Статьи

Не любите читать? Сочиняйте сами!

259 
176 читателей оценили эту публикацию

О пользе чтения говорили как в I веке нашей эры, так и в XXI. И это неудивительно, ведь книга – это первоисточник знаний. Однако в наше время ее заметно потеснили другие виды информации – телевидение и Интернет. Они передают сведения в легкой форме, и малыши не прилагают особых усилий, отчего многие их мыслительные процессы стоят на месте. Как попытаться сохранить любовь к чтению у современных детей? Как показать им, что литература это не скучно, а весело и интересно? Мы попытаемся подойти к ответам на эти вопросы нестандартно, отвечая требованиям наших чад.

Не любите читать? Сочиняйте сами!

Международный день детской книги

У каждого из нас есть свои особенные праздники. Дни рождения, дни свадьбы, крестины... Памятные даты напоминают нам о важном как в личной жизни, так и в истории. Поэтому и для такого нужного предмета, как детская книга, был учрежден свой праздник – Международный день детской книги.

Судите сами: в детстве нам так часто дарят книги в надежде на то, что мы прочтем их и станем умными и образованными. И именно эти бумажные друзья открывают перед нами волшебный мир, героев которых мы порой проносим через всю жизнь и рассказываем о них уже своим детям. Для даты немецкая писательница Йелле Лепман предложила 2 апреля – день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена. Ведь именно он подарил всему миру Русалочку, Гадкого утенка, Оле-Лукойе, Принцессу на горошине.

 

Литературная мастерская

А что делать, если об этих персонажах ваш малыш узнал уже из мультфильмов и ему соврешенно не интересно заглядывать в книгу, даже для того, чтобы посмотреть картинки? Начните... сочинять! И делайте это вместе. Играя в литературные игры на основе известных сказок, ребенок обязательно обратится к источнику. Только не как к цели прочтения, а как к средству, с помощью которого он будет создавать свою собственную сказку. И это будет одним из самых успешных и эффективных средств самообразования.

В дальнейшем ваше чадо, возможно, пойдет дальше – будет читать и сравнивать, предлагая свои варианты финала, что тоже замечательно. Ведь самое главное в литературе – не обязательная и ежденевная норма чтения, а интерес к познанию, открытие нового, формирование собственного мнения.

К тому же дети всегда и с большим удовольствием будут фантазировать, как в плане сюжета, так и в плане новых слов. Лев Толстой когда-то говорил: «Ребенок сознает законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети».

 

«Сказочные» игры

«Перевирание сказки». Играют двое, желательны слушатели. Один берет за основу всем известную сказку, например «Красную Шапочку», и рассказывает, намеренно «перевирая» ее: «Жила-была девочка, и как-то мама сшила ей синий сапог...», другой в это время поправляет: «Нет, не синий сапог, а красную шапочку». Суть игры – в находчивости первого игрока и в наблюдательности второго.

«Сказка наизнанку». Эта литературная игра требует большей изобретательности: все в ней нужно рассказать наоборот. Не маленькая девочка, а старушка. Не в красной шапочке, а в зеленых носках. Не ее съел волк, а она его. Смысл этой игры – в противоположных образах, которые создадут весьма комичный эффект. Главное – держать под рукой книгу, чтобы знать наверняка, что именно нужно вывернуть «наизнанку».

Сочинение сказки по мотивам. На бумажках пишут «мотив дороги», «мотив свадьбы», «мотив борьбы» и другие. Каждый участник вытаскивает три бумажки и на основе этих мотивов придумывает сказку. Например, из вышеупомянутых мотивов: «Пошел Иван-царевич (мотив дороги) в соседнее государство и встретил там Василису Прекрасную. Полюбили они друг друга, поженились (мотив свадьбы), только в самый разгар пира прилетел злой вихрь и унес невесту к себе. Пошел Иван выручать свою жену, сразиться с вихрем (мотив борьбы). Только в сказке нужно соблюдать условие: мотив должен идти по тому порядку, в котором его вытянули.

Продолжение известной сказки. Как обычно, многие произведения заканчиваются счастливым концом – свадьбой. Но ведь в жизни тут-то и начинается самое интересное. Поручите это продолжить своим детям. Может быть, Золушка, став принцессой, по привычке тайком на кухне ночами выгребала золу и мыла полы? А может быть, Спящая красавица выспалась за все это время и после свадьбы не знала, чем заняться ночью? Версий может быть множество, но, как всегда, самые интересные и неожиданные поведают наши чада.

Сочинение сказки с заданным цветом. Ребенок должен выбрать любой цвет и сочинять сказку так, чтобы цвет был везде и имел значение. То есть мог ответить на вопрос: «А почему он зеленый?» Помните песню про «Оранжевое небо»? Пример яркий и положительный, заряжающий всех радостным настроением под цвет солнца и неба.

Сочинение сказки с заданными героями. Напишите на бумажках всех изестных героев сказок, которые знаете вы и ваш ребенок. Каждый вытягивает по три. Суть задания в том, чтобы придумать сказку, в которой одновременно могут быть Кот в сапогах, Колобок и Мальчик-с-пальчик. Каждый может помогать друг другу в силу своих способностей, а может и поссориться с ними. Все на ваше усмотрение и на вашу фантазию.

Сочинение сказки о предмете и его свойствах. Карандаш рисует, мыло мылится, цветок растет и благоухает... Это – в повседневной жизни. А в сказочной эти предметы сохраняют свои заданные природой или человеком способности, но ведут себя совсем по-другому. Как именно – вы и придумайте. Например, карандашу стало скучно, и он нарисовал себе нового друга. Мыло любило все мыть до блеска, но однажды его уронили под ванну, и там оно встретилось со своим давним врагом – Пылью. И началось...

Сказочная персонификация бытового предмета. Предложите ребенку представить, что было бы, если бы ожила и заговорила столовая ложка? Или расческа? Были бы они довольны своей жизнью или возмущались бы? А что бы им нравилось? Куда бы они отправились путешествовать? Придумайте каждый по своей версии «жизни» бытового предмета.

Художественная автобиография. Эта игра немного похожа на предыдущую, только здесь повествование ведет сам предмет. Если ваше чадо посещает школу, то можно написать автобиографию в виде письма. Что бы рассказало о своей жизни зеркало? Где и когда оно появилось, в какую попало семью, чему радовалось и огорчалось?

Не бойтесь, что такие игры превратят чтение в забаву, совсем наоборот – обогатят опыт, задействуют смекалку, поднимут настроение. Любое сочинение требует мыслительных операций – сравнения, обобщения, точного знания сюжета заданной сказки. Литературная мастерская позволит вам не только попасть в мир сказок и стать на время ее творцами, но и лучше понять друг друга.

 

Екатерина Копылова
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 4 (46) Апрель 2013

Реклама
Частная школа «Alliance school»
Не любите читать? Сочиняйте сами!
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Не любите читать? Сочиняйте сами!
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Не любите читать? Сочиняйте сами!
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Не любите читать? Сочиняйте сами!
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Не любите читать? Сочиняйте сами!
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Творческая студия Comilfo
Не любите читать? Сочиняйте сами!
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Не любите читать? Сочиняйте сами!
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление