Статьи

Проблемное обучение побуждаем мыслить ребенка

440 
154 читателей оценили эту публикацию

Слово problemа пришло к нам из латыни и потеснило родное нам слово «задача». И действительно, круг значений проблемы намного шире и применим абсолютно к любой сфере жизни, в том числе и к воспитанию. В латынь это слово попало из греческого, где имело буквальный перевод «нечто, брошенное вперед», то есть то, что может повести за собой в поисках ответа.

Проблемное обучение побуждаем мыслить ребенка

Мы неслучайно привели происхождение этого слова: с помощью проблемных ситуаций решаются многие задачи. Речь пойдет не о проблемных подростках, не поддающихся обучению, а о том, как с помощью проблемы можно повысить интерес детей к учебному процессу, развить их способности. Само проблемное обучение нечасто используется в чистом виде, но его элементы присутствуют в том или ином виде почти во всех знаменитых методиках.

 

Все начинается дома

Многие родители, полагаясь на воспитательную интуицию, сами того не зная, используют методы проблемного обучения с раннего детства. Вспомните то время, когда ваш малыш впервые взял в руку игрушку. Вы дали ему вторую, и он взял ее свободной рукой. И тут вы предложили ему третью игрушку... Для ребенка это целая задача. А точнее, проблема, которая характеризуется как «столкновение с необходимостью использовать ранее усвоенные знания с новыми практическими условиями». Умеет держать предметы рукой? Умеет, это и есть ранее усвоенные знания. А третья игрушка – это новое условие, новая переменная в уравнении. И ребенок решает ее: для того чтобы взять новую вещь, нужно освободить одну из рук. Пусть не сразу, но постепенно он придет к этому сам. Здесь же раскрывается еще одно из условий проблемного обучения – мотивация к самостоятельному поиску ответа.

 

Истоки методики

Проблемное обучение берет свое начало в идеях американского педагога, психолога и философа Джорджа Дьюи. В 1894 году этот новатор основал в Чикаго опытную школу, основными методами которой были игры и трудовая деятельность. Новые приемы обучения формировались сразу на практике, теоретическое же обоснование эта методика получила в 20-30 годах XX века. Сейчас проблемное обучение практикуется во многих учебных заведениях разных стран мира.

 

Основные принципы

В наше время особое внимание уделяют личности ребенка и отдают предпочтение методикам развивающего обучения. Проблемное обучение – одно из таких, ведь оно сочетает систематическую самостоятельную и поисковую деятельность учащихся с усвоением ими выводов, полученных в результате решения поставленных задач.

Основными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация и учебная проблема. Проблемная ситуация заключается в том, что ученик испытывает состояние интеллектуального затруднения и чувствует потребность выйти из него. Этот подход и рождает мотивацию, дает стимул искать и находить.

Например, когда недостаточно знаний для объяснения нового факта, когда происходит столкновение между практическим способом решения задачи и теоретической неосуществимостью этого.

Элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» для ученика. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания и вопроса. Последний способ используют практически все преподаватели как точных, так и гуманитарных наук.

Проблемный метод обучения приносит большую пользу, чем усвоение готовых знаний. Ведь самостоятельность добытой информации, умение применить знания в новых ситуациях и есть результат развитого мышления ребенка. Ход решения проблемы также может происходить в форме диспута учителя и ученика, что делает их почти равными в учебном процессе, учитель лишь направляет на точный след, помогает сделать правильный выбор. Умение аргументировать, отстоять свою точку зрения, отказаться от неверных гипотез – все это дает ребенку методика проблемного обучения.

Обычно темп проблемного обучения всегда задавали сами дети, ведь проблема возникает в их сознании, учитель же отталкивается от нее. Однако существует общая схема, которая служит руководством для учителя. Мы рассмотрим ее на конкретном примере.

Возьмем непростую тему для школьников по русскому языку: согласование глагола с существительным в предложении. Именно это и является проблемой для детей, изучающих русский язык в качестве иностранного, ведь в английском и многих других языках нет согласований.

 

Схема учебно-проблемной ситуации

Пример диалога учителя и учеников по русскому языку на тему «Согласование членов предложения»

1. Постановка проблемы.

2. Создание для детей проблемной ситуации.

3. Поиск путей решения задачи.

4. Отклонение ошибочных гипотез и выбор правильных.

5. Разрешение возникшей проблемы, в результате которого ученики овладевают новыми способами приобретения знаний.

  1. Должны ли слова согласовываться в предложении? Почему? (Разные ответы учеников.)
  2. Постройте предложения из этих слов: Уроки, идти, Весна, приходить. (Ученики не могут построить – возникает проблема.)
  3. Возможно ли построить предложения, не меняя слов? (Невозможно.) Что нужно сделать? (Версии учеников.)
  4. Почему мы не могли оставить глаголы в той же форме? (Потому что предложения бы не получились.) Что нужно сделать?(Изменить окончание глаголов: уроки идут, весна пришла.)
  5. Значит, в предложении глагол согласуется с существительным (подлежащим). Вывод: слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.

 

Методы проблемного обучения могут пригодиться вам как маме, проявляющей интерес к умственному развитию своего чада:

  1. При выполнении домашних заданий. Когда ребенок не вникает в новую тему и пытается путем зазубривания выучить заданное. Не упустите этот момент, иначе он окажется пробелом в знаниях. Помогите ребенку, используя проблемный вопрос. Конечно, сразу он на него не ответит – в этом и состоит умственное затруднение. Однако цепь ваших наводящих вопросов поможет подвести его к истине. Дополнительные вопросы выстраивают в сознании ребенка логическое объяснение, что и способствует догадке. Проводите аналогии, очень часто путем сравнения находится искомое. Сказать правильный ответ легче всего, гораздо тяжелее подвести свое чадо к выводу, который он сделает сам. Исследования показывают: дети запоминают больше тот материал, при освоении которого у них возникали сложности, преодоленные ими.
  2. При выполнении каких-либо действий в быту. Возьмите за основу ежедневные наблюдения вашего чада за привычным для него порядком. В случае ремонта, переезда, поломки какого-либо предмета предлагайте ему сравнивать: что изменилось? как было и как стало? что нужно для того, чтобы все вернулось на место? При таком подходе используются логические операции – анализ и синтез, разложение целого на части и наоборот.
  3. В занимательных играх. Выберите новую интересующую ребенка тему. Устройте пресс-конференцию, где ваше чадо будет экспертом, а все члены семьи – журналистами. Например, вы обсуждаете тему из истории XX века, когда какая-либо страна принимает реформу. Ваш ребенок может выбрать для себя роль министра, отвечающего за нововведение. Такой проблемный подход, когда ребенок учится формулировать проблему, научит его распознавать суть, причину и последствия данного исторического факта. Можно поменяться местами, и тогда ваш ребенок в образе журналиста будет учиться задавать четкие и точные вопросы. Игровая атмосфера с обстановкой и атрибутами обычно приводит в восторг маленьких учеников. Также полезно развивать творческое мышление детей представлениями заданных воображаемых ситуаций. «А что будет, если...», «Как бы я себя вел, если...».

Элементы проблемного обучения помогают в формировании и развитии творческих способностей и логического мышления. Дети, решая проблемные ситуации, видят результаты своей работы и в дальнейшем применяют освоенные ими операции не только в процессе обучения, но и в реальной жизни.

 

Екатерина Копылова
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 11 (41) Ноябрь 2012

Реклама
Познай-ка Монтессори центр
Проблемное обучение побуждаем мыслить
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Проблемное обучение побуждаем мыслить
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Проблемное обучение побуждаем мыслить
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Проблемное обучение побуждаем мыслить
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Проблемное обучение побуждаем мыслить
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Проблемное обучение побуждаем мыслить
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Частная школа «Alliance school»
Проблемное обучение побуждаем мыслить
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление