Статьи

Маленькие Говоруны

739 
435 читателей оценили эту публикацию

Период от 2 до 3 лет логопеды называют показательным для речевого развития ребенка. Заканчивается подготовительный этап становления речи, и малыш становится все более разговорчив.

Маленькие Говоруны

В словаре ребенка, отметившего свой второй день рождения, 200–300 слов. Всего за один год малышу предстоит добраться до 1000 — такова норма для трехлеток. Взять новую высоту удается лишь под руководством хорошего тренера. То есть нужно беседовать с малышом на любые доступные его разумению темы, читать книжки. Чтобы на детский язычок попало новое слово, взрослые должны произнести его в контексте не менее 70 раз. Лишь так кроха усвоит его смысловое значение и сумеет воспроизвести, пусть не всегда безупречно.

Даже простые слова в исполнении крохи могут звучать так: „тул” (стул), „ляко” (молоко), „кася” (каша), „лубася” (рубашка) и т.д. Ничего страшного! Это возрастные замены, перестановки и пропуски. Через них проходит каждый. Из таких слов-заготовок малыш пытается составить простые предложения: „Мися касю куся” (Миша кашу кушает), „Мися ляко хотя” (Миша молоко хочет), „Мися лубася” (Мишина рубашка). Так выглядят робкие попытки грамматически оформить фразу или построить предложение.

 

1. Раз ступенька, два ступенька. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок говорил красиво и правильно. Что ж, придется поработать, причем именно с 2 до 3 лет. На чем следует сделать акцент? Слуховое внимание и память. Мелкая моторика. Речевое дыхание. Звукопроизношение. Интонация. Сила голоса. Прекрасно, если вы начали тренировать слуховое внимание ребенка с рождения! В таком случае уже в 2 года он без труда различает лай собаки, мяуканье кошки, шум дождя, шелест листвы (так называемые неречевые звуки).

Сложнее развивать у 2–3-летки внимание к звукам речи. Тут можно поиграть, например, в „Эхо”. Прикройте свои губы книгой и произнесите отдельные звуки: а, у, и, ш... Затем — простенькие слова: дом, ком, санки, лес. Предложите своему чаду воспроизвести каждый из этих звуков (слов). Поскольку кроха не видел вашу артикуляцию, ему придется ориентироваться на свое слуховое восприятие. Поначалу это будет непросто. А вы расскажите сказку про эхо, которое живет в доме, в лесу или в горах. Загадайте загадку: „В лесу, в горах скрывается. Поймать нельзя, а услышать можно. Слово скажешь, оно и отзовется”. После таких вступлений малыш уже не откажется исполнить роль эха. Со временем ребенок с легкостью станет выполнять такие задания. Тогда предложите ему повторить уже ряд звуков (слов): а-у; у-и; о-а; а-у-о; и-а-о; сом-дом, ком-бом, нос-сом...

 

2. Пальчики-актеры. Многие родители уже поняли, как важно развивать движения пальцев рук. 2–3-летки любят занять свои пальчики, особенно на отдыхе и в дороге. Создать игровую обстановку можно и на диване, и на скамейке в парке. Уютно устроившись с малышом на руках, приступим к игре. Сначала нежно погладьте, помассируйте каждый пальчик и ладошку крохи, ласково приговаривая: „Вот какие красивые пальчики. Погладим большой пальчик, а теперь указательный, средний… А вот ладошка: теплая, мягкая…” Повторите все со второй ручкой. Затем попросите ребенка сжать кулачки и скажите: „Ох, какие крепкие пальчики! Попробую их разжать!” Обычно дети изо всех сил сопротивляются этому. А взрослый, изображая усилие, старается высвободить по очереди каждый пальчик и снова говорит: „Вот так силач большой пальчик! И указательный, и средний… Никак не могу разжать твой кулачок!” Кроха будет в восторге. Затем поменяйтесь ролями: пусть сын или дочь попробует освободить пальцы из маминого кулачка. Победа порадует малыша. Такие тренировки помогут крохе не только укрепить пальчики, но и запомнить их имена.

Новая игра — „Освободи пальчики”. Покажите ребенку свои сжатые в кулак пальцы и скажите: „Никак не могу разжать кулачок! Давай попробуем освободить пальцы по очереди. Сначала — большой, теперь — мизинчик, указательный, безымянный, средний”. Можно дать им и такие имена: Большак, Указка, Середняк, Сиротинка, Крошка-непоседа. Вспомните игру „Пять братьев”. Держа за ручку ребенка, перебирайте его пальчики, приговаривая: „Идут четыре братца: Указка, Середка, Сиротка и Крошка. Навстречу старшему — Большаку. — Здорово, Большак! — говорят. (Встряхните при этом большие пальцы на обеих руках малыша.) — Здорово, Указка! (Сделайте колечки из больших и указательных пальчиков.) — Привет, Середка! (Колечки образуют большие и средние пальцы.) — Здравствуй, Сиротка! (Сделайте колечки из больших и безымянных пальцев.) — И ты, Крошка. (Наконец сделайте колечки из больших пальцев и мизинчиков.) — Привет, ладошка!” (Легкий щелчок пальцами в середину раскрытых ладошек малыша.) Первое время колечки из пальцев малыша вам придется буквально лепить.

Кроха пока с трудом справляется с собственными пальчиками. Но если занятия проводить регулярно, ребенок научится сам конструировать не только колечки, но и условные фигурки курочки, петушка, собачки, козы, зайчика. А вы лишь показываете образец на своих пальцах. Попутно озвучьте все эти действия:

  • „Колечки, колечки нашли возле речки. Раз колечко, два колечк, три колечка, четыре колечка!”
  • „Курочка-хохлаточка зернышки клюет. Клювик разевает, цыплят зовет”.
  • „Петушок, петушок, золотой гребешок. Рассердился петушок, топорщит красный гребешок!”
  • „Это — пес Барбос. У него черный нос. Он лает, дом охраняет”.
  • „Коза-дереза, коза-егоза. У козы — рога, забодают чужака!”
  • „Зайка, зайка, покажи ушки! Ушки на макушке. Вот какие ушки!”

Пальчиковые игры можно сопровождать чтением книжек. Незамысловатый сюжет и знакомые персонажи без труда можно изобразить с помощью пальчиков. Сборники пальчиковых игр вы найдете в книжных магазинах. А упражнения по развитию мелкой моторики — в журналах для детей.

 

3. Дышим и говорим правильно. Воздух необходим не только для насыщения организма кислородом, но и для произношения звуков. Но правильному дыханию ребенка необходимо учить. Нам снова поможет игра. Купая малыша в ванне, бросьте в воду уточку, кораблик и лодочку. Предложите ребенку превратиться в ветерок, который отгоняет их к другому краю „озера”. Предметы двигаются плавно, пока на море легкое волнение. Сначала кроха дует не торопясь, слегка вытянув губки, но щеки не раздувает. Затем пусть попробует выдыхать воздух толчками, как бы произнося с силой звук П. Это уже порыв ветра. Малыш должен сначала набрать воздух, крепко сжать губки и резко выдохнуть. Море может уместиться и в тазике с водой. Малыш любит рисовать? Организуйте „карандашные бега”. Интересно, чей карандаш быстрее скатится со стола под напором выдыхаемого воздуха?

Для отработки силы и плавности выдоха подойдут большие полые ключи. На них можно исполнить незамысловатую мелодию. А главное — выработать направленную узкую воздушную струю, которая необходима для произнесения большинства звуков! Неплохо привлечь и музыкальные игрушки: свистульки, дудочки, свирели, губные гармошки. Все эти тренировки нужны, чтобы научить кроху правильно говорить. Потому со временем к чисто дыхательным упражнениям подключите и голосовые. На длительном выдохе вслед за вами малыш произнесет гласные: а, о, у, и. Это распевка. Объясните малышу, что подобным образом тренируют свой голос певцы. Наверняка у ребенка уже есть любимый исполнитель. Пусть ему и подражает.

Если гласные получаются без проблем, постепенно подключите к ним согласные (те, что малыш хорошо произносит). Например, В, С, Ш. Пусть кроха их тоже „потянет” на длительном выдохе. Эта игра называется „Ниточка”.  Покажите рукой, как долго тянется звук. Учтите, что дыхательные упражнения для ребенка — это огромная нагрузка. Не стремитесь к рекордам. Сначала поиграйте 2–3 минуты, постепенно увеличивайте время на 1–2 минуты. Передозировка чревата серьезными последствиями, особенно для малыша-астматика. Желательно перед занятиями проконсультироваться с лечащим врачом. Не занимайтесь с крохой сразу после еды, чтобы не спровоцировать рвоту. Но и на голодный желудок дыхательные упражнения не проводят. Во всем выбирайте золотую середину.

4. Язычок, ты сильный? Если  малыш в 2 года с неохотой реагирует на ваши попытки вызвать у него голосовые реакции, проверьте состояние его артикуляционных органов. Доверьтесь специалисту (логопеду, отоларингологу, стоматологу, педиатру). Возможно, проблема в слабости артикуляционных мышц (щек, губ, языка, мягкого неба). Сделать их сильными поможет простейшая артикуляционная гимнастика. Правда, кроха вряд ли спокойно усидит перед зеркалом даже 5 минут. Придется идти на уловки. Гимнастику проводят параллельно с чтением или рассматривая картинки в книге. Увидели на картинке забор, покажите малышу и скажите: „А у нас в ротике тоже можно построить заборчик. Смотри!” При этом вы смыкаете зубы и улыбаетесь, обнажая верхние и нижние передние зубы. „А теперь ты попробуй построить забор в ротике”. Заборчик надо удержать как можно дольше — посоревнуйтесь, кто победит. Это упражнение очень хорошо укрепляет подъязычные мышцы, мышцы губ и щек.

Увидели в книжке слоненка? Предложите малышу сделать хоботок: вытянуть вперед губы. Подражание лошадке поможет крохе освоить цоканье языком — прекрасное упражнение для языка! Если в книжке есть картинка с добрым питоном — попросите ребенка изобразить змею, точнее, ее жало. Есть и другие варианты — чашечка, иголочка, горочка, блинчик... Мышцы артикуляционного аппарата укрепляют мимические упражнения. Погримасничайте, притворяясь то кошкой, то злой собакой, то заносчивым петушком, то лупоглазой совой. При этом показывайте крохе картинки с их изображением. Кошка облизывается, лакает молоко, шипит, собака высовывает язык, когда ей жарко, рычит. Не забудьте, что все упомянутые животные издают звуки. Продемонстрируйте их малышу, а потом предложите повторить поточнее. Проделывая эти нехитрые упражнения, вы и позабавите кроху, и значительно укрепите его артикуляционно-голосовые органы.

5. Яркие краски для голоса. Постановка и закрепление звуков, дыхательная гимнастика очень важны. Не менее актуальна и работа над выразительностью голоса. Любая картина, выполненная в серых тонах, вряд ли порадует глаз. Невыразительный голос также не будет ласкать слух. Интонация, эмоции в речи очень важны! Маленького ребенка отличают живая непосредственность и артистизм. Потому добиться желаемого не составит большого труда. Все перечисленные упражнения старайтесь выполнять эмоционально, живо. Силу голоса варьируйте от еле слышного (писк цыпленка) до громкого (рычание рассерженного тигра). Ваша задача — увлечь малыша игрой со звуками. Если это удалось, в семье появится замечательный говорун или говорунья! n

 

Журнал "Мой ребенок", сентябрь 2007г. Елена Карельская, логопед высшей категории

Реклама
Частная школа «Alliance school»
Маленькие Говоруны
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Маленькие Говоруны
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Маленькие Говоруны
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Маленькие Говоруны
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Маленькие Говоруны
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Маленькие Говоруны
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Маленькие Говоруны
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление