Статьи

Как правильно смотреть мультики?

284 
191 читателей оценили эту публикацию

Этот вопрос весьма актуален, потому как современные детки просто жить не могут без мультиков, а взрослые считают такое времяпровождение пустым развлечением. На самом деле просмотр шедевров мультипликации таковым не является, особенно если мультфильмы выбраны правильно и родители проводят определенную работу после мультсеанса. О развивающей составляющей процесса и поговорим.

Как правильно смотреть мультики?

Родительская позиция

Часто случается так, что отношение родителей к мультикам однозначно сводится к ностальгии по своему детству и констатации того факта, что мультфильмы – это просто ожившая сказка. Дети по-другому воспринимают этот сказочный мир, потому что для них он вполне реален. Конечно, они понимают, что происходящее на экране – это действительность телевизорного мира, но это самая настоящая действительность, и реальность происходящего наглядно демонстрирует, что в детском мире волшебства и фантазий вполне дружно могут сосуществовать гномы и дети, животные-помощники и злобные колдуны, лесные чудища и добрые феи.

Конечно, многие родители скажут, что лучше прочитать сказку, чем посмотреть мультфильм, однако для детей чтение означает лишь понимание сюжета, а просмотр красочного фильма приводит к полному погружению в реальность происходящего на экране телевизора и за этим самым экраном. Не зря же многие 3–4-летки так страстно желают попасть в телевизор и стать полноценными участниками событий, а то даже и подправить сюжет…

Такой интерес объясняется прежде всего максимальной приближенностью мультяшных историй к реалиям жизни: отношения между родителями и детьми, учителями и учениками, финансовые потребности и возможности, экологическая обстановка и прочие жизненные ситуации, с которыми ребенок сталкивается чуть ли не ежедневно, – все это хорошо, если бы не одно «но».

Дело в том, что не все и не всегда можно и нужно показывать детям, особенно когда речь заходит о насилии. Дело в том, что привычная позиция «добро всегда побеждает зло» мультипликаторами иногда реализуется весьма специфически и способы достижения этой победы не вписываются в традиционные представления о добре. К тому же нагромождение взрослых ситуаций и реалий порой делает мультфильм совершенно недетским.

 

Что делать?

Решить такие педагогические и в большей степени этические проблемы поможет анализ и разграничение мультфильмов по принципу восприятия и возрастных ограничений. Если, по мнению родителей, ребенок может вполне адекватно воспринять сюжет, значит, ему этот мультик подойдет; если же в силу возраста или каких-то психологических особенностей ребенок неадекватно воспримет мультипликационный фильм, лучше не экспериментировать и отложить просмотр до старшего возраста. Или вовсе внести его в черный список.

Второй принцип проработки мультика – совместная деятельность после просмотра мультика, которая предполагает рисование, лепку или сочинение небольших рассказов, сказок или стихотворений по мотивам экранизированной реальности. Если ребенок сам предлагает творческие интерпретации сюжета или мотивов, это обязательно должно быть поощрено, потому как фантазия ребенка развивается и тянет за собой развитие всех познавательных процессов – памяти, внимания, логического мышления.

Третий способ обработки мультиков – игра по заданному сюжету или игра с продолжением сказки, когда ребенок вправе сам заканчивать сказку по своей задумке или сложившемуся в ходе игры новому сценарию. Такой способ интерпретации мультика является переосмыслением увиденного и одновременно источником знаний, потому что активный процесс познания запускает тот механизм фантазии, который стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

 

Смотрюсь в тебя, как в зеркало

Так как мультики – это своего рода символы и сигналы, которые вызывают определенные реакции в сознании маленького зрителя, то они определенно влияют на развитие. С другой стороны, «бегающие картинки», ставшие основой новой игры, не только формируют основу будущей деятельности и закладывают социальные роли, но и отражают ту действительность, которая окружает ребенка. Получается, что ребенок просто переносит сюжет и героев в свой мир, а как дальше пойдет развитие нового игрового сюжета, зависит не только от фантазии крохи, но и от особенностей семейного воспитания.

Поэтому если мама засиживается за отчетами, которые требуют от нее ночного бдения, или папа предпочитает рыбалку всем остальным видам активного отдыха, не удивляйтесь, если все детские Винксы после спасения мира будут печатать на ноутбуке отчеты, а прекрасные принцы отправятся за богатым уловом. Впрочем, ссоры и выяснение отношений в присутствии ребенка также найдут выход в кукольном доме, только у героев будут мультяшные имена, а сюжет будет видоизменяться под руководством маленького сценариста.

 

Переходим из вымышленного мира в реальный

Чтобы ребенок не путал мир фантазии и реальной жизни, родителям важно знать, в какие мультики играет их ребенок. Как только мультяшная агрессия становится вполне реальной, а отрешенность от жизни становится привычкой, родителям пора принимать экстренные меры. В качестве мер воздействия подойдет игровая деятельность, поэтому родителям важно настроиться на продолжительную развивающую и корректирующую игру со своим ребенком.

Для начала родителям важно узнать, кого из героев копирует ребенок и почему именно его. Далее придется объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, и ситуации-примеры приводить не абстрактные и стандартные, а те, которые необходимы ребенку здесь и сейчас и привязаны к его интересам или школьным потребностям.

Например, дошкольникам важны ситуации знакомства, установления контактов для дружбы, умение делиться игрушками и организовывать совместную игровую деятельность. Для детей младшего школьного возраста социальную значимость приобретают отметки и отношения с родителями, а потому в контексте игровой ситуации важно показать, что копирование мультяшного персонажа и его отрицательного поведения не приведет к желаемому результату, а вот к обратному – запросто.

 

Как смотреть мультики?

Если ваш ребенок зовет вас вместе посмотреть очередной шедевр, не упускайте такую возможность – это важно для вас обоих. Ребенок будет знать, что вы разделяете его интересы, а вы поймете, что именно волнует вашего малыша. Опять же вы можете направить развитие ребенка в нужное русло, если вместе будете определять моральные качества персонажей, давать им оценку, анализировать такие общечеловеческие ценности, как добро, счастье, семья и т.д.

Конечно, к мультикам надо относиться критически, но эта критика должна быть конструктивной: если ваша задача – привить любовь к четвероногим друзьям, выбирайте мультики с обязательным очеловечиванием животных. В таких постановках будет отчетливо видна позиция добра и зла, а герои расскажут о том, какими качествами должен обладать человек («Котенок по имени Гав», «Умка», «Доктор Айболит»).

Если вы хотите научить ребенка дружить, выбирайте мультики, где главные герои обладают легким характером и показывают, как нужно проявлять любовь и уважение по отношению к окружающим их людям («Чебурашка и Крокодил Гена», «Крошка Енот», «Большой секрет для маленькой компании», «Приключения домовенка Кузи»).

Познать мир помогут динозавры, инопланетяне, роботы и животные, которые учат понимать мир живой природы или рассказывают о новинках в мире техники. Из старых добрых мультиков смотрите «К.О. А. П. П.», «Доктор Айболит».

За помощью в приучении маленького зрителя к выполнению домашних или каких-то других обязанностей обращайтесь к таким персонажам, которые меняют свой статус, например Оху, который стал оптимистом после прогулки с Ахом, или Винни-Пуху. А вот домовенок Кузька научит ребенка быть домовитым, отзывчивым и хозяйственным, но только подскажите, что все стало получаться у него только после обретения друга – девочки Наташи – и выполнения обязанностей, данных Нафаней.

Несмотря на позитив, мультики таят в себе определенную опасность, которая называется зависимостью. Чтобы ребенок не стал жертвой голубого экрана, дозируйте просмотр мультфильмов – 2–3 сказок вполне достаточно на день. И не забывайте поговорить с ребенком: в ходе беседы важно узнать, что хорошее и полезное вынес ребенок из мультика, чему он научился. Это не только станет точкой отсчета, но и поможет развить умение отвечать на вопросы четко и полно. Ну, а если есть желание и возможность самим создавать умные и полезные мультики, делайте это вместе с ребенком и с удовольствием, благо студий и материалов для совместного творчества сейчас предостаточно.

 

Марина Романова
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 7 (49) Июль 2013

Реклама
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Как правильно смотреть мультики?
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Как правильно смотреть мультики?
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Как правильно смотреть мультики?
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Как правильно смотреть мультики?
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Частная школа «Alliance school»
Как правильно смотреть мультики?
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Как правильно смотреть мультики?
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Как правильно смотреть мультики?
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление