Статьи

Долгожданные первые слова, или Как научить кроху разговаривать. Часть 2

190 
140 читателей оценили эту публикацию

Жизнь молодых родителей представляется мне квестом, главным героем которого, естественно, является их малыш. Игроки (родители) постоянно сталкиваются с новыми головоломками, и каждый раз им приходится прикладывать немало умственных и физических усилий для их решения. Но в целом этот квест – увлекательное приключение, целью которого является показать крохе мир, в котором он живет, научить его всему, что они (родители) умеют сами, и дать все, что в их силах.

Долгожданные первые слова, или Как

Итак, мы подошли к основному этапу нашего квеста: как мы можем помочь малышу с развитием его речи.

1. Говорите с малышом. Говорите с самого рождения, везде и всегда

Вообще, малыш начинает накапливать пассивный словарь аж в 6 месяцев! Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой. Говорите с ним с самого рождения, говорите везде, возьмите себе за привычку комментировать все свои действия. Подумайте, ведь это мы, взрослые, совершаем все наши повседневные действия автоматически, не задумываясь, а для малыша это все ново, незнакомо, он никогда не сталкивался ни с чем подобным, поэтому ему необходимо описывать все, как предметы, так и действия. Например, когда нашему сыночку исполнился месяц, он стал меньше спать и ему уже не хотелось просто лежать в своей кроватке, я стала брать его с собой на кухню. Готовлю обед и описываю все словами, что и как делаю, какими столовыми приборами пользуюсь, кто будет есть обед и т.д. Идем на прогулку – описываю погоду и все, что видим вокруг. Еще лучше, если комментарии подкрепляются личным опытом малыша, например телесными ощущениями. Ребенок лучше запомнит слово «трава», если потрогает ее своими пальчиками, «шапка», когда сам попробует надеть ее на себя, «скалка» – когда сам попробуем «раскатать» тесто.

На данном этапе развития ребенок выделяет какой-нибудь один признак и объединяет по нему разные предметы. Поэтому первые слова малыша имеют широкое обобщенное значение. Так, словом «ням-ням» ребенок называет еду, посуду и само действие. Проголодавшись, он тоже кричит «ням-ням», увидев на улице девочку, жующую жвачку, он тоже скажет «ням-ням». Наши соседки, двухгодовалые девочки-двойняшки, словом «кука» (кукла) обозначают всех кукол и игры с куклами. Увидев нашего сыночка, они показывают на него и также говорят «кука». Как вы поняли, «кука» – это дети, которые младше их самих.

2. Знакомьте ребенка со звуками

Понаблюдав за своим малышом, я поняла: малюткам очень сложно даются новые звуки, ведь они не имеют ни малейшего понятия, как они появляются. Мы произносим звуки не задумываясь, а детям нужно вначале понять, как нужно изловчиться, сложить губки трубочкой, чтобы получился звук «у». Чтобы было хоть немного понятнее, просто представьте: вы, взрослый человек, решите изучать новый язык. Чтобы произносить новые звуки правильно, вам придется «ломать» язык, а это притом что у вас уже есть «опыт создания» звуков на родном языке. Поэтому, чтобы помочь малышу, разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел ваше лицо, мимику, артикуляцию. Четко произносите слова, не говорите слишком быстро. Знакомьте кроху со звуками – индеец кричит: «А-а-а», волк воет: «У-у-у», жук летит: «Ж-ж-ж». Активно пользуйтесь звукоподражанием животным, малышам это доставляет особенную радость – тигренок рычит: «Р-р-р», котенок мяучит: «Мяу-мяу-мяу».

3. Побуждайте говорить

Учите малыша говорить: «Скажи «папа». Где папа? Папа на работе. Сейчас папа прийдет на обед. Вот папа пришел. Скажи: «Папа, привет!» Скажи: «Па-па».

По моему мнению, один из лучших способов научить ребенка говорить – это мотивация. Когда ваш малыш тянет ручку, желая получить какой-то предмет, не торопитесь сиюминутно исполнять его молчаливую или мычащую, а иногда требовательно кричащую просьбу. Предложите ему другой предмет, после отказа скажите: «Я не могу тебя понять. Не надо кричать. Надо сказать: «Дай машину». После дайте ребенку желаемый предмет, со словами: «На машину».

Хорошим стимулом будет общение с другими детьми. Малыш захочет принять участие в играх с детьми, но, чтобы его понимали, ему нужно будет научиться изъясняться правильно.

4. Откройте для малыша увлекательный мир сказок

Читайте вместе с ребенком, рассказывайте ему сказки, рассказы, ритмичные стихотворения, пойте песни. Читайте выразительно, с интонацией, чтобы это было интересно малышу, используйте яркие, красочные иллюстрации, комментируйте их. У маленького человечка мышление наглядное, в голове у него мало образов, поэтому, читая сказку, обязательно вместе поищите героев на картинках, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы обогащает словарь ребенка. Периодически перечитывайте малышу рассказы, пересказывайте сказки, повторяйте стихи, чтобы вся поступающая информация откладывалась у ребенка в памяти. Позднее при чтении вы можете заменить или пропустить слово в уже знакомом ребенку произведении и побудить его исправить неточность, добавить пропущенные слова.

Ставьте домашние спектакли. Пусть имеющиеся дома игрушки, продукты и предметы обихода станут героями вашей сказки. Малышу обязательно понравится быть главным действующим лицом, а может, и режиссером своего спектакля.

5. Развивайте артикуляцию

Для того чтобы кроха выговаривал слова правильно, необходимо регулярно заниматься с ним и хорошо разрабатывать язык. В этом вам поможет несложная артикуляционная гимнастика. Главное условие успеха – проводить занятия каждый день, но затрачивая не более 15 минут, обязательно в игровой форме и заканчивать занятие всегда до того, как оно наскучит ребенку.

Вот несколько упражнений по артикуляционной гимнастике.

  1. Воздушный шарик. «А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик.
  2. Паровозик. «А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки: одну-две минуты в одну сторону, столько же – в другую.
  3. Улыбка. «А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.
  4. Поцелуйчик. «А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя, и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.
  5. Лошадка. «А как мы говорим лошадке «стой»? «Тпрр, тпрр!» – вот как мы говорим лошадке». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь, – «тпрр-тпрр», только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.
  6. Ротик. «А теперь давай себя погладим язычком вот так!» Погладьте губы языком по часовой стрелке и против.
  7. Язычок. «А давай посмотрим, у кого язычок длиннее, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем до уголка левой и правой стороны рта.

6. Развивайте мелкую моторику

Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, поэтому не нужно оставлять ее без внимания. Научно доказано, что ловкость пальчиков и развитие речи связаны прямо пропорционально, поскольку за них отвечают соседние участки мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи.

Когда малыш совсем маленький, массируйте его ладонь и пальчики своими руками или «ежиками» (массажные пупырчатые мячики), играйте с ним в напевные игры (сорока, ладушки).

Давайте для игры совершенно разные предметы – чем разнообразнее, тем лучше. Знакомьте его с игрушками и предметами разных форм, текстур и материалов – мягкими, резиновыми, деревянными, пластмассовыми, шершавыми, гладкими, твердыми, круглыми, квадратными и т.д. Кроха будет изучать эти предметы своими ручками, ну и на зубок, наверное, тоже попробует, поэтому позаботьтесь о чистоте предлагаемых предметов.

Разрешайте ребенку играть с мелкими предметами. Но помните: игры с мелкими предметами ВСЕГДА должны проходить под пристальным наблюдением взрослого! Предложите малышу крупы, макароны, фасоль, манку, пуговицы, бусинки, монетки. Поверьте, ваш маленький Колумб будет в восторге от новых открытий! Покажите, как можно пересыпать крупы из одной чашки в другую, предложите малышу перебрать фасоль по цвету или спрячьте маленькие игрушки в гречке, и он с радостью и энтузиазмом примется искать их.

Не отвергайте помощь ребенка, наоборот, пусть поможет вам по хозяйству. Например, он с удовольствием обваляет в манке или муке котлетки, очистит банан от кожуры, поделит мандарин на дольки.

Занимайтесь лепкой из пластилина или соленого теста. Создавайте вместе персонажи сказок, используйте эти фигурки в ваших постановках. Обязательно играйте с песком, стройте замки, варите обеды, загружайте самосвалы.

Послесловие

Как вы поняли, данный квест несложно пройти, ведь ключом ко всем дверям является ваши любовь, забота и общение с малышом. Это лучший вклад, который вы можете сделать в развитие вашего чада. Примите правила игры и смело делайте новые открытия вместе с вашим малышом, отзывайтесь на его вопросы, читайте вместе книги, рисуйте, говорите, и вот увидите – очень скоро вы будете вести настоящие диалоги с вашим самым родным и любознательным человечком. Удачи вам и терпения!

 

Алия Орман
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 8 (62) Август 2014

Реклама
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Долгожданные первые слова, или Как
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Долгожданные первые слова, или Как
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
Долгожданные первые слова, или Как
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Долгожданные первые слова, или Как
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Долгожданные первые слова, или Как
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Творческая студия Comilfo
Долгожданные первые слова, или Как
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Долгожданные первые слова, или Как
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление