Статьи

Еда или борьба?

378 
351 читателей оценили эту публикацию

Научить малыша есть самостоя-тельно можно и даже нужно. А вот есть с аппетитом — это разве вопрос педагогики? Конечно!

Еда или борьба?

Возле песочницы разговорились мамы 2–3-летних карапузов. Тема самая что ни на есть острая — малышковый аппетит. Некоторые мамы взволнованно рассказывали о пищевых баталиях, другие — о театральных представлениях, устраиваемых родителями, без которых ребенок категорически не желал есть. Остальные сочувственно кивали, понимая проблему. „Мой Димка ничего не хочет кушать! Только на улице и можно накормить!” — жаловалась мама толстенького мальчика 3 лет, подзывая его съесть йогурт. „А я должна книжку читать, да еще и кормить с ложки!” — сетовала мама кудрявой 2-летней Сонечки. Лишь две мамы стояли с непонимающим видом. И вот наконец одна из них спросила: „А зачем вы заставляете детей есть?” „Как же так? — возмутились мамы-страдалицы. — Если мы не станем этого делать, они вообще не будут кушать!”

 

Поле битвы, или...

Проблема плохого аппетита вовсе не нова, с ней сталкивались наши мамы, бабушки и прабабушки. Актуальна она и в наши дни. Рано или поздно почти для каждой мамы наступает момент, когда она понимает, как это непросто — накормить ребенка. Больше половины мам заявляют, что у их малыша плохой аппетит. По 3–4 раза в день кухня становится местом либо битвы, либо развлекательной программы, что приносит немало отрицательных эмоций и детям, и родителям. И они не в состоянии справиться с проблемой. Самый „капризный” возраст в вопросах еды — это 2–3 года. Одни ребятишки, преодолев этот рубеж, успокаиваются и начинают кушать так, что их мамам остается только радоваться. Но у других детей негатив закрепляется, и они до подросткового возраста остаются малоежками, что доводит родителей до белого каления. Что заставляет нас быть такими настойчиво-агрессивными в вопросах кормления? Виною тому стереотипы, живущие в головах мамочек.

 

Маленький упрямец

3-летний Ваня уныло ковыряет в тарелке с макаронами. „Ты же любишь макароны! Ты же всегда их ешь хорошо! — начинает закипать мама. — И вообще сядь прямо, набирай побольше на вилку — и в рот!” Ваня подцепляет одну макаронину и начинает ее тщательно жевать. „Вот съешь, дам тебе конфету”, — пытается подольститься мама. Ваня отправляет в рот еще одну спиральку. „Да ешь ты побыстрее, нам с папой тоже нужно поесть!” — почти кричит мама. Ваня пытается выйти из-за стола. „Сиди! Будешь сидеть, пока все не съешь! ” — заявляет мама. Ванины слезы начинают капать в тарелку. „Не реви, ешь давай, а то бабай придет!” — изрекает мама. После 10-минутного плача малышу все же разрешают выйти из-за стола, так и не поев. Ваня вышел „победителем”, но настроение у него и у мамы испорчено. Запугивание детей, к сожалению, популярно как у родителей, так и в детских садах. Ребенку могут рассказать, что если он не будет кушать, то прилетит ворона (придет волк), заберет его и съест. Аппетита, понятное дело, это не прибавляет, зато малыш начинает бояться ворон и прогулок в парке. Дело в том, что страх вызывает стрессовое состояние организма, готовит к реакции на опасность. Пока организм в опасности, он не чувствует голода и не принимает пищу. Так что, запугивая ребенка за едой, взрослые добиваются прямо противоположного эффекта, „приправленного” формированием стойких страхов.

 

Театральное представление

За столом 4-летняя Катя, перед ней стоит тарелка с супом. Катя уныло смотрит на ложку. Мама, пытаясь привлечь дочь к еде, говорит: „Давай мы в театр поиграем. Ты зритель, будешь хорошо кушать — я устрою спектакль”. Через минуту в руках мамы появляются забавные куклы, и начинается „действие”. Через 40 минут она вздыхает облегченно: спектакль можно заканчивать, суп наконец-то съеден. И такие представления в этом доме проигрываются каждый раз, когда Катя садится за стол. Начав кормить ребенка, пока ему от роду несколько месяцев, используя дополнительные стимулы (чтение книг, мультики, игрушки, игры с кухонной посудой и т.д.) и продолжая эту практику после 1,5–2 лет, родители должны понимать, что пищевое поведение малыша будет прочно связано с этими стимулами. Вы поймете это, когда однажды откажетесь читать книгу либо включить мультик. Как правило, родителям рано или поздно надоедает быть зависимыми от детской еды, и они пытаются положить этому конец. Но, столкнувшись с активным протестом со стороны ребенка, решают оставить все как есть, дабы не портить нервы ни себе, ни малышу. Это показывает ребенку, кто на самом деле „главный”, и ведет к формированию позиции „маленького диктатора” также за пределами кухни.

 

Взрослым тоже непросто

Конечно, менять привычки, связанные с едой, — дело непростое. Ведь это привычки не только (и не столько) ребенка, сколько взрослых. Потому не ждите, что путь будет простым и быстрым. Вы формировали эти привычки, возможно, не один год, и чтобы избавиться от них, понадобится отнюдь не один день. Сколько — сказать непросто. Это зависит и от вашей решимости, и от „стажа” привычек, и от темперамента ребенка. Но можно сказать с уверенностью, что рано или поздно успех будет достигнут. Для начала осознайте проблему. Если вам надоело что-то связанное с процессом кормления малыша, будь то необходимость уговоров, подкупов, капризы ребенка и ваше недовольство, кормление с ложки или отказ есть без мультиков, значит, настало время изменений! Скажите себе честно: существует проблема, которую необходимо решать. Осознайте, что преодолеть мешающие всем вам привычки питания действительно необходимо. Вы взрослый и можете оценить, что новые правила — это благо для малыша. Снизьте собственную тревожность. Вам нужно твердо понять: здоровый ребенок не будет добровольно морить себя голодом.

У малыша изначально заложен механизм естественной регуляции пищевого поведения. Подумайте: ни одно животное не уговаривает своего детеныша съесть еще немного. Любое животное заканчивает есть тогда, когда насыщается. Ребенок же гораздо ближе к природе, чем взрослые, которые могут есть, несмотря на то что давно сыты, только потому, что еда вкусна. Дайте проявиться механизму естественной регуляции пищевого поведения, и вы увидите, что малыш стал гораздо более инициативным в вопросах еды, начал просить есть, когда голоден, стал заказывать определенные блюда, проявляя свои пристрастия в еде. Сформулируйте цель. Например: „Я хочу, чтобы мой ребенок ел сам, без уговоров”. Именно эту мысль вы будете внушать малышу, чтобы он понимал, в чем цель изменений и какого именно поведения взрослый ждет от него. Приготовьтесь к сопротивлению.

Помните, что на первом этапе ребенок обязательно будет возражать. Дело в том, что „стажу” его привычек почти столько же, сколько ему самому. Для него это привычный порядок, и он будет за него бороться. Чтобы снизить сопротивление, первое время предлагайте малышу любимые им блюда. Знакомство же с новой пищей оставьте на потом. Ребенок должен чувствовать, что вы не отступитесь. Постепенно он станет привыкать к новому порядку. Не забывайте поощрять позитивные изменения. Когда малыш ведет себя так, как вам хотелось бы, обязательно похвалите его. Однако не переусердствуйте. Слишком бурные „захваливания” могут быть вредны. Ребенок должен начать воспринимать еду спокойно, как естественный процесс. И тогда все будут довольны!

 

Крошка и ложка

Кириллу почти 3 года, и он уже ходит в сад. Воспитатели говорят, что мальчик не желает ничего есть, кроме хлеба и булочек. Оказалось, что дома его до сих пор кормят с ложки, чтобы ускорить процесс. Мама Кирилла призналась, что сама не знает, как сделать так, чтобы ребенок наконец стал есть сам, поскольку считает неправильным, что такой большой мальчик до сих пор требует, чтобы его кормили.Пока ребенок совсем мал и ему нет годика, движения его рук недостаточно скоординированы, чтобы есть самостоятельно. Однако многие малыши стремятся взять ложку в руку и кушать „как взрослые”. Это вызывает умиление их родных. Но постепенно умиление сменяется раздраженностью: ребенок не умеет есть аккуратно и поэтому после него нужно мыть всю кухню, стирать его одежду, отмывать стульчик для кормления. Куда проще накормить его самой!

Если малыш тянется к ложке, его начинают отвлекать игрой, и вот так формируются сразу две вредные привычки: нежелание есть самому и необходимость развлечений за едой.Постепенно ребенок привыкает быть пассивным едоком. Пока голоден, он открывает ротик, а затем начинает крутиться и баловаться. До 1,5 лет это, возможно, и не приносит никаких неудобств. Однако по мере приближения к 2-летнему рубежу мамы начинают осознавать, что он должен есть сам!  В ситуации, когда мама или бабушка все-таки по привычке продолжают кормить ребенка после 2–3 лет, малыш начинает воспринимать процесс кормления с ложки как компонент любви. Именно поэтому он протестует, если предложить ему есть самостоятельно: его не просто не кормят, а отказывают в любви!Иногда детей кормят с ложки даже до 5–6 лет. Взрослые стыдятся, но ничего поделать не могут. Они винят в сложившейся ситуации самого ребенка, но он здесь лишь жертва.Итак, „плохой” аппетит чаще всего спровоцирован в результате воспитания. А раз виноваты взрослые, то им и исправлять ошибки!

Самое главное — это не заставлять малыша есть, а создать условия, при которых он захочет есть САМ.  Стереотипы в еде: Только взрослые знают, какие продукты и в каком количестве должны есть дети Родители считают, что ребенок обязан захотеть и съесть еду, положенную на его тарелку, да еще и с неизменным аппетитом, и забывают о том, что сами они имеют гораздо больше возможностей для гибкого пищевого поведения. Сегодня мама на завтрак хочет сырковую массу, завтра — кашу, а послезавтра — бутерброд с колбасой. Она сама может выбирать, поэтому аппетит ей редко отказывает. Если мама вообще не хочет есть, она и не будет этого делать! К тому же мало кто из взрослых ест по расписанию, т.е. режиму.Но ребенок также обладает пищевыми пристрастиями буквально с самого раннего возраста. У него тоже может быть недомогание, плохое настроение или метеочувствительность. В конце концов он может быть просто не голоден.

 

Это — просто капризы!

Мама почти уверена, что кроха „просто капризничает”, когда не хочет кушать, или делает ей это назло.  Но необходимо понять, что малыш в возрасте до 3 лет вряд ли способен действовать „назло”. Он просто честно выражает свои желания и гораздо более последователен в своем поведении, чем взрослый.Если же речь идет о ребенке старше 3,5 лет, то можно говорить о сложившемся негативном отношении к еде. И виноваты в этом прежде всего не дети, а взрослые.

 

У хорошей матери и ребенок ест с удовольствием

Мама испытывает острое чувство вины, так как не может справиться с проблемой плохого аппетита, да к тому же думает, что остальные обвиняют в данной проблеме именно ее. Это может быть чистой фантазией мамы, а может поддерживаться родственниками: „Что ты за мать, если даже накормить его не можешь?” Дальше вам остается либо признать себя плохой матерью (а это удар по самооценке), либо начать активные действия (угрозы, насильное кормление, еда под телевизор). Да, ребенок съедает чуть больше, но проблема плохого аппетита не только не уходит, но и растет.Откажитесь от стереотипа. Вы хорошая мама и именно поэтому справитесь с проблемой.

 

Почти все дети едят плохо

Этот стереотип позволяет несколько снизить тревожность матери, но он в корне неверен. От природы каждый здоровый ребенок обладает уровнем аппетита, необходимым для поддержания его сил, роста и развития. Только целенаправленные действия родителей разрушают эту природную гармонию. Нужно понять, что здоровый ребенок не будет голодать добровольно, если 4–5 раз в день имеет доступ к пище. Еда — это проблема родителей, а не детей.

Если не заставлять или не развлекать, ребенок не будет есть полезную пищу Эксперименты доктора Клары Дэвис, проведенные еще в начале ХХ века, доказали, что дети сами способны выбирать и с удовольствием съедать полезную пищу, если дать им возможность выбора. Перед годовалыми малышами ставили мисочки с разными продуктами (например, свекла, хлеб, каша, морковь и т.д.). Когда ребенок проявлял интерес к какому-нибудь блюду, ему позволяли взять его руками, а также давали попробовать на вкус чайную ложку этой еды. И так, шаг за шагом, малыш сам показывал, что и в каком количестве ему хочется съесть. Дети, которым предоставлялась такая возможность, лучше набирали в весе и не страдали в будущем ни от плохого аппетита, ни от избыточного веса.

 

Журнал "Мой ребенок", октябрь 2007 г.

Реклама
Творческая студия Comilfo
Еда или борьба?
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Еда или борьба?
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Частная школа «Alliance school»
Еда или борьба?
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Еда или борьба?
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Еда или борьба?
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Еда или борьба?
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Еда или борьба?
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление