа: развиваем речь, память и
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Карты Проппа: развиваем речь, память и
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Карты Проппа: развиваем речь, память и
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление