Статьи

Изучаем цвета

292 
197 читателей оценили эту публикацию

Рождаясь, ребенок попадает в удивительный мир, полный самых разных предметов и явлений. Впоследствии он учится различать их по величине, форме и другим характеристикам. Одна из них, которая зачастую служит главной и определяющей, – цветовая. С первых минут жизни малыши уже способны различать некоторые цвета. А вот с какого времени дети начинают соотносить цвета с определяемыми ими словами? Какими методами лучше научить распознавать и основную гамму, и оттенки? Многовековая практика показывает: самые лучшие способы изучить цвета – это игра и ежедневное знакомство с ними в непринужденной, домашней обстановке.

Изучаем цвета

Возрастные особенности восприятия детей

Благодаря зрению новорожденные воспринимают большое количество информации, которое способствует развитию клеток головного мозга. Если они развиты достаточно, ребенок с легкостью овладевает элементарными навыками – учится сидеть, переворачиваться, ползать, ходить и, конечно, говорить. Изначально дети видят предметы нечетко, на расстоянии примерно 20–30 см, их привлекают яркие цвета, особенно красный, а также все блестящее. Чуть позже внимание новорожденных концентрируется на черно-белых фигурах.

Чем родители могут помочь на данном этапе? Для лучшей фокусировки взгляда малыша можно приближать к нему яркую погремушку и постепенно отдалять ее, водить из стороны в сторону. Через пару месяцев усложняйте задачу – показывайте ему разноцветные картинки и игрушки. Хорошую наблюдательность и восприимчивость к цветам вырабатывает мобиль, подвешенный над кроваткой. Если в дополнение к этому звучит мелодичная музыка, то будут задействованы одновременно и зрение и слух.

Уже в 4 месяца зрение ребенка совершенствуется и он способен оценивать примерное расстояние между ним и видимыми ему предметами. Так, малыш впервые трогает лицо и волосы мамы. А в 5 месяцев ваше чадо уже способно различать основную гамму цветов и даже пастельные тона! Вам следует позаботиться о том, чтобы глазам малыша в этом возрасте было представлено все богатство цветовой палитры. В 8 месяцев зрение ребенка подобно зрению взрослого человека по глубине и четкости.

Аналитические способности зрения уже достаточно развиты – дети этого возраста различают мелкие детали, лица родных и чужих людей. И уже после овладения речью начиная с 1,5 года в памяти ребенка за каждым цветом закрепится конкретное слово, что и будет способствовать умению различать цвета.

 

Основные и дополнительные

Некоторые считают, что деление цветов на основные и дополнительные только усложнит задачу. На самом деле оно поможет вам выработать метод, каким цветам следует обучать с первую очередь, а каким – в последнюю. А детям постарше еще не раз пригодится такая система на уроках рисования или при работе с графическими редакторами программ.

Итак, основными цветами считаются красный, желтый и синий. Используя только эти цвета, можно получить красочную картину: при смешивании основных цветов мы получаем вторичные – зеленый, оранжевый и фиолетовый. Все остальные цвета являются вспомогательными – лиловый, розовый, бирюзовый, бордовый и прочие.

Дети очень часто задают вполне логичный вопрос: а можно ли назвать черный и белый цветами? Ведь в красках они есть! Да и если платье белого цвета, то иначе его не назовешь. Профессиональные художники считают: белый – отсутствие цвета, а черный – все-таки цвет. И мастера живописи используют их, в основном смешивая с другими.

А вот с научной точки зрения белый – это смешение всех цветов (ваши малыши узнают это на уроках физики, из темы о цветовом спектре), вспомните радугу! А черный – отсутствие света, ведь когда темно, все кажется черным!

Какую версию названия цветов выберете вы – художественную или научную – решать вам.

 

На заметку родителям

Чтобы ваши труды увенчались успехом, придерживайтесь простых, но очень верных педагогических правил.

  • Называйте цвета правильно. Лучше не использовать уменьшительно-ласкательные слова. Если мяч, то зеленый, а не зелененький, если платье, то розовое, а не розовенькое. Многие названия цветов сами по себе длинные слова, так зачем усложнять задачу?
  • Исправляйте ребенка, если он назвал цвета неправильно, даже если это его расстроит. Объясните ему, что сразу запомнить все цвета непросто, сделайте акцент на тех названиях, которые он указал верно, похвалите. Если же не делать этого, то путаница в цветах может остаться на неопределенное время.
  • Раскрашивайте раскраски и рисуйте, используя реальные цвета. То есть лягушки должны быть зелеными, море – синим, солнце – желтым. Все свои «радужные» желания можно проявить на бумаге в других предметах, не связанных строго с определенным цветом, – платья, ковры, сказочные животные и все то, что приходит в головы маленьким фантазерам!

 

Творческая мастерская

Как было сказано выше, следует обучать ребенка цветам постепенно, в непринужденной игре. А мы в свою очередь предлагаем вам поиграть вместе с детьми.

«Сортировка по цветам». Эта игра подойдет для самых маленьких, начиная с года. Раскладывайте по цветам кубики, игрушки. Если они у вас разноцветные, то сделайте фигурки из цветного картона и предложите малышу положить в одну стопку красные, в другую желтые и т. д. Если ребенок не сразу справляется с этим заданием, продемонстрируйте это сами.

«Опиши игрушку». Есть ли у вашего малыша пара любимых игрушек? Расскажите ему, какого они цвета и попросите его повторить. Произнося это каждый день, ребенок быстро запомнит эти цвета. Можно усложнить задачу: положить несколько разных игрушек в мешок и, доставая по одной, описывать их, называя цвета. За каждый верный ответ можно поощрять.

«Цветные прищепки». Игра с этим незатейливым предметом быта очень полезна для развития мелкой моторики. Вырежьте из картона детали фигур, а прищепки должны быть дополнением к ним. Ими можно сделать лучики у солнышка, руки-ноги у человечков, уши у зайчика и прочее. Главное правило – цвет фигур и прищепок должен совпадать!

«Чудо-фломастеры». Положите в одну сторону фломастеры, а в другую – крышки от них. Попросите ребенка найти нужную крышку и закрыть ею нужный фломастер. Чуть позже можно будет засекать время и проверять, за сколько минут управилось ваше чадо.

Аппликация. Этот метод помогает хорошо запомнить чистые цвета. По мере вырезания нужных фигур ребенок будет определяться с тем цветом, который ему нужен.

Лепка. Пластилин и растительная глина также отличное средство для развития моторики. Эти материалы хороши тем, что их можно смешивать и получать самые необычные цвета.

Рисование. Этот способ, наверное, самый эффективный в изучении цветов. Акварельные и акриловые краски можно смешивать, создавать разнообразные оттенки при помощи воды или другого цвета. Мелки на асфальте или сухая пастель смешиваются между собой недостаточно, зато между ними можно сделать постепенные переходы, растушевывая белым от одного цвета к другому. Пальчиковые краски – это веселый и яркий способ для самого маленького художника оценить краски не только глазами, но и руками!

 

Откуда пришли цвета?

Вернее, не сами цвета, а их названия. Попробуйте обсудить это в кругу семьи, предлагая свои варианты происхождения слов. Веселье будет обеспечено всем, кроме того, каждый по мере возможности задействует свои аналитические способности, вычленяя из слова его корень и ища его «родственников». Помните, что «последним» словом должен оказаться все же правильный вариант из этимологического словаря! Например, слово «алый» тюркского происхождения и буквально означает «светло-розовый» или «светло-красный».

Имя певицы Алсу дословно переводится как «розовая вода». Вообще, все слова, начинающиеся на букву «А», несвойственны русскому языку и пришли к нам от других народов. А вот славянское слово «красный» означало не только цвет, но и все самое лучшее, красивое. Сравните: красна девица, красная строка, красота, украшение. Голубой цвет назван так по цвету шейки голубя. А вот фиолетовый цвет появился благодаря фиалке. На французском языке этот цветок носит название «виолет». В русском языке это слово немного видоизменилось.

 

Интересные факты:

  • Если ваше чадо спросит у вас: «Зебра – белая в черную полоску или черная в белую полоску?», то знайте, что правильным будет последний вариант. Именно к такому выводу пришли ученые в результате своих исследований.
  • Как в казахском, так и в японском языках долгое время словесно не различались синий и зеленый цвета. Они обозначались общим термином (например, «кок базар» – «зеленый базар»). Только в XX веке каждый из цветов получил свое отдельное название.
  • Опрос, проведенный в 17 странах мира, выявил: самым любимым цветом люди считают синий. Его назвало около 40% людей. На втором месте оказался пурпурный цвет.

 

Екатерина Копылова
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 8 (50) Август 2013

Реклама
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Изучаем цвета
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
Изучаем цвета
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Изучаем цвета
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Изучаем цвета
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Изучаем цвета
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Изучаем цвета
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Познай-ка Монтессори центр
Изучаем цвета
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление