Статьи

Особенности воспитания слепых детей

381 
207 читателей оценили эту публикацию

Каждый ребенок, появившийся на свет, окружен огромным потоком информации. Цвета, запахи, звуки... Постепенно все это выстраивается в общую картину мира. Но что делать, если любимый и долгожданный ребенок ограничен в восприятии этого мира? Нарушение зрения у ребенка, занимает одно из первых мест в списке нарушений развития детей в Казахстане.

Особенности воспитания слепых детей

В настоящее время ведутся все необходимые мероприятия для лечения слепых детей, их адаптации в общественной жизни. Медицина продвинулась вперед в плане лечебно-профилактических мероприятий, а педагоги и психологи в коррекционных центрах помогают жить полной жизнью и не чувствовать себя неполноценными.

 

Возможности развития

При правильном воспитании незрячий ребенок может научиться чтению, письму (по особой системе), языкам, пению, музыке и разным специальностям, в основном связанными с работой рук. Тысячи казахстанских детей изучают на уроках литературы повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант». В основу этого замечательного произведения легла история мальчика по имени Петрусь, который родился слепым. Несмотря на то что мальчик был лишен зрения, ему был открыт удивительный мир звуков, с помощью которых он постигал мир. Благодаря стараниям матери и отца он развил свои способности игры на народных инструментах и фортепиано и стал известным музыкантом. Путем преодоления страданий и упорного труда Петр добился не только признания, но и семейного счастья – он стал отцом зрячего ребенка.

 

Общие факты

Врачи делят незрячих детей на три основные группы: тотально слепые, глубоко слабовидящие, частично видящие.

Кроме этого, из года в год возрастает количество детей, у которых при неблагоприятных факторах развития могут появиться нарушения зрения. В научном мире проблемой слепых людей стали заниматься только с XVIII века. Так появилась тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Тифлопедагогика является частью дефектологии и объединяет в себе как медицинские основы знаний, так и психолого-педагогические. Такой подход позволяет целостно оценить отдельную проблему каждого незрячего ребенка.

Тифлопедагогика также затрагивает вопросы:

  • создания специальных технических средств, которые позволяют расширить познавательные возможности слепых детей;
  • повышения уровня обучения детей с нарушениями зрения, их подготовки к труду и социальной адаптации;
  • проектирования специализированных учреждений для обучения слепых детей с учетом их особенностей;
  • разработки и соблюдения системы гигиенических процедур по охране и развитию неполноценного зрения (освещенность, зрительная нагрузка).

 

Всемирный день слепых

Большинство ученых убеждено: общественное образование необходимо слепым детям. Этого правила придерживался и один из основателей тифлопедагогики как науки Валентин Гаюи. Он родился 13 ноября 1745 года во Франции, и именно эту дату Всемирная организация здравоохранения выбрала для Международного дня слепых, желая увековечить память об известном педагоге. И неудивительно: вклад Гаюи просто неоценим для жизни и развития незрячих людей. В 1874 году он на свои личные средства организовал первую в мире школу для детей с нарушениями зрения «Мастерская трудящихся слепых». Несколько таких учреждений он основал в Париже и Петербурге. Также Валентин Гаюи проложил путь слепых к познанию, сделав доступной им мировую литературу. Добиться этого удалось при помощи специального рельефно-линейного шрифта, который носил название «унциал» и представлял собой ровные буквы, выдавленные на плотной бумаге. По книгам великого новатора и благотворителя слепые люди занимались до изобретения рельефного шеститочия – шрифта Луи Брайля.

Тифлопедагог Брайль в возрасте трех лет потерял зрение в мастерской отца-сапожника. В десятилетнем возрасте Луи освоил пианино и орган, а в 15 лет создал свой рельефно-точечный шрифт, который оказался наиболее удобным на практике и нашел применение во всем мире. Будучи талантливым музыкантом, Луи Брайль подарил тысячам слепых детей возможность обучиться музыке – он разработал нотопись на основе своего шрифта.

Благодаря этим двум тифлопедагогам незрячие люди получили возможность читать, писать и обучаться музыке.

 

Особый подход

Слепой ребенок лишен визуального восприятия, но прекрасно воспринимает аудиальные (слуховые) и тактильные (осязательные) образы. Специальные школы и коррекционные центры помогают детям получить базовое образование. А как родители могут участвовать в этом процессе? Прежде всего это дидактические материалы системы Марии Монтессори – вкладыши, мозаика, шнуровка. Также полезны игры, способствующие развитию фиксации, – домино, лото, обводка рамок, игры с бусами. Незрячий ребенок узнает о новых свойствах предметов через запахи и прикосновения, поэтому ему будут интересны развивающие игрушки с гранями и деталями из различных материалов, кубики и конструкторы.

Развитие ребенка требует соблюдения правил безопасности со стороны родителей. Требования эти возрастают в несколько раз по отношению к слепому ребенку, ведь на первых порах мама и папа служат «глазами» невидящего малыша. Однако это не значит, что он должен быть изолирован от общества. Ведь именно среди людей перенимаются модели поведения, происходят первые уроки общения. Необходима интеграция и в общество зрячих людей – так ребенок будет с детства подготавливаться к самостоятельной жизни, вырабатывать свои правила безопасности и учиться предупреждать о них остальных.

Как показывает врачебная практика, общая работа с незрячими детьми, включающая лечебную, коррекционную и развивающие аспекты, дает положительные результаты и способна в некоторых случаях частично или полностью восстановить зрение.

 

Екатерина Копылова
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 11 (41) Ноябрь 2012

Реклама
Познай-ка Монтессори центр
Особенности воспитания слепых детей
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Частная школа «Alliance school»
Особенности воспитания слепых детей
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Особенности воспитания слепых детей
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Особенности воспитания слепых детей
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Творческая студия Comilfo
Особенности воспитания слепых детей
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Особенности воспитания слепых детей
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Особенности воспитания слепых детей
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление