Статьи

Инопланетяне из песочницы

638 
414 читателей оценили эту публикацию

Чтобы научить малыша грамотной речи, больше общайтесь и играйте с ним.

Инопланетяне из песочницы

В сквере беседуют три мамочки. Рядом в колясках —  их детки, которым чуть больше года, между ними тоже происходит „беседа”.  Привычная сценка, но логопеда она бы обязательно насторожила. В речевом развитии ребенка отмечается три критических периода. 

 

Первый — от года до двух лет.

Второй — в три года. Третий — от шести до семи. Речевые расстройства в эти моменты жизни малыша могут проявиться наиболее мощно. 

 

Раз ступенька, два ступенька…

Этап от года до двух лет очень важен для становления речи, и причины многих дефектов (заикания, дислалии), а также задержки психоречевого развития (ЗПРР) следует искать именно в этом периоде. До двух лет малышу предстоит: овладеть фонетической системой языка (научиться правильно произносить звуки родной речи); освоить не только правильное физиологическое, но и речевое дыхание; овладеть интонационно-мелодической стороной речи (тембр, сила голоса); освоить функцию обобщения (понять, что одно слово может обозначать несколько предметов); запомнить и ввести в свою речь 300—400 слов; освоить основы грамматики (построение простейших предложений, понимание фразы); овладеть вербальным общением (умением вести диалог). Одолеть каждую ступеньку малыш сможет только в общении со ЗНАЧИМЫМИ для него людьми — в первую очередь с мамой! Если же его общение ограничено кругом сверстников из песочницы, лопочущих на „инопланетном” языке, развитие речи тормозится.

 

Выбор — большой

Молодые мамочки с обидой могут сказать, что им катастрофически не хватает времени на полноценное общение с крохой. Но выход есть — им не придется даже покидать привычного места в сквере. Все, что сейчас понадобится: обычный набор игрушек да желание развлечь свое чадо. Начнем с самого простого для взрослых и трудного для малышей — понимания речи. Каждая мамочка берет на прогулку 2–3 игрушки. Значит, в общей сложности в вашем распоряжении 6–9 предметов. Это могут быть собачка, машинка, кошечка, ведерко и т.д. Игра называется „Витрина магазина игрушек”. Она поможет обогатить активный словарь малышей, вызовет у них потребность в общении и научит понимать обращенную к ним речь. Итак, расставьте перед крохами на лавочке 4–9 игрушек. Детки уже могут встать вокруг лавочки или сидеть в колясках. А теперь, обращаясь к кому-то из малышей, попросите взять собачку (кошечку, рыбку…). Не стоит упрощать речь и говорить: „Дай ав-ав”. Называйте предметы правильно: „Дай собачку”. Не исключено, что малютка не сразу поймет задание и ему на помощь придет более резвый товарищ.

Малыши обожают прятки. Незаметно спрячьте какую-нибудь игрушку за спину или под лавочку и спросите: „Кто убежал? Куда спряталась собачка? Давайте ее поищем!” Это будет стимулировать ответы детей, они активно включатся в процесс поиска. А теперь соберите все игрушки и расставьте их на полянке на расстоянии 2–3 м от малышей, которые будут стоять возле лавочки или сидеть в прогулочных колясках. „Собачке, кошечке, рыбке скучно сидеть одним. Позовем их к нам. Будем играть вместе!” — говорит одна из мам. Дети вряд ли сразу сообразят, как позвать игрушки. Покажите, как надо манить рукой и звать: „Иди, иди сюда”. А может быть, они будут звать слишком тихо. Тогда скажите: „Нет, это очень тихо, позовем громче!” Но следите, чтобы не было крика (громкий голос и крик все же разные вещи!).

 

Чей же это голосок?

В следующий раз поиграйте с малышами в другую игру. В ее основе — звукоподражание голосам животных, а цель — развитие речевого слуха и речевой активности. Итак, все те же кошечки, собачки, коровки, птички… Их выставляют на лавочке или на полянке. Одна из мам прикрывает рот платком или журналом и подражает голосу какого-то животного, например собачки: „Ав-ав-ав!” Другая мамочка удивляется: „Кто это нас зовет?” Пухлые пальчики малышей указывают на игрушку-собачку. Третья мамочка спрашивает: „Как нас собачка позвала?” Малыши начинают дружно лаять, выражая при этом неописуемый восторг. В это время первая мамочка уже готова изобразить кошку. Игра продолжается.

 

Юные автомобилисты

На следующей прогулке попробуйте поработать над силой голоса. Для этого понадобятся две игрушечные машины: одна большая, другая маленькая. Одна из мамочек показывает большую машину, другая — маленькую. Их внимательнейшим образом изучают, называют детали: руль, колеса и т. д. „Где большая машина? А  маленькая?” Малыши должны показать. А вы при этом говорите: „У-у, какая большая! А эта — ма-а-а-ленькая. Когда едет большая машина, она сигналит громко: би-би-би! Как сигналит большая машина?” Малыши с удовольствием повторяют громкий сигнал. Мамочка продолжает: „А маленькая машина сигналит тихо: би-би-би… Как сигналит маленькая машина?” Крохи перевоплощаются в малюсенькие автомобильчики. Теперь уберите обе машины и скажите: „Сейчас вы должны сигналить громко, если поедет большая машина. А если поедет маленькая — тихо”.

Для годовалых малышей это отнюдь  не простое задание. Они еще не могут в достаточной степени владеть своим голосом. Так что не огорчайтесь, если с первого раза не у всех будет получаться. Все эти игры можно проводить и дома, причем в любое время года. К тому же погода не всегда располагает к прогулке, а лето так быстро кончается!

 

Цветочки и листочки

Теперь поработаем над вдохом и выдохом. Летом для тренировки дыхания понадобятся одуванчики, точнее, их пушистые белые шарики. Они помогут сделать выдох плавным и длительным.  Кто из ваших карапузов сможет сдуть все парашютики с одного выдоха? Устройте соревнование. Длительный непрерывный ротовой выдох можно отработать и на веточке с листиками. Но только не надо срывать ее с дерева! Просто пригните ближайшую к скамейке ветку. Покажите малышу, как листики начинают дрожать, когда вы на них дуете. Удерживая ветку на уровне детских губ, устройте маленький „ураган”. Не позволяйте крохе обрывать листики, приучайте любить окружающую природу. После тренировки скажите веточке „спасибо” и отпустите ее. Длительный выдох через рот прекрасно отрабатывается на вертушке, приделанной к палочке. Ее можно купить или сделать самим из бумаги.

Мы привели игры и забавы, которые с успехом можно проводить с компанией малышей в возрасте от года до двух лет. Не важно, где это будет проходить: в парке или дома. Главное, чтобы мамочки были рядом и разделили со своими крохами радость общения! 

 

Журнал "Мой ребенок", ноябрь 2006 г.          
Елена Карельская, логопед высшей категории

Реклама
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Инопланетяне из песочницы
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Инопланетяне из песочницы
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
Инопланетяне из песочницы
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Инопланетяне из песочницы
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Инопланетяне из песочницы
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Инопланетяне из песочницы
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Познай-ка Монтессори центр
Инопланетяне из песочницы
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление