Статьи

Кибердетки

380 
394 читателей оценили эту публикацию

Часто слышишь: „Моя только и знает: видик да компьютер. А книжек не читает...”

Кибердетки

Родители оказались педагогически не готовы к „эре технического прогресса”. Боясь отстать от своего века, мы покупаем телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры. Но потом с ужасом замечаем, что эти сложные технические игрушки подчиняют себе наших детей. Ребенок играет в компьютерные игры и смотрит телевизор все свое свободное время: он не читает, не общается, ничего не делает. В результате — не развивается, и даже, по сути, не живет!

 

Мудрый и всемогущий

Почему компьютерные игры и видеофильмы (в данном случае это почти одно и то же) так привлекательны для детей? Дело в том, что ребенок — существо духовно слабое, неуверенное в себе. В реальном мире он пока чувствует себя некомфортно. Реальность — материальная и социальная — требует знаний, умений, терпения, мужества и силы. Тогда ты будешь успешен, будешь хорошо себя чувствовать. Реальный мир предъявляет человеку жесткие требования, а дети им пока не соответствуют. В мире же виртуальном можно получить максимальное удовлетворение без всяких усилий. Здесь ты убиваешь всех своих „врагов”, предстаешь мудрым и всемогущим, как супермен! И при этом  ровным счетом ни за что не отвечаешь.

Играя, человек испытывает массу эмоций. Это всем известно по собственному опыту. Если игра представляет собой имитацию войны, то играющий испытывает реальную злобу, ненависть, садистскую радость. Попробовал бы он дать себе волю в жизненной ситуации! Ему-то за это пока ничего не грозит, но существует то, что ребенку очень неприятно: гнев родителей, наказание. А в мире виртуальном можно все, и об этом никто не узнает и не накажет. Здесь можно „быть” кем угодно, делать что угодно — без всякого труда и ответственности. Вот почему компьютерные игры так привлекают детей. Что же происходит с душой ребенка, полностью ушедшего в „антимир”?

  • Во-первых, начинают ослабевать внутренние „тормоза”, блокирующие деструктивные импульсы: те, что не одобряются людьми и собственной совестью. Импульс теперь сразу превращается в действие: эта привычка вырабатывается в условиях длительного как бы существования в виртуальном мире.
  • Во-вторых, чтобы удовлетворить свои потребности, ребенок больше не хочет прилагать никаких усилий. Эта привычка тоже вынесена из компьютерного зазеркалья. Ребенок хочет все получать без труда. И ему начинает казаться, что он имеет на это право.

Он уже не хочет читать. Потому что чтение — труд души, и немалый. Писатель дает только отдельные штрихи — остальное нужно домыслить, живо вообразить. Нужно размышлять, пытаясь понять мотивы поступков героев! Нужно по знакам (а слова — это всего лишь условные значки) представить те реальные вещи, предметы, события, характеры, которые описывает автор. Нужно догадаться о массе оттенков в значениях, связать их между собой — а иначе будет неинтересно читать! Вот почему чтение развивает. Развитие происходит, когда человек делает усилия, трудится. Причем добровольно — по своей охоте! А наше телевизионное чадо уже отвыкло от душевного труда. Это как лентяй, полгода пролежавший на диване: пригласите-ка его на прогулку! Ни за что не пойдет! То, что вполне естественно для всякого нормального человека, для него — тяжелый, мучительный труд.

 

Тренируем воображение Так что же, сломать компьютеры и телевизоры, отказаться от них? Этого мы сделать не можем. Значит, нужно „выработать иммунитет”. Чтобы к тому времени, когда ребенок начнет самостоятельно пользоваться телевизором или компьютером, он уже не мог заболеть „виртуальной наркоманией”.

 

Что же следует делать?

Развивайте воображение детей. Если у человека оно хорошо развито, он почти наверняка полюбит чтение. Ведь, как мы уже заметили, чтение художественного текста — всегда работа воображения. Это интересно, увлекательно, но только если воображение тренированное! Как его развивать? Фантазируйте вместе с ребенком! Вот снежинки падают... — Интересно, откуда они падают? — обращается к сыну мама. — С луны! — предполагает Дима. — Ты думаешь? Здорово! — Они там живут… всегда! — уверен сын. — У них там есть домики? — Нет. Они живут в таких… норках! — Они глубокие? — Ну, чуть-чуть глубокие… — Бедные снежинки! Как им там темно, холодно — правда? И вот одна снежинка сказала: „Давайте полетим на землю! Смотрите, какая земля большая, зеленая, светлая! Там, наверное, тепло и хорошо…” — продолжает историю мама. — Нет, дай я, я скажу! И они полетели, полетели… полетели… — перебивает сын. — Вокруг была черная ночь! — Нет, дай я… И они скоро прилетели… — К Диме! — Конечно! И легли на подоконник Диминого окна. И сказали: „Ой, кто это?” — Это Дима!.. И т. д.

Мама на прогулке всегда разговаривает с Димой о том, что они видят. Дима знает такие слова, которых другие детки еще не знают: „лиловый”, „сиреневый”, даже „медовый” (есть такие деревья: у них ствол медового цвета!). Знает названия множества растений. Знает, что такое недоумение, беспокойство и чем последнее отличается от страха. Ему интересен окружающий мир и, значит, будут интересны книги об этом мире. А думать, понимать — уже привычное для него занятие.

Другой пример — девочка Дана. Ее в три года начали учить чтению. Научили. То есть она освоила технический навык. В шесть лет Дана бегло читала на уровне 5 класса средней школы. И что же? Читать она не любит! И не читает. Чтобы ребенок сам полюбил книгу, нужно своевременно (до того, как он научится читать!) увлечь его языком, словесным творчеством. Поиграть с ним в игру „Отгадай!”. Например, так: „Они похожи на сверкающие искорки — что это?” (снежинки). „Это напоминает кусочек сыра” (месяц). Или так: „Что такое колоток?” (молоток). „Кто такая рыжка?” (белка: она же не белая, а рыжая!). Сравнения, придумывание слов, которых нет в языке, — вот те художественные средства, которыми пользуются писатели. Освоив их еще до начала самостоятельного чтения, ребенок в мире книг будет чувствовать себя как дома. Известный педагог и детский поэт  В.А. Левин доказал, что нормальное литературное развитие ребенка идет от сочинительства к самостоятельному чтению! Да, да! Дети сначала становятся „писателями”, а уже потом — читателями! Прежде ребенок фантазирует, сочиняет — и только потом приступает к чтению! В этом случае он сразу активно включается в процесс.

Наконец, почему бы родителям не постараться пробудить у малыша интерес к людям, их характерам, психологии? Обсуждайте поведение разных людей: пусть попробует догадаться, почему они ведут себя по-разному. Ведь это очень интересно! А кто интересуется людьми, тот всегда любит читать. Не забывайте, что к погружению в виртуальный мир более склонны одинокие натуры. Дети, которым не с кем играть и общаться. Если же у ребенка есть друг и свой круг общения, он вряд ли променяет его на искусственный мир, когда столкнется с ним вплотную. Так что стоит об этом позаботиться заранее. А еще сейчас есть масса детей, у которых очень занятые родители. Родителям некогда общаться с ребенком, дружить с ним. Мама и папа для малыша — фактически неблизкие люди.

А еще очень много стало заорганизованных детей. Утром у ребенка садик, потом школа или какие-то специальные занятия, чем-то он еще занимается дома и в каких-то кружках. Это все за него решили взрослые, а он вынужден подчиняться. Но человек так устроен, что может хорошо себя чувствовать только тогда, когда действует по собственной воле, самостоятельно. Ребенку, которого развивают принудительно, тем более важно почувствовать себя свободной личностью. Поэтому, как только представляется случай, он хватается за первое, что оказывается под рукой. Чаще всего это компьютерные игры. Но таков его самостоятельный выбор: в игре он все делает сам.

 

Технике — место

А что ребенок умеет делать? Вернее, чем ему нравится заниматься? Рисовать? Собирать конструктор? Что-то мастерить из пластилина? Лазить и кувыркаться? Все это гораздо интереснее, чем пребывание в „антимире”. Так дайте же малышу шанс как можно раньше найти именно то, что он любит делать. Все-таки как быть, если ребенок уже подхватил опасный „вирус”? Не усаживайте его за книгу, чтобы совсем не отвратить от чтения! Не запрещайте и компьютерные игры. Так вы сделаете запретное еще привлекательнее! Может быть, ограничить во времени, но не более того. Пытайтесь увлечь ребенка фантазированием, языковыми играми, чаще общайтесь, обсуждая самые разные темы. И запаситесь терпением!

Излечение — процесс длительный, гораздо более трудный, чем профилактика. Бурьян растет там, где никто не позаботился посадить культурные растения. То же самое можно сказать и о детской душе. Если родители, как умелые садовники, вовремя над ней потрудились, то и беспокоиться не о чем. Вашего ребенка не сможет поработить ни домашний компьютер, ни телевизор. Тех, кого принято называть компьютерными детками, остается только пожалеть. В сущности, этих ребят нельзя считать здоровыми людьми: они одиноки, у них нет любимого дела. Они не хотят и не умеют мечтать, фантазировать. Поэтому очень важно не упустить время, ведь дети очень быстро вырастают. А задача у нас с вами непростая — засадить их души полезными растениями и ухаживать за ними... Тогда и урожай соберем достойный!  

 

 

Журнал "Мой ребенок", июнь 2006 г.       

Реклама
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Кибердетки
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Шоу центр — агентство детских праздников
Кибердетки
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Кибердетки
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Кибердетки
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Частная школа «Alliance school»
Кибердетки
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Кибердетки
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Кибердетки
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление