Интервью
Алена Толстых
60 
Она всю свою сознательную жизнь посвятила преподавательской деятельности.Вот уже более 30 лет она ведет собственную изостудию. Среди ее выпускников немало известных сегодня алматинских живописцев и графиков. Она родом из серьезной династии педагогов-художников и сама является Педагогом с большой буквы. Она любит горы, любит танцевать, любит фотографировать и, главное, любит детей. Эта любовь, поверьте, взаимна. Сегодня мы беседуем сАленой Александровной Толстых –прекрасной женщиной, мамой двоих уже взрослых детей и бабушкой очаровательного внука (тоже, между прочим, юного художника).
Алена Толстых: «Для меня не существует

Алена Александровна, почти все алматинцы, которые так или иначе имеют отношение к изобразительному искусству, знают, что Ваша студия является одной из старейших в городе, ей более 30 (!) лет. Расскажите, как все начиналось.

Толчком к началу послужилаинициатива моего папы. Если бы не он, то и студии не былобы, да и профессия, возможно, у меня была бы другая. Мне вообще с родителями повезло! Папа у меня оказался таким педагогом, что до сих пор мне звонят и пишут его ученики и выпускники, выражают свою благодарность и признательность, хотя папы нет с нами уже больше 12 лет. Онбыл невероятно многогранным человеком и весьма разносторонней личностью. Такие люди, как он, запоминаются.

Он не просто учил рисовать, рассказывал не только о самом предмете, но и об истории искусства, о самой жизни. Причем всегда искал новые темы,методики,а также сам их разрабатывал, и мог это так интересно преподнести, что равнодушных не оставалось. Более всего дети ценили его невероятное умение общаться с ними на одном уровне, без морали, нотаций, нравоучений, поучений. Каждый ученик для папы был личностью. Я сейчас тоже стараюсь работать именно так.

Я помню Александра Романовича, запомнила его лучистую внешность и всегда доброжелательный нрав и помню, как его любили дети. Это правда!

Да, это очень редкое качество – он всей душой был предан детям. Даже в последние дни своей жизни, когда был на госпитализации, он все время готовился к занятиям и ждал скорейшей выписки, чтобы приступить к работе.

Получается, что Вы стали наследницей дела, что было жизнью Вашего отца?

Получается, что так. Хотя студию открывала я. Непосредственно к нашей студии папа присоединился позже. На тот момент он работал в художественной школе, где вел свой экспериментальный класс. Он разработал авторскую программу,которую утверждал во Всесоюзной организации творческих людей в Ленинграде, у Олега Табакова. Кстати, выпускниками его экспериментального класса являютсяочень известные сегодня художники, среди них пейзажист Ольга Кацюба, талантливейший иллюстратор и график АссольСас и даже внуки самого АбылханаКастеева.Кстати, одна из выпускниц папы стала в последующем нашим педагогом, и до сих пор, вот уже столько лет, Мария Евгеньевна с нами.

Когда открывалась студия, я была еще студенткой. Я оканчивала последний курс университета, по практике трудоустройства меня ожидало обязательное распределение.Как вы понимаете, раньше распределяли в самые неожиданные и отдаленные уголки нашей необъятной родины. И тут был очень кстати совет папы, который предложил рассмотреть в качестве варианта рабочего места музей Кастеева. Я живу недалеко от музея, поэтому одним из главных критериев выбора места работы стало отсутствие транспортной проблемы.

Я пришла к директору музея, предложила ему свой план работы с собственными взглядами на ведение изостудии. Его все устроило, и мы тут же открыли студию. Со дня своего основания студия работала на платной основе – месячный абонемент учащегося стоил 5 рублей, как сейчас помню. А я, по сути, числилась сотрудником музея со своим собственным окладом.

Как интересно! А преподавательский состав был велик?

Нет, долгое время я была единственным преподавателем. Да что там, когда-то у студии даже своего стационарного помещения не было. Сначала мы базировались в залепериодики, и когда в нем проходила выставка,мы на некоторое время вынуждены были переезжать в другое пространство. Каждый раз приходилосьперетаскивать материалы, инструменты и даже мольберты, которые чудом обнаружились в недрах музея. У них была совершенно жуткая металлическая основа в виде треноги, куда в стержень вставлялся сам мольберт. Причем они были не только тяжелые и неуклюжие, ихдеревянныечасти были настолько твердыми, что ни одна кнопка в них не втыкалась (смеется). Вот так все было весело в самом начале. И вот наконец настал день, когда студии выделили свое собственное помещение в музее.

В то время мы еще не знали, что такое реклама или объявления, поэтому для оповещения народа и привлечения учащихся я обошла все школы района. В итоге в студию пришло более стачеловеки началась полноценная работа. Учащихся становилось все больше, и мне вскоре пришлось расширять коллектив. Тогда же, в первый год, нам пришло приглашение из Финляндии к участию в выставке. Это был первый диплом изостудии.

Здорово! Первое признание, и сразу же на международном уровне. А где сегодняможно увидеть выставки работ ваших студийцев?

В основном наши студийные выставки проходят здесь, в Казахстане. Мы проводим выставочные проектыкак городского, так и регионального масштаба. За последнее время наши дети со своими работами приняли участие вдвух выставках в России, Объединенных Арабских Эмиратах. В данный момент мы занимаемся подготовкойк выставке,посвященнойБолгарии, она состоится в начале марта.А в прошлом годумы праздновали 30-летие студии и организовывали юбилейную выставку в Центральном государственном музее РК.

То есть открытие студии состоялось еще в далеком 1986 году, если я не ошибаюсь?

Да, все верно. Это произошло ровно за один год до рождения моей дочери.

Как же Вам, молодой маме, удавалось совмещать материнство и работу в студии? Как это вообще бывает у художников? Полагаю, что на какое-то время студия вынужденно отодвинулась на второй план.

Во-первых, я никогда не считала себя художником, так как художники – это те, кто творят сами. К моему великому сожалению, я очень мало времени посвящаю созданию творческих работ, поэтому считаю себя обыкновенным педагогом. И это совершенно разные вещи. Ко мне даже приводят своих детей профессиональные, состоявшиеся художники, которые говорят: «Мы умеем рисовать, но мы не умеем учить рисованию».

А во-вторых, Вы правы, став мамой, я вся погрузилась в воспитание, я буквально растворилась в дочке. Тем более что Ксения стала для нас долгожданным ребенком. Когда она родилась, я перечитала сотни книг о детском развитии, по детской психологии, о здоровье малышей. Я сама делала ей зарядки, массажи, совершала с ней продолжительные прогулки, мечтала, куда и в какие театры, музеи отправлюсь с ней, когда она подрастет, показывала ей картины, читала ей вслух стихи, когда ей было всего полтора месяца…

Это какая-то уникальная методика?

Нет. Просто так уж мне хотелось, чтобы она поскорее начала во все вовлекаться. И я не знаю, то ли это мое стремление сыграло роль, то ли действительно любовь к искусству передается по генам, но мои дети (а у меня их двое) получилисьневероятно талантливыми. Сейчас сыну Никите 26 лет. Он родился через четыре года после Ксении и с детства был весьма одарен. Никита занимался музыкой, у него великолепный музыкальный слух, по сольфеджио он получал только высшие оценки. У него также хорошая пластика, благодаря которой он замечательно танцует с самого детства. Ну и, разумеется, Никита прекрасно рисует. Он занимался в изостудии, учился и у меня, и у деда.

Также и Ксюша. У нее вообще с самого рождения, можно сказать, был столик для творчества, который «рос» вместе с ней. Только вообразите себе, свою первую галерею портретов из членов нашей семьи она создала в свои год и два месяца. Если бы я не подписала тогда, сейчас бы уже сама не поверила.

Вы имеете ввиду осознанные портреты?

Да, каждый персонаж узнаваем. Казалось бы, просто изображение головы, но Ксении удалось каким-то интуитивным путем ухватить портретное сходство.

Поначалу я проводила с ней многовремени за занятиями рисункоми, главное, сразу же «ставила руку». Показывала, как из трех пальчиков соорудить «уточку» и правильно держать карандашик. Причем я и родителям своих учеников говорю, что необходимосразу учить детейправильно держать карандаш. Ведь это очень редкий случай, чтобы ребенок с первого раза брал инструменткак надо, в основном дети берут его так, как им удобно. Потом привыкают, и со временем им тяжелее даются какие-то технически сложные моменты в том же рисунке, в письме, а также в почерке.

Выходит, что Ваши дети пошли по Вашим стопам и стопам деда. Удалось ли им стать художниками, или же они тоже самореализовались в педагогической сфере?

Сын в качестве профессии выбрал IT-технологии. Он недавно разработал сайтдля изостудии,а в ближайших планах у него собрать свой творческий коллектив и заняться видеосъемками с использованием тех знаний, что он получил, занимаясь в изостудии.

Дочь состоялась как педагог. Сложилось так, что папе удалось заразить каждого из членов нашей семьи творчеством. И он, и мама, и я, и мой брат, и моя дочь – мы все окончили художественно-графический факультет АГУ (ныне КазНПУ им. Абая).

Моя мама родом из глубинки – изАлтайского края,Катон-Карагайского района. Она приехала в Алма-Ату, имея четыре класса образования, школу окончила уже здесь, собиралась поступать в техническое училище, но папа убедил ее в необходимости получения высшего художественного образования. Мама всю жизнь проработала в школе учителем рисования и черчения.

Мой дедушка тоже был художником. В свое время он работал с самим Сергеем Владимировичем Образцовым – Народным артистом СССР, актером и режиссером театра кукол, эвакуированным сюда в годы Великой Отечественной войны. Сохранились фотографии деда в составе их творческого коллектива и эскизы кукол для театра, а также письма, где Образцов приглашает дедушку переехать в Ленинград и работать в составе еготруппы. Но вмешалась политика, и в годы репрессий за его немецкую фамилию дед был сослан в Фергану, где все связи с ним оборвались. К сожалению, я никогда не видела своего дедушку, но знаю о нем много и, безусловно, горжусьим. Помимо того что он был одаренным художником, он был еще и страстным коллекционером. В результате его многочисленных поездок по Средней Азии родилась богатая коллекция монет и костюмов народов Востока. К слову, часть той коллекции была передана в фонды музея Кастеевамоей коммунистической бабушкой.

Ваша семья внесла свой неоценимый вклад в собрание лучшего музея страны. Да и корни у Вас, надо признать, весьма глубокие!

О, да! Теперь и Данил – это сын моей дочери и мой первый и пока единственный внук –тоже посещает изостудию.Рисовать он начал дома, года в два, сейчас ему 10 лет. Так уж вышло,что в нашей семье никто никого не принуждал к творчеству, все сами к этому приходили. Теперь мы с ним ходим на работу вместе, как когда-тоя вместе со своими детьми, а еще раньше с папой.

На мой взгляд, так даже удобно. Идешь на работу – и твой ребенок при тебе, заодно и занят чем-то интересным и полезным. В связи с этим у меня вопрос: с кем проще быть педагогом – со своими детьми или с чужими?

Конечно, с чужими.Другое дело, что для меня не существует такого понятия, как чужие дети. Они приходят ко мне на занятия и сразу становятся родными. Я каждого из них люблю. Но педагогом все же со своими собственными детьми быть сложнее, потому что мои дети знают все мои недостатки и иногда очень умело этим пользуются (смеется).

На Ваш взгляд, в каждом ли ребенке можно развить талант художника, любого ли можно научить достойно рисовать?

Конечно! Абсолютно! Главное, чтобы было хоть немного желания. Основная цель нашей изостудии – это не просто вырастить художника, а дать ребенку возможность познать нечто новое, научить думать и фантазировать. Знаю, что многие студии делают акцент на обучение искусству копирования, то есть демонстрируют учащимся некую картинку и предлагают выполнить свою реплику на нее. Копирование – это тоже нелегкий труд, ведь здесь необходим навык сопоставления, анализа и т. д. Но в любом случае это будет повторение результататворчества другого человека. Именно поэтому такие методики не позволяют учащемуся полностью раскрыть свои возможности и оттого не развивают фантазию ребенка.

Насчет воображения… Вы знаете, я люблю помечтать, иногда я представляю себя эдакой феей с волшебной палочкой, которой под силу внести некоторые реформы в нашу повседневную жизнь. И если бы мне это действительно было по плечу, первое, что я бы поменяла – это жизнь мам. Я бы сделала так, чтобы мамы работали не более чем до полудня, и то по своему желанию, чтобы у них оставалось время для семьи и детей. Чтобы государство обеспечило каждую маму достойным прожиточным минимумом, вне зависимости от того, одиночка она или в полноценной семье. Я бы отменила вторые смены в школе, чтобы дети учились исключительно до обеда, причем не ранее чем с девяти утра, а не с восьми, когда организм еще не успевает проснуться. Я бы отменила чрезмерные и, на мой взгляд, совершенно ненужные нагрузки в системе образования, которая изо всех сил старается втиснуть в детей массу знаний, в результате чего детский организм изнашивается, увеличивается частота заболеваний. А еще я бы отменила войны, вооружение и направила бы средства на детей и развитие медицины. Эх, как бы мы тогда зажили, какое бы сознательное и, главное, счастливое общество могли бы воспитать!

Это точно! Итак, дети – это та стихия, которой Вы посвящаете не только свою жизнь, но и свои мечты. Но я также знаю, что у Вас есть вторая страсть – это горы.

Да, правда. Горы доставляют мне огромное удовольствие. Люблю по воскресеньям бывать вдали от города, люблю побродить по новым тропам, люблю фотографировать горные ландшафты, люблю посидеть у горной речки, люблю созерцать. Когда я иду в горы, я обязательно подключаю медитативные практики, различные аффирмации. Я люблю горы за все, за каждое их проявление, и чувствую в них потребность. Думаю, когда работаешь с людьми, просто необходимо иногда брать паузы и уходить на природу, являющуюся самым мощным источником энергии. Я и свою семью обязательно беру с собой в горы, уже и внука успела приобщить к этой страсти.

Глядя на Вас, просто невозможно предположить, что Вы бабушка. Поэтому я просто не могу удержаться от вопроса, как Вам удается выглядеть так молодо. В чем заключается Ваш секрет красоты?

Спасибо. Я думаю, это результат общения с детьми и той безграничной любви, которую я испытываю к ним. Это такой, знаете, взаимный обмен. Я дарю им знания, а они мне позитивное настроение. Неспроста наша студия носит название «Кок-Айшик», что в переводе звучит как «Солнечныйлучик», ведь дети – это настоящие солнечные лучики, которые невероятно светлы, лучисты и талантливы. И я благодарна Богу, что он одарил меня этой любовью и такой профессией, которая приносит мне истинное удовольствие.

Ну что же, тогда мне остается только пожелать, чтобы в Вашей жизни было как можно больше «солнечных лучиков», которые будут согревать Вас и радовать своими достижениями и талантами. Здоровья Вам и Вашей семье!

 

Беседовала Оксана Танская

Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 2 (92) Февраль 2017

Реклама
Фабрика праздников "The Teens"
Алена Толстых: «Для меня не существует
Алматы
Фабрика праздников "The Teens" Детские праздники под ключ: дни рождения, окончание учебного года, семейные праздники. Для вашего праздника: - караоке, - дискотека, - Play Station 4, - салон красоты для девочек, - настольные игры, - праздничное меню, - торт, - профессиональная фотосъемка.
Подробнее
http://www.theteens.kz
Творческая студия Comilfo
Алена Толстых: «Для меня не существует
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Baby taxi
Алена Толстых: «Для меня не существует
Алматы
BABYTAXI – новинка на рынке Алматы. Мы первые и единственные на сегодня!
Подробнее
http://www.babytaxi.kz
Частная школа «Alliance school»
Алена Толстых: «Для меня не существует
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Алена Толстых: «Для меня не существует
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Алена Толстых: «Для меня не существует
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
"Бейби Академия" - Центр Перинатального и Детского Развития.
Алена Толстых: «Для меня не существует
Алматы
Внимание Родителям Дошкольников!!! Новый Современный Дошкольный Центр открыл свои двери с 1 сентября!
Подробнее
http://www.babyacademia.kz
Детский сад "Золотые Звезды Алматы"
Алена Толстых: «Для меня не существует
Алматы
Наш детский сад расположен в центре города. Мы работаем пять лет. Наше учебное заведение предоставляет качественное дошкольное обучение и воспитание. В нашем детском саду, в тепле и заботе, у детей формируется личность, интеллект и лидерство.
Подробнее
http://www.goldenstars.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление