Статьи

Интерес к чтению

511 
380 читателей оценили эту публикацию

Позади первое полугодие учебного года. Самый сложный, волнительный, противоречивый период в школьной жизни первоклассников и их родителей. За это время дети многому научились: овладели навыками счета, сравнения чисел, познакомились с написанием букв, умеют писать несложные предложения, прочитали от корки до корки свою первую книгу, «Букварь». Пока они с увлечением рассматривают каждую новую иллюстрацию в учебнике, охотно и наперебой читают вслух одноклассникам, а дальше? Как же привить ребенку интерес к чтению? Как продолжить формирование навыка беглого и выразительного чтения?

Интерес к чтению

Прививать любовь к книге должны не только учителя в школе, но и родители дома, в семье. Каждый родитель хотел бы, чтобы ребенок читал быстро и выразительно, а самое главное – с увлечением. Не секрет, что хорошая книга является и воспитателем, и наставником, и лучшим другом. Ведь от того как сформирован навык чтения, зависит очень многое. Иногда ребенок просто напросто затрудняется решить задачу по причине того, что не может прочесть ее или понять смысл прочитанного. «Кто много читает, тот много знает», - гласит всем известная пословица, и это действительно так, ведь навыки грамотного письма неразрывно связаны с навыками чтения.

Положительную роль в воспитании любви к книге играют на первый взгляд незначительные моменты. Например, наличие домашней библиотеки или просто полки с книжками, возможность делиться книгами с товарищами – все это стимулы к возникновению интереса к чтению.

 

Как приучить детей читать самостоятельно?

Для этого можно использовать следующий прием. Родители начинают сами читать ребенку произведение вслух. На самом же интересном и захватывающем моменте чтение нужно прекратить. Ребенок, увлекаясь происходящими событиями в книге, обязательно пожелает узнать, что будет дальше, чем все закончится. И в большинстве случаев он обязательно продолжит самостоятельное чтение. Позже взрослые должны спросить ребенка, о чем он читал, обязательно похвалить за самостоятельность так, чтобы сначала была похвала, а затем пожелание того, что теперь ребенок будет читать сам.

Взрослым можно попробовать рассказать какой-нибудь эпизод рассказа или сказки, но выбрать его специально, чтобы содержание фрагмента было увлекательным или занимательным. Младший школьник обязательно полюбопытствует: «А что произошло дальше? Расскажи!» Вот тут-то и надо дать ему в руки книгу: «Вот прочти сам и узнаешь столько интересных историй!»

Очень важно, чтобы родители терпеливо и неуклонно требовали от ребенка запоминания названия произведения, его автора. Перед чтением или после него бывает полезно спросить, с какими книгами этого автора он уже знаком. Надо учить процессу чтения, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела и не торопясь. Часто бывает так, что младшие школьники, только начав чтение, заглядывают на последнюю страницу. Им интересно, чем все закончилось. Потом, конечно, когда любопытство удовлетворено, когда ребенку известно, чем закончилась книга, что случилось с героями, он станет читать невнимательно, будет пропускать целые абзацы, а иногда и просто бросит чтение. В этом случае и самим родителям можно порекомендовать не провоцировать ребенка на предвосхищение сюжета, потому как практика показывает, что сами родители нередко пересказывают финал произведений, тем самым, отбивают у детей познавательный и читательский интерес.

 

Иллюстрации и их роль в книге

Большое воспитательное значение для младших школьников имеет рассматривание иллюстраций в книге. Красочные иллюстрации привлекают внимание, помогают понять смысл прочитанного и лучше запомнить то, о чем прочитал. С помощью иллюстраций ребенок может представить себе природные явления и предметы, которые не может увидеть непосредственно. Рассматривая картинки, можно побывать в различных уголках земного шара: тропических странах, подводном царстве, узнать много интересного. Родителям нужно научить ребенка не просто рассматривать рисунки, а подмечать что-то необычное.

Если вы видите, что ребенок не останавливается на иллюстрациях, можно подтолкнуть его к этому действию ненавязчивыми вопросами и беседой. Обратите внимание ребенка на то, что изображено на картинке, если это персонажи, уточните их имена и действия, обратите внимание на эмоции и позы. Ребенок, пересказывая проиллюстрированный фрагмент сказки, не просто отвечает на вопросы, он учится эмоциональному восприятию произведения, учится видеть детали. Если текст перегружен новыми словами, остановитесь на них, проработайте их значения, ведь незнакомые и непонятные слова могут отбить желание читать «сложный» рассказ.

 

Помоги мне!

Если в начале работы над пересказом ребенок испытывает затруднения, помогайте наводящими вопросами. «О чем рассказ? Когда происходили события? Помнишь ли ты место событий? Что нового ты узнал? Что понравилось больше всего и почему?» Элемент оценивания и рефлексии очень важен, ведь часто дети переживают события, происходящие с главными героями, как свои собственные, а потому для них момент понимания взрослым своей позиции оказывается очень важным. Можно предложить нарисовать свои иллюстрации к произведению, пересказать самый запоминающийся фрагмент, выучить стихотворение.

Очень хорошо практиковать совместное семейное чтение вслух. Это сближает детей и родителей. Каким образом читать вместе? Необходимо заранее подобрать занимательную и интересную книгу, заинтриговать ею детей, чтобы они с нетерпением ждали вечера. Как читать вместе? Читать нужно обязательно вслух, но делать это необходимо поочередно. Читая вслух, дети привыкают читать громко, выразительно, при этом следят за четкостью и темпом речи. Продолжительность такого поочередного чтения должна составлять не более 45 минут, чтобы ребенок не утомлялся, и не притуплялся интерес к чтению. Чтобы предотвратить утомление, во время чтения можно использовать игры и физкультминутки.

Общаясь с ребенком, помните: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Для процесса чтения это актуально, ведь чтение должно дарить только положительные эмоции и переживания, но никак не оставлять осадок ссоры от нарушенной дисциплины. А потому в процессе совместного чтения хорошо практиковать обсуждение произведения, когда важным становится не только мнение ребенка, но и взрослых. Даже если дискуссия растянется, она будет носить практическое значение, главное, чтобы родители это понимали и практиковали диалог и монолог в процессе такого обсуждения.

И еще один важный момент. Ни одному человеку не под силу воспитать любовь к книге, если не воспитывается культура бережного обращения с ней. А потому учите этому бережному отношению с детства: покажите, что книгу надо убирать на место, если потрепался переплет, вместе устройте «скорую помощь», обязательно приучайте пользоваться закладками.

 

Советы для родителей

  1. Помните, что чтение – это окно в мир познания: «Кто много читает, тот много знает». Хорошие навыки чтения и полученные знания в самостоятельном опыте помогут ребенку в дальнейшем обучении.
  2. Чтобы ребенок полюбил книгу, только уроков и увещеваний учителей и школьного библиотекаря недостаточно. Ребенок должен видеть пример семьи.
  3. Начинайте читать книгу с обложки и титульного листа.
  4. Заведите дома свою собственную библиотеку. Даже небольшая, она дает возможность детям общаться в процессе обменивания книгами с ровесниками и товарищами по интересам.
  5. Соблюдайте правила гигиены чтения.
  6. Выписывайте и приучайте детей читать детские журналы.

Будьте уверены, что ваш труд и старания обязательно дадут видимые результаты, и чтение станет для детей страстью и принесет им много радости и пользы.

 

Татьяна Эрбис, учитель начальных классов
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 2 (32) февраль 2012 

Реклама
Познай-ка Монтессори центр
Интерес к чтению
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Частная школа «Alliance school»
Интерес к чтению
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Интерес к чтению
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Интерес к чтению
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Интерес к чтению
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Интерес к чтению
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Интерес к чтению
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление