Статьи

Учить, не воспитывая?

96 
73 читателей оценили эту публикацию

«Я здесь, чтобы учить ваших детей, а не воспитывать», – так говорят многие учителя. И многие родители с этим согласны. Учитель – чтобы учить: считать, читать, решать логарифмы, ставить запятые. Родители – чтобы воспитывать: учить вести себя вежливо, трудиться, делать вовремя домашние задания, вести себя на уроках по правилам (не шуметь, поднимать руку, прежде чем задать вопрос, и т.д.)

Учить,  не воспитывая?

Рабочее и нерабочее поведение детей

В то же время есть дети, которые умеют вести себя в классе спокойно, а есть те, кто нарушает правила. Когда ребенок моих друзей только пошел в школу, то в его классе был мальчик, который вставал, когда ему вздумается, без спроса выходил из класса, мог залезть под стол и сидеть там весь урок. Все знали, что он переживает развод родителей, еще и мама допоздна работает, мальчик ее практически не видит. Родители других детей сочувствовали ему, но были недовольны тем, что их детям мешают. И поддерживали учителя в том, что воспитание парня – не ее задача. Тупиковая ситуация: воспитывать ребенка некому, а без воспитания он не может брать знания.

 

Можно ли учить, не воспитывая?

Дети приходят в первый класс: новая обстановка, рядом нет любимого воспитателя детского сада или родителей, много незнакомых детей вокруг, новые требования. Это повышает уровень тревожности ребенка. Одни дети в такой ситуации замирают, осторожничают, внимательно следят за взрослым (учителем)  и стремятся выполнять его указания. Внешне это выглядит как правильное поведение школьников. Другие,  более тревожные и часто более чувствительные, не могут совладать со страхом.  Начинают доминировать древние отделы мозга, и появляется реакция «бей или беги».

Ребенок пытается найти взрослого человека, за которого можно уцепиться. Как мы понимаем, больше всего на эту роль подходит учительница. Но внешне поведение ребенка выглядит хулиганским и неадекватным, и не все учителя понимают, что ребенку важно протянуть руку помощи. Такого ребенка нельзя не воспитывать.

 

Зрим в корень: воспитание от слова «питать»

«Но где взять время на это?» – спросят возмущенно учителя и родители, потому что обычно воспитание понимается как выговоры, наказания и объяснения. Действительно, жаль тратить на это время. Но мы  говорим о другом подходе к воспитанию, мы предлагаем поговорить о воспитании с точки зрения истинных потребностей ребенка и взрослого.

Что такое подлинное воспитание, суть которого  «питание»? Чем будем питать душу ребенка?

Перечитаем фразу: Ребенок пытается найти взрослого человека, за которого можно уцепиться.  База успешного обучения  – это создание доверительных отношений учителя с ребенком. Нет доверия, ребенку страшно, обучаемость падает. Есть доверие – тревога снижается, обучаемость растет. Вывод: хотим, чтобы учился, – всячески показываем, что нам можно доверять, напитываем привязанностью. Тогда воспитание – это строительство доверительных отношений с ребенком, в силу чего он будет идти за нами в нормах поведения, в освоении учебных предметов.

Если мы встаем на позицию «воспитываю, чтобы научить», мы экономим время, силы и обогащаем свою жизнь. Почему киднеперы  и маркетологи тратят время, чтобы похитить наших детей, а мы – те, кто любим своих детей, – не утруждаем себя этим?

 

Несколько идей для учителя

Муж моей сестры с удовольствием вспоминает о начальной школе, прежде всего потому, что учительница в первый же день сказала: «Я ваша вторая мама». Как просто, да?

Чтобы показать детям, что учитель – надежный человек, на которого можно положиться достаточно нескольких простых шагов.

  1. Знакомство с собой – иногда детям очень сложно выговаривать имя-отчество учителя. Поэтому можно потратить время на то, чтобы выучить детей этому: пропеть имя,  произносить по слогам. Объяснить происхождение своего имени, его значение. Например, Виктория  –  это значит «победа». Немного рассказать о своей семье или своих интересах. Или почему вы работаете в школе.
  2. Знакомство со школой: экскурсия по школе и классу. 
  3. Признание чувств детей: признать право ребенка плакать, скучая по маме, не просить перестать плакать, не высмеивать «плаксу», напротив, эмпатично послушать, предложить поплакать в специальном месте, возможно, организовать специальный уголок слез, где будет жить помощник учителя – большой плюшевый мишка, с которым дети могут обняться и поплакать, пока учитель разбирает новую тему.
  4. Встреча каждого ребенка рукопожатием – это приемлемая уважительная форма телесного контакта, который успокаивает детей, а учителю помогает сориентироваться в душевном состоянии каждого ребенка.
  5. Небольшая круговая игра перед началом уроков, чтобы  дети встретились взглядами, – это может быть приветственная песенка или стихи, настраивающие на работу. Повторяя каждый день одни и те же стихи, мы создаем ритуал, а ритуалы и предсказуемость успокаивают тревожных детей (да и всех детей).
  6. И суперэффективное средство «воспитания» –  мысленная встреча с проблемным ребенком перед сном. Это своеобразный запрос подсознанию, и утро может принести новые педагогические решения.

И, конечно же, установить доверительные отношения с ребенком очень помогут родители. Как?

 

Несколько простых идей для вдохновения

Держать в уме, что учитель –  живой человек (не функция, не наемник), который заменяет ребенку родителя и чей образ запечатлеется на всю жизнь.

  1. Отзываться об учителе с уважением.
  2. Называть учителя по имени-отчеству.
  3. Первое время провожать ребенка в школу и здороваться с учителем, показывать ребенку, что вы сами передаете его надежному взрослому.
  4. Фотография учителя дома. У детей работает принцип «с глаз долой, из сердца вон». Чтобы каждое утро не было стрессом новизны, поддерживаем память об учителе в течение дня.
  5. Хорошо было бы организовать пикник, пригласив туда учителя, чтобы родители и учитель могли пообщаться в дружелюбной атмосфере, познакомиться поближе.

Не менее важно помогать ребенку обжиться в школе, напоминая, что родители мысленно всегда рядом и готовы помочь. Как это сделать, если ребенок в школе, а родители на работе?

 

Волшебные мосты между сердцем родителя и ребенка

Пока ребенок в школе, мы можем сделать многое, чтобы он доверял нашей любви. Нет ничего более воодушевляющего, чем знание, что родители тебя любят. Вот несколько идей.

  1. Провожаем ребенка в школу, «передаем» его учителю.
  2. При расставании говорим о планах на вечер, о том, как ждем встречи с ребенком после рабочего дня.
  3. В течение дня создаем волшебный мостик смс-ок по телефону.  Или подкладываем  записочки-сюрпризы в тетрадки и дневник ребенка.
  4. Вклеим свою фотографию в дневник  (в тетради или в пенал).
  5. Используем  силу похожести – пусть у вас с малышом будут одинаковые карандаши/ручки, носки, резиночки для волос – в общем, какие-то мелочи, глядя на которые, ребенок вспомнит, что он «одной крови» с мамой и папой.

Надеюсь, эти простые воспитательные меры помогут вам пережить важный рубеж сентября, вдохновят на творчество в отношениях и помогут быстро установить рабочую атмосферу.

Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 09 (75) Сентябрь 2015

Реклама
Творческая студия Comilfo
Учить,  не воспитывая?
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Учить,  не воспитывая?
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Учить,  не воспитывая?
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Учить,  не воспитывая?
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Учить,  не воспитывая?
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Учить,  не воспитывая?
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Частная школа «Alliance school»
Учить,  не воспитывая?
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление