Статьи

Домашние зверушки: когда и кого заводить?

263 
175 читателей оценили эту публикацию

Рано или поздно наступает такой момент, когда ребенок начинает просить завести животное: котеночка, щеночка, хомячка, рыбок, морскую свинку – выбор ребенка основывается на опыте друзей, мультфильмах и банальном наблюдении. Многие взрослые думают, что это очередной каприз, однако психологи так не считают.

Домашние зверушки: когда и кого заводить

Роль четвероногих друзей в развитии крохи

Все дети любят животных, и это не секрет. Общение с пушистиками ценится детьми очень высоко. Для них четвероногий друг значит очень и очень много. А вот родители весьма настороженно относятся к появлению в доме нового члена семьи: кто-то боится агрессии по отношению к ребенку, кого-то настораживает возможная аллергия на шерсть, а некоторые просто переживают по поводу нюансов ухода за питомцем. Чтобы все волнения и тревоги свести на нет, детские психологи советуют правильно подобрать животное. Под словом «правильно» они понимают особенности характера и повадок животного и возраст маленького хозяина, который будет учиться ответственности и дружбе.

 

Педагогическое воздействие

Домашняя зверушка – это не только источник тепла и ласки, это еще и друг, который оказывает важное влияние на развитие ребенка. Что может развить животное в своем маленьком хозяине?

Прежде всего ребенок, воспитывая своего питомца, становится более организованным и дисциплинированным. Это очень важно, потому что забота о друге учит малыша понимать, что питомец – это не игрушка, а живое существо, которое требует внимания, ухода, кормления и заботы. Опыт общения с четвероногим другом учит ребенка нести ответственность за других, отвечать за свои поступки, а эти навыки пригодятся ребенку во взрослой жизни.

Конечно, возлагать на ребенка непомерную ответственность неразумно, а потому родители должны понимать, что уровень ответственности зависит от возраста ребенка. Например, 3–4-летний карапуз может сам дать корм морской свинке или налить воды кошке, а вот выгулять собаку он может только вместе с родителями. В 5–6 лет ребенок может расширить навыки ухода за мохнатым другом расчесыванием и постоянным контролем над миской и наличием в ней пищи. В 7–9 лет ребенок уже может самостоятельно выгуливать и даже купать собаку, но только в подростковом возрасте, лет с 12, подросший человечек может стать самым настоящим хозяином и нести самую настоящую ответственность за друга.

 

Социальная адаптация

Психологи, наблюдающие за развитием социальных навыков, говорят о том, что детки, имеющие лохматого друга, легче переживают адаптацию к детскому саду и школе, проще и быстрее вливаются в новый коллектив. Особенно в этом преуспевают владельцы собак. Еще бы, ведь ребенок с собакой, вышедший во двор, привлекает внимание сверстников, а потому найти приятелей становится гораздо проще, а множество вопросов относительно щенка, попытки поиграть с питомцем налаживают общение быстро и просто. Даже самые неразговорчивые детки, выгуливая шустрого питомца, завязывают общение с ровесниками и находят новых друзей.

 

Физическое развитие

Даже грызуны способны расшевелить засоню и нехочуху: они бегают, прыгают, прячутся и пытаются погрызть все вокруг – где уж тут лежать! Игры с кошкой и собакой (в мяч, имитацию мышки и просто веселая возня на полу или траве) в максимальной степени развивают ловкость, подвижность и правильную координацию. Кроме того, психологи говорят о том, что общение с животными снимает у детей стресс, а также способствует налаживанию отношений в семье.

 

Интеллектуальное развитие

Домашнее животное – это проводник в мир природы. Ребенок знакомится с окружающим миром через своего друга: наблюдая за повадками и поведением четвероногого друга, малыш отмечает его реакции на поглаживание, команды, гостинцы. Маленький ребенок с помощью питомца может развивать свою сенсорику: трогая шерсть, коготки, слушая звуки животного, ребенок расширяет диапазон своего познания. Кроме того, маленький первооткрыватель мира учится называть то, с чем он «работает»: части тела животного (и себя самого), форму, величину, цвет, запах, движение и пространственное расположение, фактуру шерсти.

Через общение с домашним питомцем развивается и логическое мышление, в частности связи и зависимости. Например, если котенок стоит у своей миски и призывно мяукает, значит, он хочет есть; если собака скулит у двери, прыгает и виляет хвостом – пора на прогулку.

Кроме того, домашнее животное является источником фантазии: ребенок рисует своего питомца, мастерит для него домики и придумывает различные истории, с ним связанные; эта деятельность формирует детскую наблюдательность, любознательность и развивает творческие способности.

 

Духовно-нравственное развитие

Животное – это прежде всего эмоции. Ухаживая за питомцем, играя с ним и переживая недомогания пушистого малыша, ребенок учится сопереживать, радоваться, грустить, а эти эмоции не могут быть отрицательными. Согласитесь, что в современном мире и так остается мало времени на переживания и эмоции, а когда они сплошь положительные, остается только порадоваться этой дружбе и привязанности.

Кроме того, общение с домашним питомцем развивает у ребенка чувство прекрасного, ведь он учится видеть настоящую, естественную красоту, и то отношение, которое демонстрирует карапуз к своему любимцу, будет перенесено к миру всей живой природы.

 

Какое домашнее животное выбрать?

Для ребенка 3–4 лет, который весьмаактивно познает окружающий мир, общение с питомцем ограничится именно общением: дошкольникам интересно играть с животными, наблюдать за их повадками, однако рассчитывать на уход и полноценную заботу родителям не стоит. Вы должны понимать, что ухаживать будете вы, а потому выбирайте питомца, симпатичного не только детке, но и вам, чтобы обязанности не доставляли массу хлопот или негативных эмоций.

Оптимальный вариант – аквариумные рыбки, попугаи, хомячки, морские свинки или декоративные кролики. Конечно, перед покупкой вы должны сами изучить и рассказать крохе в доступной форме об особенностях животного в плане еды, сна и повадок. Конечно, поначалу дети будут в большей степени наблюдать за тем, как родители кормят и ухаживают за домашним любимцем, а чуть позже могут и сами предложить помощь. Отказать в этом случае – значит отбить охоту, поэтому запаситесь терпением и позвольте ребенку насыпать корм, поменять в поильнике водичку, даже если потом вам придется устранять последствия великой любви в виде крошек или луж.

Конечно, родители должны помнить и о специфичности проявления любви и заботы: выловить рыбку из аквариума, чтобы погладить; почистить перышки попугаю или покупать хомячка и проверить соответствие свинки определению «морская». Поэтому детей нужно учить, что можно, а чего нельзя делать с питомцами. Самый главный аргумент – животному больно, оно может заболеть. Дети знают, что такое боль и как тяжело болеть, к тому же многие не понаслышке знают, что такое уколы – подвергать любимого пушистика таким испытаниям они точно не захотят.

Дошкольник 56 лет в состоянии расширить круг своих обязанностей по уходу за питомцем. Мыть кормушки и поилки, насыпать корм и наливать воду – все это детки могут сами, но родители должны одним глазком приглядывать за действиями своего чада. Если в 3–4 года вы еще не обзавелись самыми мелкими питомцами, то сейчас самое время.

Первоклассники и ученики младшей школы уже вполне самостоятельные люди: они не только могут одни добираться до дому и разогревать еду, но и вполне освоят уход за домашним животным. В это время детям интересно слушать и читать самим рассказы о животных – повадки и особенности жизни разных животных привлекают внимание ребятишек. Главное – дать понять ребенку, что для животных важно, чтобы условия жизни в семье были в максимальной степени приближены к их природной среде обитания, а потому и корм должен быть привычным, а не со стола.

В этом возрасте можно заводить совершенно разных животных, например попугая и рыбок, кошку и морскую свинку: сравнивая их поведение, ребенок научится видеть существенные отличия между разными представителями фауны. В этом возрасте уже можно заводить более крупных питомцев – кошку и собаку – однако ребенку важно доступно объяснить, что это очень ответственный шаг. Да и самим родителям нужно быть готовыми помогать своему ребенку.

 

О чем стоит подумать

Прежде чем принести домой пушистый комочек, помните, что питомец будет и вашим тоже. И дело не только в уходе, заботе и уборке, но и в привязанности. Вы должны понимать, что ваш четвероногий дружочек станет членом вашей семьи, а значит, ему, как и всем остальным, нужно ваше внимание, время и определенные финансовые затраты.

Подумайте и о жилище вашего питомца: если вы живете в большом доме за городом, можно завести несколько кошек (собак, кроликов); а вот условия малогабаритной квартиры вряд ли позволят завести кого-то, потому что даже небольшому аквариуму или клетке понадобится место, причем подходящее, а не просто «лишь бы поместилось».

Если вы заводите животное ради удовлетворения очередного детского каприза, сто раз подумайте: если взрослые не готовы принять пушистого кроху, а ребенок не может полностью обеспечить уход и заботу, лучше не брать питомца в дом. Потому что ребенок, привязавшись к другу, будет очень тяжело переживать разлуку с любимцем. Впрочем, как и сам питомец. И уж тем более никогда не выбрасывайте животное на улицу – это показатель вашей слабости и жестокости, пример, которой может спровоцировать у ребенка глубокую психологическую травму.

Опасности

Многие взрослые переживают, что общение с друзьями нашими меньшими таит в себе опасность. Отчасти они правы.

Самая очевидная опасность – это аллергия. Если у ребенка есть аллергия на шерсть или кто-то в семье чихает на зверушек, живущих у друзей, лучше отказаться от питомца. Вторая проблема – инфекции, которые запросто могут передаться ребенку. Выход – регулярный осмотр и периодические визиты к ветеринару (как профилактические, так и необходимые). Если вы заводите собаку, помните о силе и нраве животного: выбирайте маленьких или средних по размеру собак, любящих деток, – с такими и вы и ваш ребенок сможете найти общий язык.

Прежде чем завести маленькое чудо, взвесьте все «за» и «против». Оговорите на семейном совете, кого вы хотите приобрести, подумайте, подходит ли вашей семье этот питомец, и если вы решили, что пополнению в семье быть, отправляйтесь в зоомагазин или к заводчикам. Будьте уверены – для ребенка это будет самый лучший подарок. И даже больше, чем просто подарок. Это – друг!

 

Елена Черепахина
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 4 (46) Апрель 2013

Реклама
Частная школа «Alliance school»
Домашние зверушки: когда и кого заводить
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Домашние зверушки: когда и кого заводить
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Домашние зверушки: когда и кого заводить
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Домашние зверушки: когда и кого заводить
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Домашние зверушки: когда и кого заводить
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Творческая студия Comilfo
Домашние зверушки: когда и кого заводить
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Домашние зверушки: когда и кого заводить
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление