Статьи

Проблемы в обучении письму

552 
344 читателей оценили эту публикацию

Если спросить мам и пап старшего дошкольника или первоклассника, знают ли они, как научить писать своего ребенка, наверняка, больше половины дадут отрицательный ответ. Хотя, в общем-то, в этом вопросе нет ничего сложного: было бы желание у взрослых и стремление к познанию нового и интересного у самого малыша.

Проблемы в обучении письму

Вообще, необходимо готовиться к овладению письмом заранее. Начиная с пяти лет, ведите целенаправленную работу и настраивайтесь на то, что с первого раза получится далеко не все. Поэтому систему «кнут и пряник» забудьте. Наказания и брань только отобьют интерес и желание, а игрушка или сладость не станут компенсацией негативных эмоций.

Проверка готовности ребенка к обучению состоит из визуальной оценки, насколько правильно и крепко он может держать ручку, хорошо ли он видит буквы. Практика показывает, что многие дети держат ручку неправильно. Из-за этого в пальцах и кисти может возникать избыточное напряжение – именно оно вызывает онемение и провоцирует боль. В результате маленький «писарь» быстро устает, почерк портится, а скорость снижается. Если на первых порах обучения можно дать возможность отдохнуть, то в школе с постоянно растущим темпом и объемом информации отдыхать попросту некогда. А потому жалобы на усталость, некрасивый почерк и низкий темп работы становятся регулярными.

Именно поэтому правильный захват становится залогом успеха, а вот формирование неправильного гарантирует не только неприятные последствия, которые были представлены выше, но и невозможность переучивания. На первых порах, размещая ручку в руке ребенка можно шутливо приговаривать: «На три пальчика кладу, четвертым прижимаю, а пятым придерживаю».

Нужны будут и занятия на развитие мелкой моторики, которая, собственно, и отвечает за красивый почерк и гарантирует верное начертание всех элементов букв. Кроме того, занятия позволят укрепить кисти маленьких ручек. Предлагаем некоторые упражнения:

  1. Аппликация. Можно попробовать выдать ребенку инвентарь: ножницы, бумагу и клей. Аппликация – очень полезное развивающее занятие: оно формирует навыки овладения ножницами, при этом раз от раза мелкие и крупные фигуры, снежинки и звери будут получаться все лучше. Сам процесс развивает воображение, творческие способности, поэтому пусть ребенок учится вырезать различные мелкие и крупные фигуры, а потом составлять из них аппликацию.
  2. Рисование и штриховка. Вариант – раскраски. Можно взять готовый раздаточный материал, который сейчас продается в книжных магазинах. Главное – материал должен соответствовать возрасту. Можно придумать задание самим. Возьмите тетрадный лист в крупную клетку, сами придумайте рисунок, который должен получиться в итоге. Для начала берите геометрические фигуры, изображение фруктов и овощей – простые, легко узнаваемые предметы. На листе обозначьте первую точку, которая будет означать исходное положение, и уже потом можете смело диктовать: одна клетка влево, две – вправо, клеточка – вверх, две – вниз и так далее. В конце концов, схема рисунка станет четкой, и ребенок сможет закончить его сам.
  3. Упражнения с мелким материалом: бисером, пайетками, пуговицами и крупами. Что с этим можно делать? Бусы, красивый узор на юбочку, орнамент из пуговиц, аппликацию из крупы.
  4. Лепка. Плюсы очевидны: развивается не только моторика, но и кисти рук.
  5. Свободное рисование. Чаще предлагайте ребенку рисовать ручкой. Пусть это будут каракули, солнышко, цветочки и машинки – суть не в этом. Рисуя палочки, черточки, галочки и закорючки, ребенок учится держать ручку крепко и … правильно.

И, конечно, не забывайте об отдыхе. Работа без остановки не принесет пользы, потому что ребенку дошкольного и младшего школьного отдыха перерыв через каждые 15-20 минут необходим просто физически. Во время переменки можно подвигаться, потанцевать, пальчикам и ручкам хорошо подойдет массаж, во время которого кисти и предплечья похлопываются, поглаживаются. Направление – от локтя к запястью. Можно пощипывать, слегка ударять ребром ладони по мышцам предплечья. Выполняя массаж пальчиков можно проговаривать стихотворение:

Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать.

Если же вы и ваш малыш переросли дошкольное детство и стали настоящими школьниками, проблемы с письмом становятся видны сразу. Самая большая и очевидная – когда ребенок приходит их школы, а его буковки при написании, выходят далеко за границу линейки. Чтобы такая ситуация не возникла, учите ребенка чувствовать границы строк. В качестве тренировочного упражнения предложите закрашивание изображений: пусть это будет обычная раскраска с героями любимых мультиков или комиксов. Важно научить ребенка правильно совмещать штрихи карандаша при закрашивании – так, чтобы они не выходили за границу изображения и лежали равномерно и плотно. Когда ребенок поймет сам, как именно должно выглядеть его творчество, тогда и к написанию букв и цифр он будет относиться более аккуратно.

Многие родители задаются вопросом: «От чего зависит хороший почерк?» В основном, от психологического состояния и эмоциональности ребенка. Именно поэтому психологи советуют не ругать ребенка за некрасивые линии, а помогать в исправлении «неправильностей», не сравнивать его достижения с достижениями других детей, а если сравнивать, то только со своими собственными. Сегодня элементы и буквы получились ровнее и красивее, чем вчера? Именно за «сегодня» и хвалите. Сравнивайте достижения зимы с осенними записями – вот вам и ощутимые результаты, за которые можно хвалить. Если же этого не делать, можно полностью отбить охоту к обучению.

Еще один вопрос, который интересует родителей, – грамотность. Помимо того, что задача учителя – научить правильно и четко излагать свои мысли, ему еще нужно научить делать это без ошибок. Дети все разные: кому-то достаточно пару раз прочитать правило, чтобы его заучить, другой же может часами учить правило, но так и не сумеет применить его в письме. И совсем не верно утверждение, которое гласит, что грамотность – это врожденное качество. Чтобы стать грамотным, нужно очень много и усердно заниматься.

Основы грамотной речи (и как ни покажется странным – письма) закладываются в возрасте от 1 до 3 лет. Этот период речи психолингвисты называют сенситивным, потому что именно в этом возрасте закладываются основы грамотной устной и письменной речи. Важный фактор для становления грамотности ребенка – речь родителей: усваивая их «нормы» произношения, ребенок в дальнейшем будет оперировать именно ими. Вот почему важно разговаривать с меленьким человеком на нормальном языке без сюсюканий и искажения форм слов и звуков.

Еще одна важная роль в овладении грамотностью принадлежит литературе. В процессе чтения происходит автоматическое запоминание слов. Зрительная память человека так работает, что в процессе написания диктантов, сочинений и изложений она «выдает» нужный вариант написания слова, с которым ребенок уже сталкивался при чтении. Именно с этой точки зрения важно приобщать ребенка к классике детской литературы и хорошим изданиям.

Конечно, это касается банальных слов типа «вода», «земля» - их знают и читали множество раз все. Что же делать с теми из слов, которые не подчиняются общим правилам грамматики и орфографии? С ними нужно работать отдельно. Обычно в учебниках есть словарные слова, которые помещаются в рамках. Их можно отрабатывать в диктантах, составлении предложений, кроссвордов, ребусов, анаграмм.

Если же диктанты даются хорошо, а при списывании появляются ошибки, это, скорее всего, происходит из-за невнимательности. В домашних условиях вы можете обеспечить ребенку спокойную обстановку, тишину, выключив телевизор и компьютер. Чтобы повысить внимательность, можно попробовать использовать различные игры. Обучающими письму станут игры на вычеркивание определенных букв (например А или А, Б) из нескольких рядов букв, расположение которых выбрано методом случайного выбора.

Можно посоветовать проговаривание как вид речевой деятельности. Когда ребенок пишет, шепотом проговоренное слово легко воспринимается и на слух, и зрительно, поэтому и рука «подхватит» верное написание, потому что именно так задействуются все каналы восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический.

Чтобы хорошо писать диктанты, нужно с ребенком заниматься. Подручными материалами могут стать интересные заметки из детских журналов, художественных произведений, сборники диктантов. Вы можете сами диктовать, а можете предложить списать. Только обязательно проверьте работу и поставьте отметку. Такие тренировки не только устранят страх контрольной работы и неудовлетворительной отметки, но и придадут уверенности, разовьют зрительную и слуховую память.

Конечно же, успех в овладении письмом зависит не только от учителя, но и от родителей: именно в семье должен осуществляться контроль над процессом обучения, чтобы вовремя найти и исправить ошибки. Желаю вашим деткам больше пятерок по русской грамоте, а вам, дорогие родители, удовлетворения от совместной работы с детьми!

 

Татьяна Эрбис, учитель начальных классов
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" №1(31) январь 2012

Реклама
Творческая студия Comilfo
Проблемы в обучении письму
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Познай-ка Монтессори центр
Проблемы в обучении письму
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Проблемы в обучении письму
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Проблемы в обучении письму
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Проблемы в обучении письму
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
Проблемы в обучении письму
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Проблемы в обучении письму
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление