Статьи

Ребенок упал?

384 
159 читателей оценили эту публикацию

Возрастные особенности травм у детей

ребенок упал?

У детей грудного возраста чаще всего встречается черепно-мозговая травма. Это обусловлено особенностями анатомического строения: головка малыша тяжелее остального тела и перевешивает, принимая на себя удар. У детей более старшего возраста меняются пропорции тела, возрастает двигательная активность. К повреждениям головы добавляются другие «ранения»: переломы конечностей, ссадины, раны, кровотечения.

3–5 месяцев – критический возраст. Ребенок научился переворачиваться и стал невероятно юрким. Падение даже с высоты 40–50 см чревато серьезной черепно-мозговой травмой, сотрясением и ушибом головного мозга, переломом костей черепа. Повреждения других внутренних органов и переломы костей конечностей у малюток встречаются редко.

В возрасте около года ребенок начинает двигаться самостоятельно, и риск детского травматизма повышается. Задача родителей – не ограничивать свободу малыша, но при этом подстраховать его движения, чтобы предотвратить падения с высоты. Нужно показать ребенку, как правильно слезть с дивана, спускаться с лестницы, вести себя на детской площадке. Для годовасиков опасно падение с высоты собственного роста – это примерно 80–100 см.

Дети старше 2 лет хорошо стоят на ногах, быстро бегают и много времени проводят на детской площадке. В их жизни появляются горки и качели, металлические конструкции детского городка и лестницы. Падения происходят с высоты 2–3 метров, куда безбоязненно забирается малыш. В этом возрасте синяки и шишки уступают место ссадинам и ранам, чаще встречаются переломы и травмы внутренних органов.

Что же делать, когда такое случилось? Главное – не паниковать. Как правило, падения проходят совершенно без последствий.

Важно! Симптомы легкой травмы головы проявляются сразу или в течение часа, тяжелые осложнения могут запоздать на сутки. Все это время нужно внимательно наблюдать за ребенком, особенно обращая внимание на критические 1, 3, 12 и 24-й часы после случившегося. Ночью ребенка от 1,5 года нужно будить каждые 2–3 часа и задавать ему простые вопросы – это поможет оценить, насколько спутано его сознание.

Что делать в первые 10 минут после падения?

  • Не думать, что ребенок навсегда останется инвалидом (то есть не впадать в панику и истерику!).
  • Не думать, что это «ерунда», что «все детки падают».
  • Реально оценить состояние ребенка: есть ли отек мягких тканей? Ведет ли ребенок себя необычно?
  • Вызвать врача. Лучше исключить серьезную травму (вплоть до рентгеновских и томографических исследований), нежели ее пропустить.

Однако необходимо понаблюдать за ребенком и за его поведением. Осмотрите место ушиба на наличие гематомы (синяка), ссадин или кровоточащей ранки. К месту удара можно приложить смоченную холодной водой ткань или лед в тряпочке. Если из ранки течет кровь, кровотечение можно остановить и таким образом – приложив к ранке плотный кусок сухой материи (тампон). Если она пропитывается кровью, поверх первого тампона наложите второй. Внимание! Если спустя 15 минут кровотечение продолжается, срочно вызывайте врача.

Обратите внимание на состояние ребенка:

  • зрачки: их неодинаковый размер говорит о тяжелом повреждении мозга;
  • измерьте пульс, он должен быть не реже обычного. Для грудничков нормальный пульс в пределах 100–120 ударов в минуту.

Обеспечьте ребенку покой, но в течение часа не давайте ему заснуть, а то вы не поймете, насколько тяжело его состояние.

Если ребенок после удара головой потерял сознание и вы уже вызвали скорую, уложите малыша набок, чтобы рвотные массы (если будет рвота) не попали в дыхательные пути.

Если же вы подозреваете, что помимо головного мозга пострадал позвоночник (при падении с высоты на голову или на спину), поворачивать ребенка надо крайне бережно (а лучше вообще не трогать, по возможности) и так, чтобы туловище и голова находились на одной оси: это поможет избежать дополнительной травмы.

При появлении у ребенка следующих признаков следует немедленно вызывать скорую:

  • на короткое время теряет сознание,
  • замедление пульса,
  • становится вялым, его постоянно клонит в сон,
  • больше плачет,
  • отказывается от еды,
  • ребенок срыгивает, у него возможна рвота,
  • проявились какие-то другие странности в поведении.

Повторяю: обратите внимание на зрачки: их неодинаковый размер говорит о тяжелом повреждении мозга.

Итак, на скорой приезжаем в больницу на обследование.

 

Диагностика ЧМТ

В больнице ребенка осматривает детский невропатолог, нейрохирург или травматолог. Он тщательно выясняет жалобы, собирает анамнез (историю заболевания), проводит общий и неврологический осмотр. Назначаются дополнительные методы диагностики. Основными являются рентгенография черепа, нейросонография (у маленьких детей), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ). При необходимости – компьютерная томография головного мозга (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), люмбальная пункция.

Рентгенография черепа проводится большей части больных. Целью данного исследования является выявление переломов черепа. Наличие любого повреждения костей черепа автоматически переводит травму в разряд среднетяжелых или тяжелых (в зависимости от состояния ребенка). Иногда у маленьких детей с благополучной клинической картиной на рентгенограммах выявляются линейные переломы костей черепа. Судить о состоянии вещества головного мозга по рентгенограммам нельзя.

Нейросонография (НСГ) – это ультразвуковое исследование головного мозга. На нейросонограммах хорошо видно вещество головного мозга, желудочковая система. Можно выявить признаки отека головного мозга, очаги ушиба, кровоизлияний, внутричерепные гематомы. Процедура проста, безболезненна, быстро выполняется, не имеет противопоказаний. Ее можно проводить многократно. Единственное ограничение нейросонографии – наличие так называемых естественных ультразвуковых окон – большого родничка или тонких височных костей. Метод очень эффективен у детей в возрасте до 2 лет. Позже ультразвуку становится трудно проходить через толстые кости черепа, что резко ухудшает качество изображения. Аппаратура для выполнения нейросонографии имеется в большинстве детских больниц.

Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) – это также ультразвуковой метод исследования, который позволяет выявить смещение структур средней линии головного мозга, что может свидетельствовать о наличии дополнительных объемных образований головного мозга (гематомы, опухоли), дать косвенную информацию о состоянии вещества головного мозга и желудочковой системы. Метод этот простой и быстрый, однако надежность его невысока. Раньше он широко использовался в нейротравматологии, но при наличии современных средств диагностики, таких как нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, от него можно полностью отказаться.

Идеальным методом диагностики повреждений и заболеваний головного мозга является компьютерная томография (КТ). Это рентгенологический метод исследования, при котором с высокой четкостью можно получить изображения костей черепа и вещества головного мозга. По КТ диагностируются практически любые повреждения костей свода и основания черепа, гематомы, очаги ушиба, кровоизлияния, инородные тела полости черепа и пр. Точность этого исследования очень высока. Его основным недостатком является то, что КТ-аппарат дорог, и он есть далеко не в каждой больнице.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) – наиболее точный, но сложный и дорогой метод обследования центральной нервной системы. Он редко используется для диагностики острой черепно-мозговой травмы, так как не позволяет увидеть кости черепа, менее точен для распознавания острых кровоизлияний, занимает больше времени, чем компьютерная томография, часто требует наркоза при обследовании маленьких детей – ребенок должен лежать абсолютно неподвижно в течение 10–20 минут, а маленькие дети этого сделать не могут; кроме того, очень немногие клиники могут похвастаться наличием магнитно-резонансных томографов.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет изучить биоэлектрическую активность головного мозга. Она применяется по специальным показаниям для оценки степени тяжести черепно-мозговой травмы, выявления очагов эпилептической активности. Очаг эпиактивности – область коры головного мозга с патологически измененной активностью нейронов (нервных клеток), которая может приводить к возникновению эпилептических приступов.

Люмбальная пункция – это забор ликвора (жидкости, омывающей головной и спинной мозг) из спинно-мозгового канала на поясничном уровне. Изменения в ликворе могут свидетельствовать о травме или кровоизлиянии (наличии крови) или воспалительном процессе, менингите. Люмбальная пункция проводится крайне редко и только по особым показаниям.

 

Тактика лечения

После того как малыш упал, до того как его осмотрит доктор, помощь ребенку заключается в создании спокойной обстановки. Нужно уложить малыша, обеспечить ему покой. Если есть кровотечение из раны, произвести по возможности ее обработку и бинтование. Помимо диагностических процедур в приемном покое больницы проводится обработка повреждений мягких тканей головы (ушибов, ссадин, ран). Дети, особенно раннего возраста, с подтвержденной черепно-мозговой травмой, в том числе и с сотрясением головного мозга, подлежат обязательной госпитализации.

Госпитализация имеет несколько целей. Во-первых, в течение нескольких дней ребенок находится под контролем врачей в условиях стационара для раннего выявления и предотвращения осложнений травмы – отека головного мозга, появления внутричерепных гематом, эпилептических (судорожных) приступов. Вероятность этих осложнений мала, но последствия их крайне тяжелые и могут привести к катастрофически быстрому ухудшению состояния ребенка. Поэтому при сотрясении головного мозга стандартный срок госпитализации составляет неделю. При хорошем техническом оснащении стационара (компьютерная томография, нейросонография), позволяющем исключить более тяжелые повреждения мозга, сроки пребывания в больнице можно сократить до 3–4 дней.

Во-вторых, во время госпитализации больному обеспечивается создание психоэмоционального покоя. Это достигается ограничением двигательной и социальной активности ребенка. Безусловно, добиться полностью постельного режима для детей сложно, но все же условия больницы не допускают беготни, шумных игр, долгого просмотра телевизора, сидения за компьютером. После выписки домашний режим сохраняется еще на протяжении 1,5–2 недель, несколько недель ограничиваются занятия спортом.

Медикаментозная терапия при сотрясении головного мозга имеет несколько целей. В первую очередь ребенку назначаются мочегонные препараты в обязательной комбинации с препаратами калия. Это делается для профилактики отека вещества головного мозга. Проводится успокаивающая терапия и назначаются антигистаминные препараты. При головных болях назначаются анальгетики, при выраженной тошноте – противорвотные. В более поздние сроки могут назначаться ноотропные препараты, улучшающие процессы обмена в мозге, витамины.

Контроль за состоянием детей осуществляется лечащим и дежурным врачом, а также постовыми медсестрами. В случае любого ухудшения проводится повторный осмотр ребенка, назначаются дополнительные диагностические исследования (нейросонография, компьютерная томография, ЭЭГ).

Предлагая лечь в больницу, врач прежде всего заботится о том, чтобы не пропустить более тяжелой, нежели сотрясение головного мозга, травмы, а это возможно только при квалифицированном наблюдении за ребенком.

При удовлетворительном состоянии малыша через несколько дней родители могут забрать его домой под расписку. Однако и дома требуется соблюдать лечебно-охранительный режим, ограничивать просмотр телевизора, игры на компьютере, прогулки, посещение друзей, продолжать медикаментозную терапию. При любом подозрении на ухудшение состояния ребенка (появление тошноты и рвоты, головных болей, немотивированная сонливость, судорожные приступы, появление слабости в конечностях, частое срыгивание у малышей) следует немедленно повторно обратиться к врачу для дообследования и возможной госпитализации.

Как правило, через 2–3 недели состояние ребенка полностью приходит в норму. Сотрясение головного мозга обычно проходит без последствий и осложнений. Ребенок снова может посещать ясли и детский сад, заниматься спортом.

В заключение еще раз необходимо подчеркнуть важность своевременного обращения в специализированный детский стационар, что позволит исключить более тяжелые формы черепно-мозговой травмы.

 

Следующие по частоте травмы – переломы и вывихи

Чаще всего страдают кости рук и ног, реже – ключицы. В месте перелома появляются боль, припухлость, кровоподтек, конечность теряет подвижность и иногда деформируется. Зафиксируйте поврежденную конечность шиной из подручных средств и отвезите ребенка в травмпункт. В случае если у малыша кружится голова, он теряет сознание, его кожа становится бледной, холодной и влажной, дыхание учащается, нужно вызывать скорую: у малыша развивается шок, также возможно внутреннее кровотечение.

Вывихи. Сумочно-связочный аппарат у детей неокрепший, и вывих – распространенная травма при падениях. Симптомы: острая боль, ограничение движения, припухлость и деформация сустава. Вывихнутая конечность может выглядеть менее короткой, чем здоровая. Ни в коем случае не пытайтесь вправить вывих сами. Зафиксируйте конечность и доставьте малыша к врачу. При сильных болях или отеке можно наложить холодный компресс на место травмы и дать болеутоляющее средство.

Раны и синяки. Открытую рану промойте раствором перекиси водорода, наложите чистую марлевую повязку. Чтобы уменьшить отек и боль, наложите холодный компресс. Такие травмы обычно не опасны для здоровья и через несколько дней пройдут без последствий и осложнений.

 

Инородные предметы в ране

Конечно, если ребенок загнал в палец занозу или осколок вазы, который слегка разрезал кожу и остался в ране, можно это удалить самостоятельно, и достаточно просто обработать ранку. Но! Никогда не извлекайте самостоятельно из раны глубоко засевшие в ней предметы! Какими бы грязными или ржавыми они ни были. Вся грязь и инфекции все равно уже попали в организм, а во время самостоятельного извлечения вы только усугубите ситуацию и увеличите площадь повреждений.

 

Алена Михайловна Парецкая, врач-педиатр, консультант по ГВ и питанию, член АКЕВ
Журнал "40 недель. Календарь беременности" № 9 (64) Сентябрь 2013

Реклама
Творческая студия Comilfo
Ребенок упал?
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Ребенок упал?
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Ребенок упал?
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Ребенок упал?
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Частная школа «Alliance school»
Ребенок упал?
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Ребенок упал?
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Ребенок упал?
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление