Статьи

Привязанность

26 
11 читателей оценили эту публикацию

Почему некоторым взрослым людям тяжело установить близкие и долгие отношения? Откуда появляются эмоциональные проблемы и неумение выражать чувства? Исследователи в области психологии, психоанализа и детского развития обнаружили, что ответ кроется в одних из самых важных взаимоотношений в жизни каждого человека, а именно в отношениях между матерью и ребенком.

 Привязанность

Каким образом развиваются такие отношения? Почему нарушение диады «мама – ребенок» может стать причиной многих проблем в жизни человека? В этой статье мы постараемся расширить представление о психологической привязанности ребенка к матери и о том, какую функцию  несет она в себе.

Еще в младенчестве у человека формируется базовое доверие или недоверие к миру, которое может определить течение всей жизни. А сформируется доверие или нет– во многом зависит от родителей ребенка. Корни многих проблем самооценки, здоровых отношений, самореализации, достижения поставленных задач, зависимостей (алкогольная, наркотическая и др.) лежат в особенностях формирования базового доверия к миру.

Мы знаем, что существуют два основных фактора, которые оказывают влияние на развитие человека: генотип и фенотип. Иными словами, черты иданные,унаследованные от родителей, и особенности внешней среды при развитии жизни ребенка. Когда нам нужно понять природу привязанности ребенка, по мнению ученых, необходимо рассмотреть среду его адаптации. Дело в том, что в ходе эволюции младенцам было жизненно необходимо находиться все время рядом со взрослыми, все они жили и передвигались в группе. Если младенец оставался один, он мог погибнуть в диких первобытных условиях. Таким образом, потребность младенца во взрослом заложена в его генетической программе: взрослый необходим для того, чтобы выжить. Именно поэтому первые недели жизни ребенка после его рождения особенно важные и ценные.  Ребенок не только адаптируется к изменениям в своем окружении, к физическому миру, именно в этот период начинает формироваться привязанность ребенка к матери (значимому взрослому).  В период беременности связь между матерью и ребенком была физической через пуповину, теперь же формируется психологическая, эмоциональная связь, чем и является привязанность.

Таким образом, развитие привязанности не только к матери, но и к другим взрослым, которые о нем заботятся, – это инстинктивная потребность, природное явление, которое обеспечивает выживание младенца. И в связи с этим у младенцев формируются привязывающие модели поведения – жесты и сигналы, которые поддерживают и обеспечивают близость к взрослым. Наиболее ранними и распространенными сигналами являются плач и улыбка. Если малышу некомфортно, он испытывает боль или голод, он плачет. А вот когда он улыбается родителям, те испытывают к нему нежность и ощущение счастья как следствие.

Различают несколько этапов нормального развития привязанности у человека:

  • неразборчивая реакция на людей;
  • фокусирование внимания на знакомых людях;
  • интенсивная привязанность и активный поиск близости;
  • партнерское поведение.

Первый этап длится в период с рождения до трех месяцев. В течение первых двух-трех месяцев жизни младенцы проявляют базовые способы социальной реакции и не отличаются особой разборчивостью. Они могут улыбаться при виде лица любого человека или плакать из-за ухода взрослого вне зависимости от того,близкий он или нет.  Примерно к концу первого периода малыши демонстрируют лепет, улыбку, радость на обращение или присутствие взрослого, что в психологии развития носит название «комплекс оживления».  Это является важным индикатором нормального развития привязанности. Базовые способы взаимодействия с окружающим миром, а именно  с матерью (или другим близким взрослым), обеспечивают близость между ними.

Второй этап длится с трех до шести месяцев, и смысл его заключается в том, что ребенок постепенно начинает различать знакомые лица и сосредотачивать внимание именно на них. Примерно с третьего месяца у младенцев исчезают многие рефлексы, но теперь их социальные реакции (реакции взаимодействия) становятся избирательными. Если в первой фазе младенец мог улыбаться любому человеческому лицу, то начиная с этого периода он больше предпочитает знакомых людей, и «разговаривает», проявляет экспрессивную активность (гуление, лепет) только в присутствии предпочитаемой фигуры. Такой предпочитаемой фигурой, как правило, является мама, но не всегда, это может быть и отец или тот, кто чаще всего находится рядом с младенцем и всегда готов отвечать на его сигналы и постоянно с ним взаимодействует.

Третья фаза длится примерно с шести месяцев до трех лет, и заключается в интенсивной привязанности и активном поиске близости. В возрасте шести месяцев ребенок начинает интенсивно привязываться к одному человеку. Детки начинают сильно беспокоиться и плакать, когда не видят маму или другого близкого взрослого. До этой фазы их расстраивал уход любого взрослого, а теперь отсутствие именно матери огорчает их больше всего. Также в этот период усиливается боязнь незнакомцев, при виде которых малыш проявляет сильные реакции. Вот почему если в доме много посторонних людей, или вы в гостях, дети ведут себя неспокойно или очень сильно плачут.

В этот же период (примерно в 7–8 месяцев) дети начинают активно ползать и могут двигаться как к объекту привязанности (матери), так и от него. Во втором случае дети используют маму как точку опоры, время от времени «проверяя», в безопасности ли они, пока исследуют окружающий мир.

К концу первого года жизни у ребенка появляется некое общее представление о том, насколько объект привязанности доступен для него, т.е. в какой степени его безопасность надежна.

Если малыш чувствует неуверенность в надежности, то привязанность будет тревожной и ему сложно с полной независимостью и уверенность отдалиться от матери и изучать мир. И наоборот, чем более устойчивая привязанность, тем более ребенок доверяет матери и окружающему миру. Также этот феномен носит название «базовое доверие». Если в течение этого периода реакции на ребенка, отзеркаливание со стороны взрослых было позитивным, положительным, любящим, одобряющим, ребенок делает вывод, что он ценен, любим, нужен и ему рады. У него появляется ощущение, что он не просто есть в этом мире, но также что его существование прекрасно, ведь его принимают и любят без всяких условий. С психологической точки зрения это ключевой момент в развитии любого человека. Именно сформированное базовое доверие закладывает основы самооценки, самоотношения и отношения к другим людям. Твердая убежденность в своей ценности, зарожденное в глубоком детстве, мало поддается окружающей оценке.  Поэтому важно, чтобы в первый год жизни ребенок жил в эмоционально стабильной, спокойной и положительной обстановке. Если родители недостаточно эмоционально позитивные, внимательные или слишком рано отдают ребенкав детский сад, появляется риск формирования неустойчивой привязанности.

Сформированная привязанность, базовое доверие –основа психологической и эмоциональной зрелости человека, который способен построить зрелые и гармоничные отношения. Такой человек адекватно реагирует на похвалу и на критику, ведь он понимает и осознает какой он сам, а не ориентируется на них как на нечто необходимое для подтверждения своей правоты или полезности.

Естественно, безусловное принятие и эмпатийное отношение к ребенку не должно заканчиваться в детстве, оно должно продолжаться и дальше, а особенно в периоды кризиса (кризис трех лет, подростковый период), т.к. личность перестраивается, и человек снова нуждается в точке опоры, надежности, безопасности.

Четвертая фаза длится с трех лет до окончания детского возраста. Главная задача данной фазы – формирование партнерского поведения. Примерно до трех лет сознание ребенка не чувствительно к времени и потребностям других людей, он не понимает, что маме нужно на работу или необходимо отлучиться на короткое время. С появлением речи у ребенка формируется представление о личности окружающих, следовательно, о планах и желаниях других людей. Поэтому его эгоцентричное поведение трансформируется в партнерское. Отныне в отношениях с ребенком важно научиться договариваться как партнеры, а не добиваться своего путем истерик или манипулятивных действий. Такое отношение формирует ответственность за свое поведение и умение делать выбор, что в будущем (зрелом возрасте) позволяет избежать множества проблем во взаимоотношениях  с другими людьми.

Со временем родительская привязанность перестает определять абсолютно все, но тем не менее у человека развивается привязанность к другим значимым взрослым, которые заменяют родителей. Особенно  в тяжелые, кризисные периоды нас выручают близкие. Именно поэтому у человечества высокая потребность в близких отношениях.

    Таким образом, мы видим, что привязанность играет очень важную и фундаментальную роль не только в самоотношении и самооценке, но  и  во всей жизни. Ведь именно на основе привязанности строится картина мира и формируется отношение к ней. А это в свою очередь мы передаем нашим детям, и таким образом влияем на формирование их картины мира.

 

Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 4 (94) Апрель 2017

Реклама
Фабрика праздников "The Teens"
 Привязанность
Алматы
Фабрика праздников "The Teens" Детские праздники под ключ: дни рождения, окончание учебного года, семейные праздники. Для вашего праздника: - караоке, - дискотека, - Play Station 4, - салон красоты для девочек, - настольные игры, - праздничное меню, - торт, - профессиональная фотосъемка.
Подробнее
http://www.theteens.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
 Привязанность
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Частная школа «Alliance school»
 Привязанность
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
 Привязанность
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Baby taxi
 Привязанность
Алматы
BABYTAXI – новинка на рынке Алматы. Мы первые и единственные на сегодня!
Подробнее
http://www.babytaxi.kz
Творческая студия Comilfo
 Привязанность
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Детский сад "Золотые Звезды Алматы"
 Привязанность
Алматы
Наш детский сад расположен в центре города. Мы работаем пять лет. Наше учебное заведение предоставляет качественное дошкольное обучение и воспитание. В нашем детском саду, в тепле и заботе, у детей формируется личность, интеллект и лидерство.
Подробнее
http://www.goldenstars.kz
"Бейби Академия" - Центр Перинатального и Детского Развития.
 Привязанность
Алматы
Внимание Родителям Дошкольников!!! Новый Современный Дошкольный Центр открыл свои двери с 1 сентября!
Подробнее
http://www.babyacademia.kz
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление