Статьи

Домашняя школа Монтессори

584 
393 читателей оценили эту публикацию

В Алматы немало детских центров, работающих по системе Марии Монтессори. Мы предлагаем вам познакомиться с особенностями развития детей по этой системе.

Домашняя школа Монтессори

Заглянем в пустую Монтессори-группу.

 Там еще нет детей, но все приготовлено. Развивающая среда, насыщенная и упорядоченная, ждет ребенка. Материалы располагаются на низких открытых полках так, чтобы их мог достать даже самый маленький ребенок. Столы и стулья в Монтессори – группе легкие и подвижные, их можно переставить по-разному в зависимости от вида деятельности. Удобная мебель, развивающий материал, коврики. Дети и родители проявляют интерес к Монтессори-материалу, увлекаются, просят показать, что с этим делают дети, рассказать о назначении заманчивых предметов. Дети также могут работать на ковриках на полу, где они чувствуют себя очень комфортно. Каждый предмет на своем месте, красиво и аккуратно уложен на подносе или в коробочке так, что хочется его потрогать, посмотреть.

 

Взрослые удивляются, как возможно сохранять порядок в таком многообразии?

- Возможно, и это делают сами дети.

 

Что увидят родители в работающей группе?

Работающая группа похожа на муравейник: 10-20 детей ходят, ползают, что-то несут, занимаются своим делом в одиночестве или в компании. Учителя сразу и не заметишь. Он где-то среди детей на корточках общается на равных. В группе дети явно разного возраста.

 

Что это? Свободное время для игр, занятие, перерыв? Где «дисциплина», к которой мы привыкли – послушное сидение на стульчиках, общая деятельность детей под руководством и контролем учителя?  В Монтессори группе вы этого не увидите. Чем дети здесь  занимаются?       

Давайте присмотримся. В Монтессори – классе постоянно стоит рабочий шум, потому что работа с материалами включает очень много движений: хождение, переноску предметов, переливание, обсуждение и постоянные действия руками. Но при этом каждый ребенок занимается своим делом целенаправленно, сосредоточенно. У детей есть возможность заниматься тем, что для них сейчас актуально, интересно. Один несет воду для мыться посуды, другой расстилает коврик для работы с картами, третий ищет партнера для работы.

Постепенно в осмысленной работе развивается самодисциплина, ответственность, самостоятельность. Когда ребенок становится искренно заинтересованным в той работе,  которую он совершает в классе, его поведение почти всегда  становится более зрелым и упорядоченным. Если ребенок плохо ведет себя в классе, Монтессори – учитель, как правило, просто помогает ему выбрать работу, которая в большей степени его заинтересует и привлечет его внимание. Все поведение детей при этом ориентируется на уважением к работе другого, уважением к учителю и уважением к самим материалам.         

 

 

Уважаемые родители! Вы можете предложить своим детям (от 2 лет) выполнить следующие упражнения в виде игры:

«Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит  только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«Волшебное сито»

Скажите ребенку: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой для ребенка похоже на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь с малышом достигнутому результату.

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

«Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок. Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.

«Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

«Была лужа – и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки. Слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Смети, но не просыпь»

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышу стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыплется.

«Ну-ка, вылови»

Поставьте на поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в маленькую тарелку, а пролитую воду – собрать губкой.

«Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

«Готовим лекарства»

Дети любят размешивать ложкой, например, сахар в чае. Однако, это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь, окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

«Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5-см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожки между двумя палочками, посыпать «сахаром» песочный «торт» и т.п.

 

Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 3 (3) сентябрь 2009

Реклама
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Домашняя школа Монтессори
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
Домашняя школа Монтессори
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Домашняя школа Монтессори
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Домашняя школа Монтессори
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Домашняя школа Монтессори
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Домашняя школа Монтессори
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Домашняя школа Монтессори
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление