Статьи

Развиваем память

532 
394 читателей оценили эту публикацию

Помните, Шерлок Холмс сравнивал мозг человека с комнатой, в которой множество полок и ящиков? У малыша эта «комната» еще не очень большая, но уже порядком заполненная, ведь дети впитывают новые впечатления и знания, как губка. Но чтобы «в доме, на чердаке» всегда был порядок, обязательно нужно развивать память.

Развиваем память

Все начинается с образованием условных рефлексов. Кроха узнает родных, предметы и постепенно начинает копировать все, что увидел в игре то. Таким образом, в процессе развития малыша происходит дальнейшая постройка «полочек и ящичков». А для того, чтобы «перевыполнить план или сдать готовое здание в срок» нужно помогать малышу в этом нелегком деле. Например, как можно чаще играть с крохой, ведь как говорит одна моя знакомая воспитательница: «Разнообразные действия с предметами способствуют установлению более устойчивых связей с окружающим миром, тем самым способствуют лучшему запоминанию».

Другими словами, если малыш видел какое-то действие и отобразил его в своей игре, то он, конечно, запомнит его лучше. Поэтому знакомьте кроху с окружающим миром, ведь то, что для взрослого является обыденным, для ребенка - настоящее открытие. Например, после прогулки или в конце дня, вам нужно поговорить с крохой, расспросить об увиденном. А потом помочь ему воспроизвести все это в «игрушечном формате». Сначала следует напоминать о недавнем событии, а затем о более отдаленном во времени. Что купила вчера мама? Куда ребенок ездил утром? Какие игрушки есть дома? Рассматривая фотографию с изображением детского праздника, вспомнить, что было на празднике, кто приходил и прочее. 

 

Учитывайте разницу!

Однако, несмотря на все вышесказанное, следует учитывать возрастное и психологическое различие между детками. Разница в год между новорожденным и годовалым огромна, кажется, что это вообще две разных эпохи. Двухлетний и годовалый - тоже различные существа, хотя и почти ровесники. Двух- и трехлетний уже гораздо ближе друг к другу, правда, один еще полуобезьянка, а второй уже первобытный дикарь.  Подобные нюансы обязательно следует учитывать при игре с карапузом.  Как мы уже говорили, память начинает развиваться вместе с условными рефлексами. В первый год жизни восприятие постепенно становится предметным (ребенок начинает понимать смысл предмета и его значение).

Вместе с этим появляется и речь. С ее возникновением происходят и изменения в памяти. У малыша, не владеющего ни пониманием, ни активной речью, воспоминания появляются лишь при наличии конкретной ситуации. Например, кроха тянется к маминой сумочке, так как помнит, что в ней обычно приносят что-либо приятное для него. Воспоминание возникло при виде сумочки (предмета). У говорящего ребенка это воспоминание может возникнуть при словах: «А что мама принесла?» и он, не видя сумочки, начинает искать ее. 

 

Начинаем развиваться

В первый год жизни игра носит, конечно, условный характер, так как для карапуза все взаимосвязано - развитие речи, памяти, двигательных навыков, чувствительный опыт. И задача родителей «удовлетворить» эти потребности. Необходимо разговаривать с малышом, четко произнося название предметов, обогащать его «жизненный опыт» новыми впечатлениями, например, на прогулке. Ребенок подражает взрослым, запоминает порядок выполнения действий, собирая пирамидку, например, но он не учитывает размер колец. Поощряйте подражание, предоставляйте карапузу самостоятельность.  Расспрашивайте кроху о событиях дня: где был? что делал? И пусть отвечать на вопросы придется вам самим, но карапуз все же задумается. Попробуйте спрятать какой-либо яркий предмет и пригласите ребенка поискать его.  Вообще, в этом возрасте игры на сообразительность развивают и память.

Разбирая и собирая матрешку, карапуз не только учится категориям «больше - меньше», но и запоминает этот хитрый предмет. В дальнейшем он уже знает, как с ним обращаться. Предметные игры с лоскутами разной фактуры, с различной крупой не только помогают развить мелкую моторику, но и «закладывают» в мозг крохи различные ощущения. Обязательно при этом по несколько раз называйте предметы или категории (мягкий, жесткий, гладкий, синий, красный). Можно использовать в игре несложные потешки: «стенка, стенка, потолок, две ступеньки, дзинь! - звонок» - при этом взрослый поочередно прикасается к щечкам, лбу, губкам и носику крохи.  С ручками используйте другой вариант: «раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел, этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал. Этот пальчик как все съел, оттого и потолстел!» - дополните свои слова легким массажем ручки от мизинчика к большому пальцу. Просто и полезно!

Малыши легко улавливают ритмичный текст, поэтому читайте несложные стихи в процессе одевания или купания. Так обогащается словарный и интонационный запас деток. На втором году жизни очень важно обратить внимание на сенсорное развитие. Родителям нужно обратить внимание на подбор игрушек. Предметы должны быть контрастными по одному признаку, и сходными по другому. К примеру, мячики одного размера, но разного цвета. Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детишек, углубляет и уточняет восприятие.  Ребенок должен уметь отображать в своей игре действия, виденные раннее. Но не слепо копировать, а привносить свое. Деткам нравится кормить кукол, возить их в коляске. Некоторых родителей пугает, что их сын играет с куклами, а дочка тарахтит машинками. Ничего страшного здесь нет, малыши еще не разделяют игрушки на «девчоночьи» и «мальчиковые». Они просто отображают, то, что видели раньше. В педагогике это называется «отобразительная игра».

Кстати, умение использовать в игре различные предметы показывает, что ребенок развивается нормально. Можно использовать несложные стихи. Лучше, если ребенок тоже будет принимать участие в чтении. Вы произносите начало фразы, а малыш ее заканчивает: «наша Таня громко…плачет. Уронила в речку…мячик» и так далее.  Чаще просите свое чадо пересказывать сюжеты картинок (выбирайте те, на которых изображено знакомое малышу действие). Поговорите с крохой без использования иллюстраций: какие игрушки есть дома? Что ты кушал на обед? Возьмите несколько предметов (не больше пяти), предложите малышу внимательно их рассмотреть. А затем незаметно уберите один. Чего не хватает?  Поменяйте те же предметы местами. Что изменилось? 

На третьем году жизни усложнение поведения детишек тесно связано с развитием речи, которое способствует дальнейшему умственному развитию. Задача родителей - развивать наглядно - действенное мышление, помогать ориентироваться в окружающем мире.  Важно формировать знания у малышей о явлениях природы, о животных, растениях, пространстве.  Все детки любят слушать сказки - используйте это для обучения. Например, читая сказку про Айболита, возьмите географический атлас и покажите крохе Африку. В следующий раз скажите: «помнишь, мы смотрели по карте?»  Несложные стихи ребенок может запоминать наизусть. Конечно, сначала рифма будет хромать, но со временем все восстановится. Главное, хвалить малыша в случае успеха и подбадривать в случае неудачи. 

Важно также устанавливать связи воспринимаемого с прошлым. Например, наблюдая за стройкой, разгрузкой машины, спросите у ребенка: что вчера привезла машина? Какие машины были на стройке днем? В игре увеличивается количество предметов. Да и сама игра становится ролевой, детки с охотой изображают папу, маму, доктора. Задача взрослого - направить мысли ребенка в нужном направлении, «подтолкнуть» (помнишь, мы ходили в гости…), усложнить игру (кукле холодно, где одеяло?). Хорошим помощником будет кукла-перчатка. С ее помощью попробуйте рассказать (расспросить) свое чадо о каком-либо ярком событии (Новый год) или повседневном ритуале умывания.  Память неотделима от восприятия, речи, воображения, внимания.

Родители должны помогать своему ребенку гармонично развиваться, при этом «дозируя» нагрузку. Игра остается игрой, меняется лишь ее сложность. Важно заинтересовать малыша, побудить его к продолжению действия. Обращайте внимание карапуза на детали (доктор в белом халате, в гостях видели аквариум).  Однако следует уважать детское мнение. Если курочка Ряба снесла яблочко, не пытайтесь переубедить маленького рассказчика. В мире детей фантазии больше, чем реальности. Просто потом как-нибудь покажите крохе яблоню с яблоками. 

 

Татьяна Новикова
Журнал «Кенгуру» № 36

Реклама
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Развиваем память
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Развиваем память
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Частная школа «Alliance school»
Развиваем память
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Развиваем память
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Развиваем память
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Развиваем память
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Развиваем память
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление