Статьи

Календарь развития

698 
295 читателей оценили эту публикацию

Беспокойство — пожалуй, самое естественное состояние молодых родителей. Тревогу внушает все: аппетит, сон, рост, вес крохи, темпы его развития...

Календарь развития

Календарь развития малыша   

Переживания могут достигать небывалой остроты, когда мамочка начинает сравнивать своего ребенка с другими детьми, забывая при этом, что любые „усредненные показатели” хороши в учебнике, а в жизни у каждого из нас все происходит сугубо индивидуально. На самом деле решить проблему излишней тревоги очень просто, достаточно регулярно наблюдать за крохой. Но не просто так, полагаясь на свою память. Дни бегут за днями, часто одна неделя сливается с другой... 

Записывайте основные моменты развития малыша в дневнике (выделите под это тетрадь в твердой, лучше непромокаемой, обложке) и время от времени отмечайте происходящие изменения. Такой дневник не только поможет маме не волноваться понапрасну, но будет полезен и участковому педиатру, позволив заметить любые намечающиеся проблемы в самом начале и сразу же предпринять все необходимое для их решения. Также заносите в дневничок даты введения прикорма, описывайте реакцию крохи на определенные продукты. Это станет лучшей профилактикой аллергических заболеваний у ребенка. О том, на какие моменты в развитии малыша стоит обратить повышенное внимание и как проверить, все ли с ним в порядке, мы сегодня и поговорим.

Не удивляйтесь, что некоторым месяцам первого года жизни в статье уделено больше внимания, а некоторым — меньше.  Развитие ребенка, освоение навыков происходит скачкообразно, и есть некие временные точки, когда каждая мама должна обратить внимание на то, сумел ли малыш перейти (а может быть, слегка задержался?) на следующую ступеньку физического и психологического развития. Понятно, что развитие каждого человека происходит согласно индивидуально составленному графику, однако все же есть некоторые общие правила.   

 

 

0-1 МЕСЯЦ  Новорожденный

Почти все, что сейчас умеет ребенок, — результат работы врожденных рефлексов.  Их у новорожденного проверяют еще в роддоме, а позже за этим внимательно следит невропатолог при обследованиях.   

 

Что малыш умеет?

  • Задерживать взгляд 

Создайте полумрак в комнате, зажгите переносную лампу и поместите ее в поле зрения ребенка (на расстоянии 1 метра от него). В норме малыш способен на несколько секунд задержать взгляд на пятне света.

  • Переводить взгляд

Наклонитесь над детской кроваткой так, чтобы ваша тень закрывала лицо малыша, и постепенно смещайтесь в сторону — малыш должен 1–2 секунды сопровождать вашу тень глазами.

  • Проявлять сосательный рефлекс 

Пальцем погладьте щеку ребенка — в ответ новорожденный поворачивает голову в сторону вашей руки, открывает рот и делает глотательные движения.

  • Демонстрировать поисковую реакцию

Во время кормления мягко отнимите у крохи бутылочку или грудь — должна последовать активная поисковая реакция: малыш придвигает голову, пытается ртом схватить соску или грудь.

  • Проявлять хватательный рефлекс 

Вложите указательный палец в ладошку ребенка — рефлекс побуждает его схватить и удерживать палец. Попробуйте слегка приподнять малыша (обязательно придерживая за запястья) так, чтобы он держался сам.

  • Реагировать на звук

Потрясите погремушкой рядом с детской кроваткой — здоровый малыш на время затихает и пытается прислушаться к новому звуку.

  • Пытаться слегка приподнимать головку

Когда новорожденный лежит на животе, то время от времени он пытается на секунду приподнять голову. К концу первого месяца здоровый ребенок, как правило, учится сосредотачивать взгляд на лице взрослого, улыбаться в ответ на общение, способен, подражая, высовывать язык, издавать первые звуки.  

 

Тревожные признаки 

Малыш вяло сосет и плохо ест, не съедает положенный объем пищи, не реагирует на яркий свет и звуковые раздражители, спит с вытянутыми вдоль тела руками, лежа на животе, не пытается приподнять голову (к концу первого месяца). Все это  не является непременным свидетельством каких-либо проблем, но должно обратить на себя пристальное внимание родителей.  

 

Задачи для мам и пап

Однако только наблюдать за развитием малыша недостаточно, необходимо постоянно помогать ему приспосабливаться к миру и приобретать новые навыки. Существует немало методов, направленных на развитие врожденных рефлексов, которые позволяют подготовить кроху к осознанным действиям. Посоветуйтесь со своим педиатром, подберите небольшой комплекс развивающих упражнений и массажа. Старайтесь как можно чаще общаться с ребенком, используйте яркие погремушки и музыкальные игрушки.  

 

 

2-3 МЕСЯЦЫ Я — человек!

Это — переломное время, все движения становятся более осознанными Родителям необходимо уделять максимум внимания не только физическому развитию ребенка, но и его психо-эмоциональному состоянию.  

 

Что малыш умеет?

  • Активно реагировать на обращение взрослого — формируется так называемый „комплекс оживления” при общении с близким человеком: кроха улыбается, гулит, энергично двигает ручками и ножками. 
  • Реагировать на звуки: малыш автоматически поворачивает голову в направлении внезапного шума. На резкие звуки (треск, хлопок) кроха реагирует очень недовольно: морщится, дергается, капризничает. 
  • Следить глазами за движущимся предметом несколько минут, реагировать на приближающиеся к нему предметы. 
  • Лежа на животе, приподнимает голову и удерживает ее в таком положении около минуты, а к концу 3-го месяца уже почти 2 минуты. В течение 3-го месяца малыш, лежа на животе, пытается опереться на предплечья, пробует переворачиваться со спины на бок, при поддержке в вертикальном положении опирается полусогнутыми ногами. Кроха делает первые попытки исследовать свои пальцы и понять, для чего они нужны: внимательно рассматривает и обсасывает их.
  • Во время кормления ребенок выражает нетерпение, открывает рот при приближении груди или бутылочки.

 

Тревожные признаки 

Отсутствие эмоций при общении со взрослыми и оживленной реакции на происходящее вокруг. Если малыш не научился улыбаться, не тянется к интересующим его предметам, плохо кушает, то родителям следует обязательно сказать об этом своему лечащему врачу.   

 

Задачи для мам и пап

Сейчас малышу нужны внимание и общение, яркие погремушки, несколько музыкальных игрушек для совместных игр с мамой.  

 

4-6 МЕСЯЦЫ Весельчак

К середине первого года жизни движения малыша становятся гораздо увереннее, зрение четче, эмоции богаче.  Ребенок начинает проявлять интерес к тому, что лежит у взрослых на тарелке, и к самому процессу семейного обеда. Для родителей это первый сигнал о том, что скоро можно познакомить малыша с первыми блюдами прикорма. 

 

Что малыш умеет?

  • Легко выделять взглядом интересующие объекты, способен быстро переключаться с рассматривания удаленных на близко расположенные предметы. Отслеживать их перемещение. Понимает смысл обращенных к нему слов, различает интонации и правильно на них реагирует. 
  • Различает знакомых и незнакомых людей, среди родственников безошибочно выделяет маму. 
  • Пытается подражать речи взрослых, произносит певучие гласные, могут появиться первые признаки „лепетной” речи — ритмичного повторения отдельных звуков, слогов. Услышав свое имя, понимает, о ком говорят. Смеется при ласковом обращении к нему.
  • Свободно переворачивается с живота на спину и обратно, лежа на животе, опирается на руки, приподнимаетголову, плечи и грудь. Пытается сам сесть, а затем и сам сидит с поддержкой, удерживая голову прямо. 
  • Круглую игрушку малыш захватывает и прочно удерживает обеими руками. 
  • Способен уже довольно долго (до 15 минут) играть с любимыми игрушками.

 

Тревожные признаки 

Эмоциональное безразличие ребенка к кормлению, играм и общению; отсутствие или вялая реакция на яркий свет и громкие звуки; постоянные нарушения сна (сонливость, трудное засыпание, прерывистый сон); подергивание лица и рук. 

 

Задачи для мам и пап

Родителям сейчас очень важно уделять максимальное внимание разговору с крохой.  

 

 

7-8 МЕСЯЦЫ Ползунок

У большинства малышей прорезались первые зубки: 2 нижних средних резца. Малыш становится все более ловким, увереннее владеет своим телом.  

 

Что малыш умеет?

  • Ребенок уверенно поднимается на четвереньки, свободно ползет, хорошо, уверенно сидит.
  • Любит прыгать на месте (с поддержкой родителей).
  • К концу 8-го месяца малыш уже уверенно стоит и пробует ходить при поддержке за обе руки.
  • На вопрос „где?” ребенок ищет взглядом предмет, находящийся на постоянном месте. Знает и показывает знакомые предметы.
  • Кроха подолгу лепечет, некоторые малыши даже повторяют за взрослыми такие слова, как „бух”, „ау”.
  • К концу 8-го месяца у ребенка может быть уже 4 молочных зубика. 
  • Малыш пьет из чашки, если ее держит взрослый. Можно предложить крохе попить из рюмочки или даже из крышечки — чем раньше он поймет, что можно пить не только из бутылочки, тем лучше для его развития.
  • Ребенок подолгу занимается игрушками, может с удовольствием стучать ими и бросать их (особенно если кто-то ему подает погремушки обратно).
  • По вашей просьбе ребенок дает ручку, делает ладушки.

 

Тревожные признаки 

Если у ребенка к 8-му месяцу еще не прорезались зубы или прорезаются молочные зубки не по схеме (в норме: сначала появляются нижние средние резцы, потом верхние средние, затем — верхние боковые резцы, потом — нижние боковые резцы), если кроха не делает попыток сесть или ползти — проконсультируйтесь с лечащим врачом.  

 

Задачи для мам и пап

  • Проверьте свою квартиру на безопасность. Малыши обожают засовывать маленькие пальчики в самые неподходящие места. 
  • Пришло время играть вместе с ребенком. Вспоминайте „Ладушки”, „Сороку-ворону”. 
  • Разговаривайте с крохой, четко называйте окружающие предметы, части тела.
  • Пора приобрести ребенку первые ботиночки (с жестким цельным задником, нескользкой подошвой, маленьким каблучком и супинатором).
  • Принимайте меры к усилению активного бодрствования по утрам и днем — делайте массаж, гимнастику. Это ускоряет обмен веществ, улучшает самочувствие.
  • Обязательно обратите внимание на режим дня, это позволит малышу сформировать так называемый динамический стереотип.

 

 

9-10 МЕСЯЦЫ Я стою, мама!

Это удивительное время, когда ползунок превращается в ходунка! Малыш узнает себя и близких в зеркале, реагирует на свое имя — поворачивается, старается подползти. Берет протянутые ему игрушки, держит их всей рукой, поднимает мелкие предметы, высыпает (складывает) их в емкость. Подражает действиям взрослых, выполняет действия с одной или двумя игрушками одновременно двумя руками. Открывает различные коробочки.  

 

Что малыш умеет?

  • Ребенок в хорошем самочувствии и настроении постоянно всем интересуется, играет и улыбается, радуется достигнутым результатам. Демонстрирует взрослому свои предпочтения в игрушках, выражает стремление к совместным играм с мамой и другими детьми, привлекает к себе внимание. Любит шумные подвижные игры, „путешествия” у взрослого на руках. 
  • При неудачных действиях, резком голосе взрослого, при виде незнакомого человека проявляет недовольство, обижается, плачет. Любое ограничение свободы воспринимается крохой отрицательно. Четко различает интонации обращенной к нему речи, адекватно реагирует на них голосом и мимикой (она становится очень богатой). 
  • Значительно лучше понимает смысл слов, правильно реагирует на простые вопросы (где? кто?), различает названия основных предметов (бутылочка, соска, чашка, кукла), ищет их взглядом по просьбе взрослого. Понимает и способен выполнить простые просьбы (возьми, дай, брось, ложись, вставай). Может в течение 10–15 минут сконцентрировать внимание на чем-либо, с интересом слушает разговор взрослых между собой, наблюдает за их мимикой, действиями. 
  • Издает ритмичные звуки и слоги. 
  • Держит в руке кусочки твердой пищи (сухарики, печенье), подносит ко рту, откусывает. 
  • Ребенок способен быстро ползти в нужном направлении, встает на четвереньки, залезает на подушки, небольшие возвышения и даже лесенку детской горки. Свободно садится из положения лежа (и ложится обратно), не нуждается в опоре, чтобы сидеть ровно. 
  • Из положения сидя встает на коленки (придерживаясь за опору), может стоять у опоры (или придерживаемый за одну руку). 

 

Тревожные признаки 

Родителям стоит посоветоваться с врачом, если малыш не может донести предмет до рта, не умеет переворачиваться с живота на спину и обратно (или очень плохо это делает), не пытается встать с опорой, не следит взглядом за движущимися предметами, не проявляет интереса к общению, играм, не пытается издавать лепечущие звуки.  

 

Задачи для мам и пап

Уже можно начинать знакомить малыша с первыми книжками. Почаще играйте в прятки, накрывая малыша платком.  

 

 

11-12  МЕСЯЦЫ Исследователь

К концу первого года малыш уже много знает и умеет. Ребенок любит играть со взрослыми и приобретает первый опыт игры со сверстниками, бурно радуется игрушкам, способен в течение 20 минут самостоятельно развлекать себя.Проявляет недовольство в ответ на запрещающие слова, а также собственное неумение сделать что-то желаемое. Кроха старательно подражает речи и мимике взрослых, с любопытством воспринимает и пытается повторить игровые действия других детей. В непонятной для себя ситуации обращается за помощью к взрослым, настороженно относится к незнакомцам. Любит музыку.

 

Что малыш умеет?

  • Расширяется игровой диапазон. Ребенок выполняет различные действия со 
  • знакомыми игрушками (кормит, вытирает, расчесывает). Производит по отдельности несколько действий по просьбе взрослого, в подражание, а также самостоятельно (в знакомой игровой ситуации). 
  • Ставит кубики и другие предметы один на другой (если видел, как это делают взрослые), снимает и надевает кольца на стержень пирамидки, вставляет на свои места части крупной мозаики, открывает и закрывает коробки, двери и выдвижные ящики, включает телевизор. В подражание игровым действиям сверстников катает мяч, толкает перед собой игрушку на колесах, может начать что-то ломать или разбрасывать следом за кем-то.
  • К году малыш уже уверенно стоит без опоры, а также приседает, наклоняется и выпрямляется, свободно ходит,лишь немного придерживаясь одной рукой, приставными шагами поднимается по лестнице с невысокими ступенями, без всякой поддержки способен пройти 3–5 метров. 
  • Хорошо понимает речь. По просьбе взрослых выполняет знакомые действия с предметами, находит и показывает их, отличает разные предметы по форме, подчиняется (по настроению) запретам и разрешениям. 
  • Знает имена близких и может их показать, помнит названия основных предметов и частей одежды. 
  • Выполняет простые просьбы („принеси”, „положи”, „отдай”, „закрой”) и действия (хлопает в ладоши, показывает, как катать машинку, прячется сам и прячет предметы, вытирается платком и полотенцем). При расставании с кем-либо малыш без напоминаний прощается жестами. 
  • Обладает словарным запасом от 5 до 12 простых слов. Может отвечать на вопросы „кто/что это?”, „где?”, „хочешь/не хочешь?”, пытается называть окружающие его предметы и выполняемые действия. Хорошо умеет подражать знакомым звукам (чихает, кашляет, смеется, плачет, издает „голоса” животных), интонациям песен, словам других детей и взрослых, „говорит” по телефону, охотно повторяет за взрослыми новые слова (интонацией и ритмически).
  • Расширяются бытовые навыки: малыш осваивается с чашкой, начинает пользоваться ложкой, сам держит и откусывает хлеб, печенье. По просьбе взрослого поднимает руки и ноги во время одевания, а также приносит свои вещи, пытаясь надеть их самостоятельно. С удовольствием купается, играет с водой, протягивает руки для мытья и пытается вытереться полотенцем. 

 

Тревожные признаки 

Если к концу первого года малыш не умеет стоять, очень плохо ползает, не пытается ходить, с большим трудом меняет позу, не пользуется жестами, не произносит слова и слоги, не может взять игрушку из коробки, не понимает простых просьб, не знает названий основных предметов.    Родителям придется активно играть с крохой, как можно больше разговаривать с ним и предоставлять больше свободы, чтобы маленький человек получал всю необходимую ему информацию.

 

Татьяна Гитун, врач Журнал "Мой ребенок", № 12, декабрь 2010

Реклама
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Календарь развития
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Календарь развития
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Календарь развития
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Частная школа «Alliance school»
Календарь развития
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Календарь развития
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Календарь развития
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Календарь развития
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление