Статьи

Экология и дети

337 
289 читателей оценили эту публикацию

Все мы живем в мире, где понятие «экология» в мыслях людей связано с неблагоприятной обстановкой окружающей среды. Однако речь в нашей статье пойдет не об этом. 15 апреля весь мир отмечает День экологических знаний, а потому самое время поговорить о роли экологического воспитания, которому в последнее время уделяется все больше внимания.

Экология и дети

Педагогическая терминология

Под экологическим воспитанием современные педагоги понимают сложный процесс, который направлен на формирование системы отношения ребенка к самому себе с позиции его отношения к природе. Эта позиция определяет место ребенка в мире живой природы и заставляет задуматься над тем, кто он для природы: хозяин или друг, исследователь или пользователь.

Чтобы ребенок вырос не банальным потребителем даров природы, а мудрым и добрым хозяином, чтобы подрастающий человечек видел и принимал себя как часть природы, он должен с самого раннего детства получать экологические знания. На словах это выглядит довольно высокопарно. Но если разобраться, все довольно просто: любить природу, ухаживать за ней можно с раннего детства. Только мы, взрослые, должны быть примером для своего ребенка, потому что, если он будет наблюдать варварское отношение близких людей к природе, будь то незатушенный костер или мусор после пикника, вам сложно будет потом объяснять ребенку, почему и как нужно беречь природу.

 

Играем!

Чтобы экологическое воспитание состоялось, в ребенке нужно формировать основы экологического мышления: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, понимать всю меру ответственности за сохранение природы, предотвращать агрессию по отношению к живому миру. Начинать сложно, но можно. Поможет в этом ролевая игра. Можно придумывать роли самим или играть в сказки, где актеры – животные или насекомые, но если вы внимательно прислушаетесь к детским играм и поддержите их, вы удивитесь: добрая их половина как раз и представляет собой экологическое мышление.

Например, маленькие детки, превращаясь во время игры в птичек, рыбок или жучков, часто говорят родителям или воображаемому собеседнику: «Если меня поймают мальчишки (охотники, рыбаки и т.д.), я скажу, что меня нельзя ловить, потому что я маленький и мои мама и папа будут плакать». Чисто интуитивно дети понимают, что это и есть правильное отношение к природе, а потому задача родителей – всячески этому способствовать и закреплять положительные моменты.

 

Экологическая тропа

Этим термином педагоги-экологи называют то место, где человек любит бывать. Так как маленький человечек только начинает познавать мир, то его тропа – это тропинка или дорожка, по которой он ходит на прогулку, но именно она станет той дорогой в мир природы, по которой не одно десятилетие потом предстоит ходить уже взрослому человеку.

Определите для себя и вашего ребенка такое место: лес, парк, аллея или двор – любая территория может подойти для экологических уроков. Выбирайте один и тот же маршрут – наверняка у вас есть такой. Поиграйте с ребенком: предложите ему стать скорой помощью для природы. Логически рассуждая, соберите «аптечку»: может, это будет бутылка с водой и лейка, тряпочки и бинтики, крошки хлеба и зерно, небольшая лопаточка и грабельки, фотоаппарат и другие необходимые вещи. Чтобы вы знали, что у вас и где лежит, приготовьте для экологической аптечки отдельную сумку или специально сшейте красивую сумку-чехол. Итак, все готово, можно приступать.

 

Весенние наблюдалки

Сейчас самое время рассказывать об особенностях сезона: наглядный пример поможет запомнить ребенку отличие весны от осени и запомнить основные признаки времени года. Рассказывайте и каждый день наблюдайте, как солнышко пригревает все сильнее и природа просыпается и радуется весне.

Однако весеннее пробуждение не всегда оказывается красивым, и причина этого – накопленный за долгую зиму мусор. Скорая помощь спешит! Начать можно и нужно с детской площадки в своем дворе и кусочке земли перед подъездом. Уважаемые взрослые, признайтесь сами себе: если мы сами не сделаем наш двор чистым и уютным, то никто не поспешит к нам на помощь. А потому проявите инициативу – глядишь, и еще пара-тройка семей с детками подключится к вашему весеннему десанту. Благо, идей по озеленению и облагораживанию приподъездной территории сейчас предостаточно: забор из пластиковых бутылок, раскрашенных в разные цвета; медведи и лебеди из старых шин; зебры и жирафы из шин и старых бревен…

Наблюдайте за красотой цветущего города: черемуха, яблони, сирень, одуванчики наполняют город не только нежным цветом, но и ярким ароматом; первые бабочки и майские жуки, деловито снующие по своим делам, заряжают энергией и радостью. Принесите домой веточку с набухшими почками и понаблюдайте, как быстро ветка наберется силы и выпустит первые клейкие листики.

Постоянно говорите с ребенком о том, что планета Земля – это наш дом, в котором живут растения, насекомые, животные и люди, и от того, насколько мы дружные и заботливые, зависит наша жизнь в этом доме и возможность быть друзьями.

 

Веченне-летняя скорая помощь

Отправляясь в путешествие по вашей экологической тропе, ищите больные места. Увидели сломанную ветку – остановитесь и полечите ее (забинтуйте). Заметили разрушенный муравейник? Понаблюдайте вместе, как трудяги-малыши восстанавливают свой домик. Можете рассказать ребенку сказку В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил» – это не только познакомит ребенка с миром и жизнью маленьких букашек, но и покажет важность наблюдения за миром природы.

После прогулки вместе подведите итоги: кому и как сегодня вы помогали? Кто вам будет благодарен? Свои добрые дела вы можете занести в специально заготовленный «Календарь скорой помощи». Пусть это будет альбом, куда ребенок вместе с вами может зарисовать сегодняшний день и добрые дела, а вы – внести комментарии или вписать сочиненные стихи или сказки.

Еще один вариант творческого оформления – «Красная книга скорой помощи». В эту книгу лучше заносить фотографии животных и растений, которые оказались привлекательными, но не те сигналы «стоп!», на которые вы среагировали: пусть лучше красота природы учит ребенка видеть прекрасное, чем воспоминания о боли дерева или животного, причиненной кем-то другим. Если вы вместе с ребенком всю весну и лето будете собирать фотографии, к началу осени в детском садике или в кругу семьи можно будет организовать выставку фотографий и рисунков.

Занося ваши впечатления, не забывайте сравнивать себя и природу: ей больно, когда нам больно; нам радостно, и природа радуется вместе с нами. Предлагайте малышу домашний театр: пусть ребенок представит себя распускающимся бутоном, сломанной веточкой, певчей птичкой, перевернутым жучком и т.д. – через развитие творческих способностей ваш карапуз научится понимать состояние окружающей среды и ее жителей.

 

Развивающие игры

Не секрет, что для детей младшего дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, а потому все серьезные вещи нужно проговаривать в игре. Разговор о бездомных животных, врагах и друзьях природы, дружбе между животными – все это можно обыгрывать. Игра в куклы, кукольный театр, сочинение нехитрой сказки, постановка или рисование ее – вот тот доступный арсенал, который придется по душе вашему юному экологу.

Понравится ребенку и наглядное сравнение: где растения растут лучше, какие цветы любят обильный полив, а какие нет, где иголочки сосны длиннее: у дороги или в лесу, – все это можно увидеть через самые настоящие опыты. Рассказывая о том, как растут цветы, вы сами можете дать ребенку семечко и вместе посадить его: поливая, подрыхливая землю и наблюдая за ростком, малыш увидит весь процесс, а это запомнится гораздо больше, чем ваш рассказ или чтение книжки из специальной детсадовской серии.

Из детской библиотеки вам пригодятся произведения Л.Н. Толстого, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, Е.И. Чарушина, В.Г. Сутеева и других. По рассказам и сказкам этих писателей снято довольно много хороших мультиков и сказок, поэтому не игнорируйте их. Однако чтение и просмотр не должны быть молчаливыми – обязательно комментируйте и задавайте вопросы после знакомства с новыми произведениями о природе.

Осенью и зимой можно продолжить развивающие экологические игры: ухаживать за комнатными растениями и домашними питомцами, анализировать явления природы и делать кормушки, убирать за собой после пикника и радоваться проявлениям жизни – все это доступно даже карапузу. Главное – самим взрослым относиться с любовью к миру, где мы все живем, и учить ребенка видеть и беречь то прекрасное, что нас окружает.

Елена Черепахина
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" №4 (46) Апрель 2013

Реклама
Частная школа «Alliance school»
Экология и дети
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Экология и дети
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Экология и дети
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Экология и дети
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Экология и дети
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Экология и дети
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Экология и дети
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление