Статьи

Что умеет новорожденный?

710 
470 читателей оценили эту публикацию

Малыш, который появился на свет, так слаб и беспомощен. Ему требуется много заботы, любви и вашего тепла. Однако у малыша уже есть свои умения, которые ему даны природой для адаптации к внешнему миру. Мы говорим о рефлексах новорожденных – именно наличие их или отсутствие говорит о здоровье малыша или существовании определенных проблем. Проявления этих рефлексов, их выраженность могут помочь доктору вовремя заметить неврологическую или другую патологию и оказать малышу своевременную помощь.

Что умеет новорожденный?

Малыш, который появился на свет, так слаб и беспомощен. Ему требуется много заботы, любви и вашего тепла. Однако у малыша уже есть свои умения, которые ему даны природой для адаптации к внешнему миру. Мы говорим о рефлексах новорожденных – именно наличие их или отсутствие говорит о здоровье малыша или существовании определенных проблем. Проявления этих рефлексов, их выраженность могут помочь доктору вовремя заметить неврологическую или другую патологию и оказать малышу своевременную помощь. 

 

 Рефлекс. Что это такое?

Рефлекс (от лат. reflexus – отражённый) – стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. Другими словами, это набор реакций малыша на определенные внешние раздражители, которые проявляются  специфическими двигательными и эмоциональными проявлениями.  Рефлексы нужны ребенку для обеспечения его жизнедеятельности на первых этапах. Они, в основном, носят защитный характер или тесно связаны с пищевым поведением и поддержанием жизнедеятельности на определенном уровне. 

Все рефлексы делятся на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы – это такие, с которыми малыш родился, они заложены изначально на генетическом уровне, то есть, унаследованы от предков.

Вторая группа – это условные рефлексы, которые формируются у крохи с началом самостоятельной жизни и помогают ему в адаптации.

В период новорожденности докторами проверяются, в основном, безусловные рефлексы. Их можно условно разделить на три группы: оральные, спинальные и позотонические. Основные отличия заключаются в следующем:

  • оральные рефлексы замыкают свою дугу в головном мозге в самых глубоких его структурах
  • спинальные замыкаются на уровне различных сегментов спинного мозга
  • позотонические замыкаются сложно – сразу в нескольких отделах спинного мозга и отвечают за способность новорожденного распределить мышечный тонус соответственно его положению в пространстве. Со временем они затухают, как только ребенок овладевает навыками поднятия и удержания головы, сидения и стояния. Тогда эти рефлексы сменяются уже на мезэнцефальные, так называемые симметричные цепные рефлексы, которые контролируются средним мозгом и отвечают за правильную постановку рук и ног, таза и выпрямления тела при поворотах и наклонах головы.

 

 Как правильно проверить?

На правильную оценку рефлексов влияет состояние ребенка: когда и как он ел, спал и насколько малышу комфортно в данных условиях. Например, сытый малыш менее активно будет давать оральные рефлексы. Предупредите врача перед осмотром, когда малыш кушал последний раз и как давно он спал. Кроме того, для осмотра надо выбрать тихое теплое место, желательно, с естественным освещением, ребенок должен быть полностью обнажен. Врач сначала оценит позу малыша, его внешний вид, внимательно посмотрит, как он реагирует на окружающее. Затем врач оценит его двигательную активность, спонтанные движения рук и ног, реакцию на свет и звук.

Все врачи знают сроки появления и исчезновения различных рефлексов. Некоторые остаются на всю жизнь, другие должны быстро исчезать. Поэтому специалист будет оценивать не только наличие того или иного рефлекса, но и его сочетание с другими. Врач последовательно проверит рефлексы, начиная с простых, переходя к сложным или вызывающим у крохи беспокойство. Кроме наличия самого рефлекса доктор отметит его симметричность, усиление или ослабление рефлекса, появление патологических проявлений.  

Не стоит заниматься выявлением рефлексов самостоятельно, это должен осуществлять только специалист, потому что не все из них приятны крохе, и своими неосторожными движениями вы можете навредить ребенку, а вот врач владеет техникой проверки рефлексов, и его работа не вызовет дискомфорта у малыша. Знания и опыт позволят провести оценку быстро и качественно.    

 

Проверяем оральные рефлексы

Данная группа рефлексов играет жизненно важную роль в развитии малыша, обеспечивая его возможность питания (с помощью набора рефлексов малыш может сосать). Эти рефлексы должны вызываться с первых минут жизни, но у недоношенных малышей они могут вызываться не в полном объеме. Все зависит от степени и срока рождения.   

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) является эволюционно самым древним. На его основе складываются разнообразные руко-ротовые реакции ребенка, которые выражаются в том, что малыш познает мир изначально ртом и руками. Первые 2 месяца он выражен очень ярко, затем начинает ослабевать, и в три месяца можно уловить лишь отдельные его компоненты. Проводится путем надавливания на область ладошки малыша большим пальцем, при этом кроха открывает рот и сгибает головку. Вызывается в норме у всех новорожденных, более ярко выражен у голодного ребенка. При поражении ЦНС обнаруживается вялость рефлекса, а при неврологических нарушениях у детей старше 2 месяцев не происходит его затухания.  

Хоботковый рефлекс вызывается легким постукиванием кончиком пальца в области циркулярной (круговой) мышцы рта. В результате происходит вытягивание губ «хоботком». Этот рефлекс входит в комбинацию сосательных движений и в норме вызывается до 2-3 месяцев. При неврологических проблемах ребенка его угасание задерживается.  

Искательный рефлекс (поисковый Куссмауля) вызывается поглаживанием фалангой пальца в области уголка рта, не дотрагиваясь до каймы губ. В ответ вызывается опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя. Если же надавить на середину нижней губы, это приведет к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибанию головы. Рефлекс вызывают осторожно, не вызывая дискомфорта у крохи, потому как при болевом раздражении происходит только поворот головы в противоположную сторону, что может спутать врача. Рефлекс в наибольшей степени выражен перед кормлением. 

При исследовании стоит обратить внимание на интенсивность поворота головы: имеются ли хватательные движения губами. Этот рефлекс присутствует до 3-4 месячного возраста, позже сменяется реакцией на зрительный раздражитель, когда малыш оживляется при виде груди или бутылочки. На основе эго формируются мимические реакции: перед тем как захватить  сосок многие малыши раскачивают головкой и улыбаются. Важно оценить симметричность данного рефлекса и его выраженность, так как отсутствие рефлекса с одной стороны может говорить о поражении лицевого нерва.  

Сосательный рефлекс возникает с рождения в ответ на раздражение губ, полости рта и нёба. Если вложить малышу в рот сосок или мизинец, он начинает активно осуществлять сосательные движения. Рефлекс сохраняется обычно до 12-18 месяцев. Его отсутствие говорит о тяжелых неврологических проблемах.  

 

 Спинальные рефлексы

Основным рефлексом является защитный рефлекс новорожденного. Если кроху положить на живот, происходит рефлекторный поворот головки в сторону. Этот рефлекс выражен с рождения. Угнетение данного рефлекса говорит о тяжелом поражении нервной системы, равно как и выраженное поворачивание головы, и ее запрокидывание назад.  

Рефлекс опоры и автоматической походки крохи вызывается с рождения, хотя ни стоять, ни ходить кроха еще не может. Но за счет врожденных рефлексов можно наблюдать феномен опорной реакции. Если держать ребенка за подмышки на весу, он поджимает ножки, но если его поставить стопами на ровную поверхность, он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах и всей стопе. Такая положительная реакция опоры ног является подготовительным этапом к шаговым движениям.

Если малыша слегка подать вперед телом и головкой, то он сделает несколько шаговых движений – это автоматическая походка. Иногда при походке малыши перекрещивают ноги на уровне голеней и стоп. Это не патология, такое явления связано с более сильным сокращением мышц-сгибателей, чем мышц-разгибателей, что является физиологичным для периода новорожденности. Этот рефлекс физиологичен только до 1-1.5 месяцев.   

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание. Для проверки рефлекса кроху кладут на живот на твердую ровную поверхность, голову кладут ровно по средней линии тела. В таком положении малыш совершает движения, подобные ползающим. А если к подошвам подставить ладонь, ребенок рефлекторно отталкивается от нее ножками, усиливает ползающие действия, скоординированность действий рук и ног, однако, не отмечается. В положении на боку и спине подобных действий не возникает. Рефлекс вызывается с 3-4 дня и угасает к 4 месяцам жизни. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, рожденных в асфиксии, при травмах и кровоизлияниях, поражениях ЦНС.  

Верхний и нижний хватательные (с рефлексом Робинзона). Проявляется у новорожденных, если надавить на ладошки. При этом кроха обхватывает пальцы так, что его можно слегка приподнять вверх. Физиологичен до 3-4 месяцев и позднее сменяется произвольным захватыванием предметов. Аналогичный рефлекс вызывается на ножках. При надавливании на подушечку стопы происходит подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев – так называемый физиологический рефлекс Бабинского.  

Рефлекс Галанта проводится в положении ребенка на животе. Производится раздражение кожи спины, при этом врач проводит пальцем по околопозвоночной линии – малыш выгибает спину по дуге, отгибаясь от исследователя. Нога со стороны раздражения разгибается в области колена и тазобедренного сустава. Обычно начинает выявляться с 5-6 дня и физиологичен до 3-4 месяцев жизни, запаздывание рефлекса, равно как и его позднее угасание, опасны в плане поражения нервной системы.  

Рефлекс Переза проводится в последнюю очередь, так как вызывает негативную реакцию со стороны малыша. Обычно малышу, повернутому спинкой вверх, проводят пальцем по выступающим остистым отросткам позвонков в направлении от копчика к шее. При этом малыш начинает плакать, приподнимать головку, разгибать туловище, подгибая верхние и нижние конечности. Обычно он вызывается с рождения и угасает к 3-4 месяцам.  

 

Рефлекс Моро, или объятий. Имеет несколько методик проведения и состоит из двух фаз. Обычно его вызывают ударом по поверхности, где лежит кроха, на расстоянии около 15 см от малыша либо приподниманием его разогнутых ножек и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей.  Ответная реакция проходит в две фазы: сначала отмечается отведение рук в стороны и открывание кулачков, через некоторое время ручки возвращаются в исходное положение. Рефлекс выражен после рождения, и при переносе ребенка на стол можно наблюдать его еще в родзале. Обычно угасает к 4-5 месяцам.   

 

Надсегментарные позотонические рефлексы

Эти рефлексы отвечают за важнейшие этапы развития малыша: способность держать головку, сидеть, ползать, стоять и ходить. Они тесно связаны с мышечным тонусом крохи и его регуляцией, распределением тонуса при изменении положения тела в пространстве. Кроме периферических нервов в формировании этих рефлексов задействованы еще и отделы головного мозга – продолговатого и среднего.   К рефлексам  продолговатого мозга относят:   

Ассиметричный шейный тонический рефлекс вызывается при поворачивании головки лежащего на спине ребенка таким образом, чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча. При этом происходит разгибание руки и ноги, к которым обращено личико, и сгибание противоположных. Обычно более выражен в ручках, в ножках бывает не всегда.  

Симметричный шейный тонический рефлекс – сгибание головки приводит к повышению тонуса в мышцах-сгибателях рук и мышцах-разгибателях ног.  

Тонический лабиринтный рефлекс исследуют в положении лежа на спине. У крохи отмечается максимальное повышение тонуса в разгибательных группах мышц, а в положении на животе – в сгибательных.  Такие рефлексы наблюдаются с периода новорожденности до 2 месяцев и постепенно переходят в рефлексы с вовлечением среднего мозга, которые изначально зачаточные.   

Переход начинается с лабиринтного установочного рефлекса на голову, когда малыш пытается выпрямлять головку при перемене положения тела. Этот рефлекс стимулирует развитие цепи последовательных рефлексов, помогающих приспосабливать туловище к вертикальному положению.   

Далее развиваются так называемые цепные симметричные рефлексы, обеспечивающие установку шеи, туловища, рук, таза и ног малыша.

 

К ним относятся:

  • шейная выпрямляющая реакция – если поворачивать голову в сторону, за ней следует поворот всего туловища в ту же сторону. В результате формирования этого рефлекса ребенок примерно к 4 месяцам может повернуться из положения на спине на бочок.
  • туловищная выпрямляющая реакция – при соприкосновении стоп малыша с опорой происходит выпрямление головы. Это отчетливо можно наблюдать с первого месяца жизни.
  • выпрямляющий рефлекс туловища становится выраженным к полугоду жизни, сменяя собою примитивную шейную выпрямляющую реакцию. Ребенок может повернуть туловище и головку относительно таза.
  • защитная реакция рук заключается в разведении их в стороны, вытягивании вперед или отведении назад в ответ на внезапное изменение положения туловища, создает предпосылки для баланса тела в вертикальном положении.
  • защитный рефлекс Ландау является частью выпрямляющих реакций. Если малыша подержать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале он начнет поднимать голову, затем наступает сокращение мышц спины и ног, и иногда малыш изгибается дугой. Этот рефлекс появляется полностью к 4,5 месяцам, а отдельные его элементы прослеживаются и ранее.

 

Парецкая Алена Михайловна, врач-педиатр www.detskydoctor.ru
Журнал "40 недель. Календарь беременности" № 5 (36) май 2011

Реклама
Шоу центр — агентство детских праздников
Что умеет новорожденный?
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Что умеет новорожденный?
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Что умеет новорожденный?
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Творческая студия Comilfo
Что умеет новорожденный?
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Что умеет новорожденный?
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
Что умеет новорожденный?
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Что умеет новорожденный?
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление