Статьи

Когда часы двенадцать бьют!

99 
87 читателей оценили эту публикацию

В преддверии Нового года время приобретает особое значение. Мы считаем не только дни, но и минуты до наступления сказочного события. Помимо елки и праздничного стола обязательным атрибутом праздника становятся часы. Особенно тот момент, когда часы двенадцать бьют! И если хотите, чтобы детки радовались бою вместе с вами, попробуйте научить малышей определять время по часам сейчас.

Когда часы двенадцать бьют!

Особенности восприятия

Дети воспринимают определенную информацию в зависимости от возраста и развития. В возрасте пяти-шести лет у малышей начинает развиваться абстрактное мышление, благодаря которому усваивается такое простое понятие, как календарное время: смена времени года, месяцев, суток, дней, часов, секунд.

Если вашему малышу еще далеко до пяти-шести лет, то можете постепенно подготавливать его к восприятию времени на часах. Уже с двух-трех лет дети способны запоминать цифры и считать, сначала до пяти, потом и до десяти. Оптимальный вариант – приобрести кубики с цифрами и домик-часы с цифрами-вкладышами. Так, через игру, ребенок скорее обучится.

Желательно приобрести книги с изображением часов. Малыш должен быть знаком с наглядным изображением часов до того, как начнет изучать само время. Предмет должен быть хорошо узнаваем.

Также хорошей подготовкой к абстрактному мышлению служат предметы, где показана некоторая протяженность. То есть действует принцип: «было – стало». Это песочные и водяные часы, различные маятники, будильники, которые звонят через строго определенное время.

Циферблат как ключ к пониманию времени

До того как ребенок поймет суть времени, он живет только в настоящем. Для него есть лишь здесь и сейчас. Он не осознает причинность событий, ему трудно установить для себя определенный план действий. Поэтому, чтобы помочь ребенку адаптироваться к более взрослой жизни, мы должны объяснить ему основные принципы взаимодействия времени с окружающим его миром.

Помогут в этом обычный циферблат. Бывает два вида циферблата: электронный с четырьмя или восемью цифрами и классический с двенадцатичасовым циклом. Так же, как и часы, время имеет два основных свойства.

Первое – неповторяемость времени. Взглянув на циферблат электронных часов, ребенок увидит только хорошо ему знакомое настоящее, которое неумолимо бежит вперед и не повторяется. В данном случае время представлено линейно. Объясните ребенку, что ничего в этом мире нет постоянного и каждую секунду все изменяется, как числа на циферблате.

Второе – цикличность времени. Покажите ребенку круглый циферблат и объясните, что как стрелки идут по кругу, так и в этой жизни все возвращается на круги своя. С помощью циферблата можно наглядно показать, что такое прошлое, настоящее и будущее, как время может делиться на равные части.

Ребенок должен понимать всю абстрактность времени, как и иметь представление о том, что часы бывают разными. В дошкольном возрасте ребенку необходимо дать основные понятия об общепринятом делении времени: секунда, минута, час, день, сутки, месяц и год. Это вам помогут сделать несложные упражнения.

Для примера, чтобы познакомить ребенка с таким минимальным шагом времени, как секунда, минута и час, возьмите часы и покажите ему, чем эти меры отличаются. Дайте малышу понять это на примере. Предложите ребенку поиграть в игры «Что можно сделать за секунду?» и «Что можно сделать за минуту?». В первом случае промежуток времени очень коротокий, и он успеет только хлопнуть в ладоши, прыгнуть или сделать шаг. В течение  минуты он уже сможет поаплодировать, попрыгать, пройти или пробежать больший отрезок пути. Объясните ему, что, таким образом, секунда – это минимальная величина, которая является частью чего-то большего, как один шаг является малой частью того пути, который он пройдет за минуту. Что прошлое это то, что он уже сделал; настоящее – выполнение действия в данный момент; а будущее – конечный результат. С подобным сравнительным анализом на примерах поговорите с ребенком о часе, дне, сутках, годе.

Когда ребенок поймет, что время это такая же последовательность событий, как и его непосредственные повседневные действия, что оба понятия растянуты от прошлого через настоящие в будущее, что существуют цикличные составные величины календарного времени, можно переходить к знакомству с практическим его применением.

Который час?

Начинать обучать ребенка понимать время и уметь отвечать на вопрос «который час?» можно с четырех – четырех с половиной лет. Для этого вам понадобятся большие игрушечные часы. На них должны быть четко обозначены крупные цифры и легко двигаться стрелки.

Объясните ребенку, что при помощи часов можно узнать, какое сейчас время. Расскажите, какую функцию выполняют стрелки: самая большая показывает секунды и движется очень быстро, средняя – минуты, а самая маленькая и медленная показывает часы. Начните знакомство ребенка с 12-часового цикла. Уберите секундную и минутную стрелки. Поставьте часовую на цифру 1 – это час, 2 – два и т. д. Если стрелка стоит между цифрами – это половина, так как она делит их пополам. Если она, например, ближе к цифре «6», а не «7», то и времени сейчас «чуть больше шести». Если, наоборот, подходит к «7» – то «чуть меньше семи».

Для лучшего понимания применяемости времени к жизни сделайте наглядный материал. На большом листе бумаги нарисуйте классический циферблат. Отметьте на нем основные события повседневной жизни ребенка. Подведите к нему короткую стрелку. Для примера, в 7 часов ребенок просыпается, в 8 приходит в садик, в половине 9-го завтракает и т. д. Изобразите на картинке это. Для начала будет вполне достаточно нескольких таких событий. Привяжите их к другим ключевым событиям, например: «до обеда» и «после обеда», «до тихого часа» и «после». Таким образом, ребенок сможет ориентироваться, какая на данный момент часть дня – восемь утра или девять вечера. Не забывайте его спрашивать, во сколько он выполняет то или иное действие.

На первых этапах такого понимания времени будет вполне достаточного. Не торопитесь дробить время на большие части: понять и запомнить сразу такой объем информации ребенку будет очень трудно. Да и практической надобности знать, что сейчас «четверть такого-то часа» или «пять минут третьего» в его возрасте нет.

От большего к меньшему

После того как ребенок научится бегло понимать часовую стрелку, можно переходить к минутной. Принцип обучения будет такой же.

На нашем плакате добавьте события, которые также повторяются ежедневно в определенное время. К часовой стрелке прибавьте более длинную минутную. Объясните ребенку, что для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа, люди придумали минуты. За один час минутная стрелка пройдет один круг, а часовая переместится на единицу. Дайте задание ребенку самому определить, как встанут стрелки, если прошел не один час, а только половина. Если он затруднится ответить, подскажите ему. Попросите малыша еще раз самостоятельно выполнить подобное задание.

На данном этапе старайтесь как можно больше привлекать ребенка к самостоятельной работе, исходя из имеющихся у него знаний. Таким образом, он не только лучше усвоит новый материал, но и будет развивать в себе логическое мышление. Для примера попросите малыша изобразить на циферблате то или иное время. Пусть покажет, сколько было час назад, а сколько будет через полчаса. Попросите передвинуть стрелки на час и еще полчаса (так мы уже введем такое понятие, как полтора часа). Пусть передвинет стрелки, чтобы изобразить время, которое будет в половине первого. Узнайте, как он считает, сколько времени прошло, если было полвторого, а стало три и т. д.

Расскажите ребенку, что в каждом часе 60 минут и от одного деления до другого 5 минут. Покажите ребенку, как изображается стрелками 5, 10, 15 и т. д. минут того или иного часа. Попросите выполнить подобные задания самостоятельно. Пусть вместе с вами повторяет, как произносится то или иное время. Когда малыш адаптируется к такому делению, переходите к еще более мелкому.

Не забывайте обращать внимание ребенка на то время, которое отображается в данный момент на реальных часах. Просите его сказать, который сейчас час.

Диана Маратова

Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 12 (66) Декабрь 2014

Реклама
Творческая студия Comilfo
Когда часы двенадцать бьют!
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Частная школа «Alliance school»
Когда часы двенадцать бьют!
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Когда часы двенадцать бьют!
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Когда часы двенадцать бьют!
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Когда часы двенадцать бьют!
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Когда часы двенадцать бьют!
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Когда часы двенадцать бьют!
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление