Статьи

Домашняя школа Монтессори

1688 
427 читателей оценили эту публикацию

В Алматы немало детских центров, работающих по системе Марии Монтессори. Мы предлагаем вам познакомиться с особенностями развития детей по этой системе.

Домашняя школа Монтессори

Монтессори-группа: естественно и необычно.

Заглянем в пустую Монтессори-группу. Там еще нет детей, но все приготовлено. Развивающая среда, насыщенная и упорядоченная, ждет ребенка. Материалы располагаются на низких открытых полках так, чтобы их мог достать даже самый маленький ребенок. Столы и стулья в Монтессори – группе легкие и подвижные, их можно переставить по-разному в зависимости от вида деятельности. Удобная мебель, развивающий материал, коврики. Дети и родители проявляют интерес к Монтессори-материалу, увлекаются, просят показать, что с этим делают дети, рассказать о назначении заманчивых предметов. Дети также могут работать на ковриках на полу, где они чувствуют себя очень комфортно. Каждый предмет на своем месте, красиво и аккуратно уложен на подносе или в коробочке так, что хочется его потрогать, посмотреть. Взрослые удивляются, как возможно сохранять порядок в таком многообразии? - Возможно, и это делают сами дети.

 

Что увидят родители в работающей группе?

Работающая группа похожа на муравейник: 10-20 детей ходят, ползают, что-то несут, занимаются своим делом в одиночестве или в компании. Учителя сразу и не заметишь. Он где-то среди детей на корточках общается на равных. В группе дети явно разного возраста. Что это? Свободное время для игр, занятие, перерыв? Где «дисциплина», к которой мы привыкли – послушное сидение на стульчиках, общая деятельность детей под руководством и контролем учителя? В Монтессори группе вы этого не увидите. Чем дети здесь занимаются?

 

Давайте присмотримся.

В Монтессори – классе постоянно стоит рабочий шум, потому что работа с материалами включает очень много движений: хождение, переноску предметов, переливание, обсуждение и постоянные действия руками. Но при этом каждый ребенок занимается своим делом целенаправленно, сосредоточенно. У детей есть возможность заниматься тем, что для них сейчас актуально, интересно. Один несет воду для мыться посуды, другой расстилает коврик для работы с картами, третий ищет партнера для работы. Постепенно в осмысленной работе развивается самодисциплина, ответственность, самостоятельность. Когда ребенок становится искренно заинтересованным в той работе, которую он совершает в классе, его поведение почти всегда становится более зрелым и упорядоченным.

Если ребенок плохо ведет себя в классе, Монтессори – учитель, как правило, просто помогает ему выбрать работу, которая в большей степени его заинтересует и привлечет его внимание. Все поведение детей при этом ориентируется на уважением к работе другого, уважением к учителю и уважением к самим материалам. Что нам расскажет педагог? В Монтессори системе целью образования в раннем возрасте является не запоминание фактов, а развитие естественного стремления к обучению, познанию мира. Ребенок имеет возможность пережить радость обучения, так как может свободно выбирать вид деятельности, место, время партнера для работы, а не под внешним давлением.

Специально разработанные Монтессори-материалы помогают ребенку глубже понять (понять – не запомнить) явления и свойства окружающего мира. Монтессори – материалы в классе разделены по группам. На пример, в группе 3-6 лет три основные группы: упражнения в практической жизни, с которых дети начинают свою работу в группе; сенсорные материалы; развивающие материалы, которые отвечают интересам детей в счете, чтении, изучении окружающего мира (географии, биологии и т.п.). Использование индивидуальных Монтессори-материалов позволяет одновременно обучаться детям разного возраста, с разными способностями и интересами. Обычно Монтессори группы от 0-3 года, 3-6, 6-9, 9-12 лет.

 

Как проходят занятия?

Учитель приветствует детей и родителей в коридоре. Все общаются и ждут начало занятия. Занятие начинается, все входят в класс и садятся в первый круг. Это первое организационное групповое - занятие, которое настраивает детей на работу, заинтересовывает чем-либо, позволяет всем пообщаться. Круг закончился наступает основная часть Монтессори занятий – работа в среде. Дети встают, осматривают комнату, чтобы выбрать материал, работу по душе. В это время проходят индивидуальные, микрогрупповые уроки, самостоятельная работа детей. Она длиться от 1,5 до 3 часов. В это время педагог помогает детям развивать навыки самостоятельной работы, показывает, как работать с материалом, чтобы научиться чему-либо, проводит уроки по развитию коммуникативных навыков, при необходимости. В конце занятий – завершающий круг. Со звуками музыки или звону колокольчика все дети подтягиваются в круг. Кто-то еще не закончил работу, его не будут прерывать, отнесутся с уважением. На этом групповом занятии дети делятся своими успехами прошедшего, делают сообщения, доклады, показывают свои работы, прощаются. Так же в Монтессори-группе проводятся групповые музыкально-ритмические занятия, английский язык или еще что-то, главное их не должно много и дети имеют право выбрать: участвовать в них или нет.

 

И еще.

Монтессори – группа – это не группа по присмотру и уходу за детьми и не игровая группа. Это самостоятельная система, максимально использующий уникальные возможности ребенка, когда он может впитывать информацию из насыщенной и упорядоченной подготовленной среды. Ребенок, который получил первые навыки счета и чтения таким простым и естественным путем, имеет огромное преимущество: он начинает свое образование без скуки, зубрежки, тяжелых усилий и разочарований. Удовлетворяя свои собственные интересы, ребенок в Монтессори – группе приобретает страсть к познанию и обучению. Идеалом Марии Монтессори являлось естественное, радостное обучение и развитие в нужный для каждого ребенка период, в соответствии с его индивидуальными особенностями, а не раннее развитие. «Мы не способны создавать гениев, - писала однажды Монтессори. – Мы можем только дать каждому ребенку шанс реализовать свои потенциальные способности стать независимой, уверенной, уравновешенной личностью».

 

 

Психолог, Монтессори-педагог детского центра «Монтессори-класс» Елена Гайда

Реклама
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Домашняя школа Монтессори
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Домашняя школа Монтессори
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Домашняя школа Монтессори
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Частная школа «Alliance school»
Домашняя школа Монтессори
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Домашняя школа Монтессори
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Творческая студия Comilfo
Домашняя школа Монтессори
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Домашняя школа Монтессори
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление