Статьи

О чем думают младенцы?

536 
207 читателей оценили эту публикацию

Этот вопрос волнует всех – мам и пап, бабушек и дедушек, психологов и медиков. Это неудивительно, потому что, получив ответ на этот вопрос и выяснив потребности крохи, можно не только получить достоверную информацию о состоянии малыша, но и из первых уст узнать, чего ему хочется и в чем он нуждается. И дело не только в физиологических потребностях, но и в духовно-нравственном и интеллектуальном развитии.

О чем думают младенцы?

Сюсюкать или разговаривать?

На заре становления психологии было распространено мнение, что в мыслях крохи отражается только то, что он видит вокруг себя. Такое наглядное мышление, по мнению специалистов того времени, выражается лишь в эмоциональной оценке увиденного. А потому в книгах, посвященных уходу и воспитанию ребенка, предлагалось использовать при общении с малышом одни и те же эмоции. При этом практически на нет сводилась необходимость общения с младенцем на привычном, родном ему языке, а мам, практикующих нормальную речь, а не «сюсюкание», называли «интеллектуалками» и порицали такой стиль общения, объясняя тем, что ребенок не поймет того, о чем ему говорят. Авторы этих книг утверждали, что ребенку нужно говорить простые слова («мама», «папа», «баба», «деда», «дай», «возьми») и этого будет достаточно, потому что все взрослые слова для его понимания пока недоступны. Безусловно, считали психологи, ребенку важен стиль общения – улавливая интонации, кроха будет или радоваться, или пугаться, а потому улыбке и гуканью как «нормальному» объяснению в любви уделялось гораздо большее внимание, нежели речи и ее возможностям.

С другой стороны, в это же самое время многие педагоги, психологи и педиатры стали замечать, что дети тех самых «интеллектуалок», с которыми родители и близкие люди общались на взрослом языке, показывали предметы окружающего мира и объясняли их назначение, развивались быстрее, демонстрируя не только хорошие навыки устной речи, но и логику. А вот те, с которыми разговаривали на сугубо детском языке, отставали от своих говорящих сверстников и по срокам развития речи, и по качеству произносимых слов.

 

Значение речи для развития

Наблюдая за развитием младенцев, ученые стали все больше замечать такую тенденцию: те дети, которым говорили и показывали предметы, спрашивали: «Где мама?», «Где мячик?», уже к пяти месяцам начинали узнавать предметы, называемые словами, и тянуться в направлении того предмета или человека, о месте нахождения которого спрашивали взрослые. Некоторые особо шустрые крохи уже в 7-8 месяцев говорили первое слово, а к году их словарный запас составлял порядка 8-10 слов. Логично сказать о том, что эти дети, имея в пассивном запасе приличный объем слов, начинали манипулировать ими, составлять простенькие предложения, потому что его способность чуть ли не с рождения познавать мир и обучаться была реализована. И самая непосредственная роль в этом процессе отводилась речи, потому что, являясь высшей психической функцией, она «тянула» за собой все познавательные процессы: память, внимание и мышление.

Именно поэтому сейчас детские психологи и педагоги, специализирующиеся на раннем развитии, самое пристальное внимание уделяют развитию речи. С ее помощью маленький человечек запоминает названия предметов окружающей действительности, учится рассуждать и устанавливать причинно-следственные связи, находить отличия. И это с самого нежного возраста. Ребенок познает мир – это понятно всем. Но что же представляет собой мир человека, едва появившегося на свет?

 

Мир глазами младенца

Кажется, что новорожденный малыш, который только что родился (появился как бы «из ничего и ниоткуда»), ничего не знает и ничего не понимает. Однако кое-что он все же очень хорошо понимает. Педиатры и неонатологи, работающие в роддомах много лет, это прекрасно понимают и видят.

Вспомните, как медперсонал общался с вашим крохой и другими детками, пока вы лежали в роддоме? И врачи, и медсестры… разговаривали с младенцами, как вы бы общались, например, с трехлетками. Удивительно, но дети переставали плакать, когда им говорили, что скоро их будут кормить, некоторые даже протягивали ручку, когда их просили, или даже открывали ротики, когда их просили именно об этом. Такое понимание речи взрослых, по мнению психологов, объясняется тем, что кроха, находясь в животе мамы, все слышит и понимает, и к концу беременности словарный запас запоминаемых и понимаемых слов расширяется (конечно, при условии, что ребенок слышал мамину речь, к нему обращенную, а не звуки телевизора, работающего фоном).

 

Магия или память?

Иногда в изданиях «желтой прессы» или интернет-изданиях аналогичного характера появляются странные заголовки: «Он помнит, как родился» или «Ощущения родом из детства не дают покоя женщине». Прочитав материалы публикаций, многие думают, что это байка или желание привлечь больше читателей. Однако история медицины и психологии содержит множество фактов, говорящих о наличии ранней памяти.

Например, одна женщина вспоминала состояние собственного рождения, которое могла описать как катастрофу или болезнь, описывала боль в пупке, усиливающуюся при крике. Эта женщина, уже будучи взрослой, рассказывала о своем страхе, связанном с неумением произносить нужные слова: хотелось сказать что-то очень важное, но вместо привычных слов получались «звериные» звуки. Хотя она отмечает, что эти ощущения запомнились не так ярко, потому что мысли были «кратки» из-за неумения сосредотачиваться. А вот, по ее словам, тактильные ощущения она помнит намного ярче и больше: рассказывая о том, что ей очень не нравилось шерстяное одеяло, которое кололо кожу, заостряла внимание на приятной фланелевой пеленке красного цвета, на которой было приятно лежать. Причем после выяснилось, что эту пеленку родители забыли на даче, когда девочке было полгода, то есть эти воспоминания очень и очень ранние.

Другой случай: молодой человек рассказывал родителям, что знает дорогу, по которой его везли из роддома. Его описание не совпадало с привычным городским маршрутом, по которому ездили тогда автомобили и общественный транспорт. Чуть позже кто-то из близких вспомнил, что в тот день ребенка везли именно той дорогой, детали которой молодой человек «выдал» из своих воспоминаний.

Что это? Мистика, предчувствие, дежавю или астрал – никто не может объяснить точно, потому что ученые понимают: анализа воспоминаний недостаточно. Требуются исследования и эксперименты, которые докажут наличие ранней памяти у младенцев.

О чем думает малыш, никто точно сказать не может. Но если вы подойдете к нему, возьмете на руки и поговорите, он будет вас понимать, ведь все девять месяцев внутриутробной жизни он слышал вас и ваша совместная память такая большая. Скажите ему те слова любви и нежности, которые он уже слышал; назовите кроху ласково по имени и скажите: «Не бойся, мой маленький! Я всегда буду рядом и помогу тебе войти в этот мир». Вы увидите: ваш ребенок вас понимает. Он все понимает, но как-то по-своему.

 

Марина Романова
Журнал "40 недель. Календарь беременности" № 10 (53) Октябрь 2012

Как отметить первый годик ребенка?

Реклама
Шоу центр — агентство детских праздников
О чем думают младенцы?
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
О чем думают младенцы?
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
О чем думают младенцы?
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Фабрика праздников "The Teens"
О чем думают младенцы?
Алматы
Фабрика праздников "The Teens" Детские праздники под ключ: дни рождения, окончание учебного года, семейные праздники. Для вашего праздника: - караоке, - дискотека, - Play Station 4, - салон красоты для девочек, - настольные игры, - праздничное меню, - торт, - профессиональная фотосъемка.
Подробнее
http://www.theteens.kz
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
О чем думают младенцы?
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
О чем думают младенцы?
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Творческая студия Comilfo
О чем думают младенцы?
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Познай-ка Монтессори центр
О чем думают младенцы?
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление