Статьи

Музыкальное воспитание

246 
192 читателей оценили эту публикацию

Мир наполнен самыми разными звуками. Они позволяют нам отличать одни предметы от других, просто закрыв глаза, на слух. А когда звуки превращаются в мелодию, то получается музыка, которая приносит нам эстетическое удовольствие и делает этот мир еще прекраснее. Малыш начинает слышать звуки, находясь еще в утробе матери. В первые недели после рождения ребенок поворачивает голову на шум, реагируя на него. В 3 месяца он способен двигаться под музыку, а в 5 месяцев отличает гармоничную мелодию от набора звуков. Именно такие факты приводят современные ученые, что доказывает: музыкой с детьми можно и нужно заниматься с рождения. Почему нужно? Занятия музыкой развивают слух, память, игра на музыкальных инструментах – мелкую моторику, координацию движений. Все это делает ребенка внимательным, а значит, отлично подготавливает его к школе.

Музыкальное воспитание

Музыка как развлечение

Домашнее музицирование считалось единственным развлечением в те времена, когда не было радио, телевидения и магнитофонов. Наряду с гувернантками в состоятельных семьях для детей нанимались музыканты. Долгими днями и вечерами изучались гаммы, разучивались композиции, чтобы в праздничный вечер исполнить романс или создать музыкальный фон для танцев. Однако музыка была доступна не только богатым слоям населения. В бедных семьях звучала самобытная народная музыка, которая исполнялась на гитаре, флейте, свирели, балалайке, кобызе – инструментах из дерева с минимумом деталей, но зато создающими такие волшебные звуки!

Современную жизнь трудно представить без музыки – она сопровождает нас повсюду: от записей на компьютере и мелодий на сотовом телефоне до звучащих игрушек и книжек. Однако такой «избыток» музыкального архива следует «фильтровать» для детей. Ведь если вы слушаете популярную песню с сомнительным содержанием просто для развлечения, не вслушиваясь в смысл, то ребенок воспринимает ее серьезно. Он, как маленький исследователь, изучает и запоминает даже самую простую песню.

Для гармоничного развития психологи советуют ставить детям классические композиции известных музыкантов, звуки живой природы. Ну а развлекаться и делать первые танцевальные движения лучше под детские песни из старых советских мультфильмов – они в свое время прошли тщательную цензуру и одобрены всеми без исключения. В современных мультфильмах также есть немало хороших песен, тут уже главным критиком будете выступать вы сами.

 

Музыка как искусство

Человек возвышается над всем природным миром потому, что способен создавать свою культурную среду, мир «надматериальных» ценностей. Отдельное место здесь занимает искусство музыки. Говоря простым языком, музыка состоит из музыкальных звуков, которые получаются при игре на специальных инструментах.

Эти звуки способны передать иные характеристики предмета – самые разные чувства во всей их полноте (смех, плач, грусть), явления природы (вой метели, капли дождя), действия животных (прыжок гепарда, бег зайца, топот слона и т. д.). Тут уже вам и вашему ребенку придется пофантазировать, а возможно, и продемонстрировать движения под музыку! Со временем вы разучите с малышом и 7 известных нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Наверное, нет такого взрослого, который не знал бы их. Если ваше чадо уже знает буквы, можно провести аналогию: буква – это знак (фиксация) звука голоса, а нота – знак звука инструмента. Конечно, звучание музыки можно представить и голосом, ведь так часто пение сопровождает музыкальные композиции.

Педагоги, психологи, а также профессиональные музыканты составили список тех музыкальных композиций, которые должен прослушать каждый ребенок. В наш век поиск музыкальных произведений не составит проблемы – достаточно выхода в Интернет и знание названий композиции. Вот они:

  • П. И. Чайковский. «Детский альбом», «Времена года», музыка из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»
  • М. И. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
  • И. Брамс. «Венгерский вальс №5»
  • А. Лядов. «Музыкальная табакерка»
  • С. Рахманинов. «Полька»
  • С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка», гавот из «Классической симфонии»
  • Дж. Гершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»
  • Дж. Верди. Песенка герцога из оперы «Риголетто», марш из оперы «Аида»
  • Ф. Шопен. Мазурки, вальсы, ноктюрны
  • И. Штраус. Вальсы, музыка из оперетты «Летучая мышь»
  • Л. Бетховен. «К Элизе»
  • В. Лист. «Грезы любви»
  • Л. Боккерини. «Менуэт»
  • Произведения Моцарта, Баха, Вивальди, Курмангазы, Брусиловского

Оптимальным решением, конечно, будет приобретение качественных альбомов с официальными версиями произведений, ведь в Интернете встречается множество концертных записей.

 

Музыка как средство воспитания

Искусство развивает не только эстетические взгляды, но и аналитические способности. Ведь, слушая, ребенок вспоминает, сравнивает, представляет, сопоставляет звучание музыки с тем, что уже видел, слышал или чувствовал. А может быть, что-то открывает для себя впервые. Именно интуитивное начало в музыке японский музыкант и педагог Шиничи Судзуки считает одним из главных в обучении. Он первым предположил, что дети 3–4 лет могут обращаться с музыкальным инструментом свободно, не зная нотной грамоты. Согласно его методике каждый ребенок обучаем и талантлив, если заниматься с ним с раннего возраста. Судзуки говорит: «Музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости». Индивидуальным урокам Судзуки предпочитает групповые, ведь дети учатся играть и говорить в компании себе подобных. Поэтому младшие будут подражать старшим на занятиях, где успешно будут сочетаться и музыкальное воспитание, и социальная адаптация.

Японский педагог проводит свою аналогию – когда малыш учится говорить, значимыми являются активное слушание, мотивация, повторение, пошаговый подход, память, словарь, вовлечение родителей и любовь. Все эти моменты могут быть активно использованы и при обучении музыке на пианино, виолончели, скрипке, гитаре, флейте.

Судзуки убежден, что сначала необходимо «поставить» руки, добиться гармоничного звучания в простых вещах, а там уже переходить к более сложным. Главное – ребенку надо дать понять, что учиться музыке легко. Такой настрой позволит ему не забросить музыку, а учиться постепенно, пусть медленно (3–5 минут в день), но каждый день. Сам Шиничи Судзуки преимущественно претворял свою методику в жизнь, обучая игре на скрипке, отчего методика стала называться «Скрипка Судзуки».

 

Что делать родителям?

Притом родителям самым обычным, просто любителям музыки? Согласитесь, что у самих музыкантов малыши в любом случае будут расти в атмосфере искусства с раннего возраста – нередки случаи «музыкальных семей», где дети идут по стопам родителей.

А вот всем остальным неплохо было бы позаниматься с детьми, что на самом деле совсем не сложно. В раннем возрасте ребенок должен усвоить, что от некоторых предметов исходят звуки, если произвести с ними какие-либо действия. Для этого и придуманы музыкальные погремушки. Ребенок получает несравненное удовольствие от всего, что гремит, стучит и звенит. Тем более что делает это он сам!

Приобретите металлофон (ксилофон), барабан, свисток, дудочку, игрушечное пианино. Такие игрушки будут ценным вложением ваших средств уже потому, что они многофункциональны – от них исходят звуки, а потому могут быть использованы неограниченное количество раз. Можно устроить целый оркестр с вовлечением всех членов семьи. Или устроить инсценировку любимой сказки, где все действия и настроение любимых героев можно будут выражаться музыкой – бег, прыжки, страх, радость.

Ставьте малышу классическую музыку и характеризуйте ее – быстрая, медленная, громкая, тихая. Со временем ребенок научится определять ее звучание, что будет говорить об определенном уровне развития его слуха.

Учите слова простых песен, пойте вместе. Еще лучше, если ребенок учится петь вместе с другими детьми. Тогда он старается попадать не только в ноты, но и в общий «фон», почувствует себя важной частью целого коллектива.

Учите малыша ритму, весело отбивая его по барабану или даже ладошками по столу. Как капает дождик? Как идет кошка? А мышка? А как кукует кукушка? Такие нехитрые занятия задействуют сразу несколько сфер развития: слуховую, зрительную, двигательную. Да и вы вместе проведете незабываемые веселые моменты вместе с детьми!

 

Запомните! Нельзя:

  • …давать слушать маленьким детям музыку в наушниках. Громкие звуковые колебания, которые привычны слуху взрослому, у ребенка могут вызвать серьезные нарушения.
  • …учить детей играть на музыкальных инструментах, если вы сами не владеете ими. Конечно, речь идет не о любительской игре на гитаре или губной гармошке, а о таких инструментах, как фортепиано, пианино, скрипка, флейта и другие. Если вы всерьез решили сделать из своего чада музыканта, то доверьте это дело профессионалам.
  • …заставлять детей заниматься музыкой только потому, что так «надо» или вам жаль денег, уже уплаченных за занятия. Желание – главный стимул в обучении. В противном случае у ребенка может пропасть интерес к занятиям музыкой или даже появиться антипатия.

 

Интересные факты

  • Самым древним музыкальным инструментом, который зафиксировали ученые, считается флейта. Она была обнаружена вместе со скульптурами, которые относят ко времени 35–40 тыс. лет до н. э.
  • Утверждение, что музыка Моцарта делает людей умнее, научно обоснованно. Дело в том, что музыка именно этого композитора сопровождается определенными вибрациями, которые положительно влияют на человеческий мозг. А такое влияние приводит к развитию его отдельных участков.
  • Музыка способна вызвать у человека состояние эйфории. Во время прослушивания гармоничной музыки мозг вырабатывает дофамин, который и позволяет получать удовольствие от музыки.

 

Екатерина Копылова
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 10 (52) Октябрь 2012

Реклама
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Музыкальное воспитание
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Музыкальное воспитание
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Музыкальное воспитание
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Музыкальное воспитание
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Музыкальное воспитание
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Частная школа «Alliance school»
Музыкальное воспитание
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Музыкальное воспитание
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление