Статьи

А ну-ка угадай!

465 
434 читателей оценили эту публикацию

Загадки расширяют лексикон детей, делают их речь образной, кроме того, это просто веселое развлечение!

А ну-ка угадай!

Кто из нас ребенком не мучился поиском ответов на вопросы: почему утки плавают? без чего хлеба не испечешь? зачем в стакане вода? Редко кому удавалось добраться до отгадки самостоятельно, зато помогало взглянуть на вещи по-другому, натренировать память, раз мы помним „хитрые” стишки до сих пор.

  • Загадка — это вид устного народного творчества, где в сжатой, образной форме даются наиболее характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают детский лексикон, показывают, что у слов есть переносные значения.
  • Загадка — это ступенька к метафоричному мышлению. Она предполагает отгадывание на основе имеющейся информации. Остальное малыш должен додумывать сам. Загадки делают мир ярче.

Вместо радуги — „крашеное коромысло”, не просто аквариум, а „прозрачный дом”, не морковка — „девица в темнице”. Этот интеллектуальный тренажер привлекателен и тем, что абсолютно доступен. Не нужно никаких специальных приспособлений, достаточно хорошей памяти, ну, может быть, — пары книжек. „Готовые” загадки можно найти в сборниках из серии „500 лучших загадок”, в специализированных детских журналах, в Интернете. Например, обширная коллекция у портала „Солнышко” (www.solnet.ee). Тут и цветные загадки, помогающие изучать цвета радуги, и прятки, где в целой фразе зашифровано слово. Начинать можно с наиболее распространенных загадок-стихов. Они нравятся детям, процент правильных ответов здесь выше. Два брюшка, четыре ушка. Что это? Конечно, „подушка”, — с удовольствием подсказывает кроха. Загадки-обманки с виду похожи на загадки в стихах, но они сложнее первых. Рифма сбивает малыша с толку: кукарекает спросонок милый, добрый... Трудно удержаться от поросенка, хотя правильный ответ „петух”. Стихотворную форму легче запомнить, а „ошибки-оговорки” вызывают приступ общего смеха.

 

Когда начать?

Приучать к загадкам можно с пеленок. Показать малышу игрушку и спрятать ее под платочек. Где игрушка? Годовалому ребенку можно показывать карточки животных и их детенышей с вопросом: „А скажите, чьи вы?”. Следующий шаг — простые загадки про животных и знакомые малышу предметы.

„Пушистая, с когтями, говорит „мяу”. „Живет в лесу, трусишка, кто это?” (Зайчишка). А дошколятам подойдут уже сложные загадки-метафоры.

„Зимой — звезда, весной — вода” (Снежинка).

Особое место занимают загадки математические. По сути, это арифметические или логические задачки, которые „под яркой обложкой” не выглядят скучно.

  • Пример: две матери, две дочери да бабушка с внучкой. Сколько всего?
  • Или: один кирпич весит один килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?

Наталья Иванова, химик по образованию, придумала массу интересных загадок про вещества и процессы, связанные с этой наукой.

  • Лакмус будет в них краснеть,
  • Растворяться — цинк и медь.
  • А мелок в них, посмотри,
  • Вмиг пускает пузыри!
  • И опасны для работы
  • Эти жгучие... кислоты.

По этому же принципу созданы загадки по физике, географии, истории. Хрестоматийный пример таких зашифрованных полезных знаний — стихи Бориса Заходера. Загадки хороши к определенному случаю.

  • На огороде — огородные („Сто одежек и все без застежек”),
  • дома — хозяйственные („Пыль увижу — заверчу, заверчу и проглочу”),
  • за столом — застольные („Сама не ест, а людей кормит”).

Кстати, о подсказывании. Мамы обычно спешат с ответами, а строгие папы, наоборот, мучают детей таинственностью. Быстрые отгадки — это неинтересно, да и вредно. Так мы лишаем ребенка чуда познания, и он привыкает „потреблять” готовую информацию и теряет интерес к загадкам вообще.  Задавая трудную загадку и не помогая ребенку делать умозаключение с помощью наводящих вопросов, мы тоже оказываем ему „медвежью услугу”. Главное, дать ребенку понять, что все признаки предмета, о котором идет речь, необходимы и значимы. Надо просто уметь их выделить и сопоставить.

 

Учимся мыслить

Не беда, если ребенок не отгадал загадку. Как показывает практика, процент угадывания без маминой-папиной подсказки у ребенка 4–5 лет невелик. Значение в данном случае имеет не результат, а процесс. Потому что с помощью загадки мы помогаем малышу увидеть предмет или явление по-новому. Загадки — отличное средство для развития так называемого лингвистического мышления. Чем больше ребенок играет со словами и звуками, тем лучше ему будет удаваться чтение и письмо в школе.

 

Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Стереотипный ответ — ночью. Оказывается, когда дверь открыта. 

Зачем (за чем) вода в стакане?

Человечек пытается придумать причину — чтобы пить. Не замечая ловушки. Верный ответ:  за стеклом.

Один поезд едет из пункта А в пункт В с опозданием 10 минут, а другой — из пункта В в пункт А с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к пункту А, когда они встретятся? Ответ: на середине.  Такие задачки с „”подвохом” стандартным образом не решишь. Загадка не только „экзамен на знания” или „проверка на смекалку”, но и толчок к развитию нестандартного мышления.

Следующий шаг — создание собственных загадок. Джанни Родари, опытный „загадывальщик”, выделил четыре основных этапа создания загадок: „отстранение — ассоциация — метафора — форма”. Сначала предмет (например морковка) вырывается из контекста, мы описываем его как „оранжевый овощ, который растет в земле, но зеленые „вершки”оставляет на улице. Затем сравниваем морковку с чем-то или кем-то — растет, сидит, хвост как коса, и приходим к метафоре: красная девица в темнице, а коса — на улице. То есть предмету дается метафорическое определение. И, наконец, можно при желании все это облечь в красивую стихотворную форму.  На что похож снег, спросим у малыша? На вату, на хрустящие хлопья, мух. Что делает снег? Падает, кружится, ложится ровным слоем и сугробами. А когда лежит на земле — на что похож? На одеяло, на горки. Когда тает — течет. Вот и выйдет что-то подобное: „Мягкое, белое лежало одеяло, солнце напекло — одеяло потекло”и „Вился, вился белый рой. Сел на землю, стал горой”. Многие психологи считают, что, придумывая загадки, важно соблюдать ряд условий.

  • Во-первых, „зашифровывать” в загадку самые характерные признаки предмета, явления, действия. Например, маленькая, серенькая, с хвостом, любит сыр — практически исчерпывающая информация о мышке.
  • Во-вторых, количество этих признаков должно зависеть от возраста малыша: чем старше, тем меньше „подсказок”, тем сложнее и интереснее отгадывать. Малыш как бы сдает экзамен: хорошо ли он знает свойства и качества окружающих предметов? Загадывая сам, он учится „оперировать” этими знаниями, использует их „в деле”.

И, наконец, сам предмет и его признаки должны быть знакомы ребенку. Оперируйте такими известными свойствами, как цвет, форма, размер, сравнительные характеристики. Отличный прием — аналогия или сравнение. Замок похож на собачку, потому что „сторожит” дом: „Не лает, не кусает, а в дом не пускает”. Крапива  — на огонь: „Не огонь, а жжется”. Паутина — на „сито”, потому что она „свита”: „Висит сито — не руками свито” и так далее.  

„Крокодил” и другие Словарь Ожегова дает такое определение ребусу: загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Ребусы можно найти в детских журналах, в сборниках. Чтобы малыш попробовал разгадать шифровку, познакомьте его с ребусной „Азбукой Морзе”. Что такое запятая после слова (последняя буковка выпадает), что такое перевернутые запятые перед и после слова (столько букв надо убрать), цифры под картинкой...

Как только освоили простые ребусы, переходите к решению ребусов-фраз.

  • Компания взрослых за городом решает развеяться и поиграть в „Крокодила”. Участники делятся на две команды.
  • Первая придумывает какое-либо хитроумное слово, а затем говорит его игроку второй команды.
  • Задача избранного — не издавая ни звука, только жестами, мимикой и пластикой движений изобразить загаданное слово, так, чтобы команда смогла отгадать, что же было задумано.
  • После успешного отгадывания участники меняются ролями.
  • Пятилетний малыш, понаблюдав, просится в игру.
  • Взрослые помогают ему, ведь мальчику трудно молчать (правила запрещают пользоваться речью — лишь мимика и движения).
  • Он ладошками закрывает рот, но через полчаса все уже умирают от смеха: мальчик, показывая пароход, пробегает полкилометра. В-о-он какой огромный!
  • А через час малыш уже является полноправным соперником. Постигая суть шифровки, он учится принимать ограничения правил, превращать образы в движения, изображать слова, а позже — фразы и выражения. И если загадки развивают так называемое репродуктивное воображение (способность создавать образ предмета по его словесному описанию), то здесь малыш „пробует” и обратное действие.
  • Как ведущий он выступает в роли „разведчика”, который кодирует информацию, а как угадывающий — в роли „декодера”.

Поэт Фет придумал палиндром, с которым ребенок наверняка знаком по фильму „Буратино”— „А роза упала на лапу Азора”.

Палиндром — это фраза-перевертыш, любой текст, который одинаково читается в обе стороны: слева направо и справа налево. С такими словами стоит познакомить малыша с освоения слогового чтения, обратив внимание на их уникальность (мим, дед, наган, шалаш). Прочитайте туда-обратно:

  • „Я вижу маму — жив я”,
  • „Аргентина манит негра”,
  • „Леша на полке клопа нашел”.

Почи все палиндромы смешные, детям нравится как читать, так и пытаться составлять собственные „перевертыши”. 

 

 

Екатерина Чинарова  

Журнал "Мой ребенок", декабрь 2006

Реклама
Творческая студия Comilfo
А ну-ка угадай!
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Частная школа «Alliance school»
А ну-ка угадай!
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
А ну-ка угадай!
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
А ну-ка угадай!
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
А ну-ка угадай!
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
А ну-ка угадай!
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
А ну-ка угадай!
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление