Статьи

Искусство рассказывания. Поговорим про различие в чтении и рассказывании...

145 
54 читателей оценили эту публикацию

Искусство рассказывания – одно из базовых искусств, полезное каждому родителю. В скучной поездке можно скрасить дорогу. Вовремя оживленные рассказчиком предметы помогут одеться и выкупаться. Поход по магазину с ребенком превратится в увлекательную встречу с овощами и крупами, а не в выпрашивание новых игрушек. Есть и еще одна большущая польза: можно пользоваться сочиненными сказками и историями, чтобы рассказать ребенку про опасности мира или про правила поведения. Или рассказать о сложных случаях из его жизни, предложив способы решения. Домашняя сказкотерапия.

рассказы детям

– Я большое мокрое облако, я очень люблю чистоту, я набралось белоснежной пены в пенном тумане и желаю мыть и тереть, – большая капроновая мочалка имела самые серьезные намерения по отмыванию пяточек дочки. И была мне большой помощницей все босоногое лето, потому что дочка терпеть не могла мыться, и будь ее воля, ложилась бы спать с черными пятками.

Читать и/или рассказывать?

Немного поговорим про различие в чтении и рассказывании. Выгоды рассказывания очевидны: мы не зависим от книг и планшетов, мы можем рассказывать в любом месте и в любое время. Мы видим глаза слушателей и можем вовремя добавить или убавить компонентов в волшебный котел нашей истории.

Но самое важное различие – это вовлеченность рассказчика. Не знаю, как вы, но я иногда ловила себя на том, что механически читаю детям книгу, думая о своих делах, переживаниях. В такие моменты я понимаю, что сейчас я не с детьми, оторвана от них, возникает ощущение обмана.

Рассказывание предполагает большую внутреннюю работу, нужно представить себе образы, действия, персонажей, выдумать дальнейший поворот истории. Вокруг сказителя возникает сказочное пространство, волшебные нити связывают в такие минуты нас с детьми. И с собой, ведь мы должны обратиться к своему внутреннему миру, грезить наяву, даем возможность фантазии развернуть свои крылья.

Что рассказывать

Народные сказки.

Мы знаем их с детства, поэтому можем легко припомнить. Древние образы сказок разговаривают с ребенком на языке его души. Через сказки легко войти в нужный, успокаивающий ребенка ритм речи, легко войти в стихию рассказывания. Если начинать с «Колобка» и «Теремка», то гораздо проще потом перейти в сложные сюжеты волшебных сказок, таких как «Иван-царевич и серый волк» или «Василиса Прекрасная».

Пересказ мультфильмов и книг.

Возможно, для вас пропуском в мир рассказывания станет пересказ любимых детских мультиков или книжек. Вы замечали, что дети часто просят объяснить сюжет или рассказать его? Пересказывая, мы облегчаем работу своей памяти, ведь мы видели/слышали этот мультик уже много раз, можно рассказывать почти не задумываясь. А попутно можно поразмышлять о персонажах и их поступках вместе с ребенком.

Пересказ дня.

Одна из самых крутых возможностей рассказывания – это просмотр с детьми их дня. Всем известно, что ритуалы очень любимы детьми и облегчают переход ко сну. Так вот, пересказ событий детского дня может стать чудесным вечерним ритуалом: сказочным голосом, негромко и неспешно поведать ребенку о том, как утром встали, умылись, оделись, пошли гулять, встретили молочницу и т.д. Это очень просто для рассказчика (не нужно ничего особенного вспоминать или сочинять) и целительно для ребенка: его линия жизни превращается в историю с ним в главной роли. Мне кажется, что это прекрасное основание для здорового самоощущения ребенка, для будущего осознания себя творцом своего времени.

Рассказ о предстоящих больших событиях.

Зеркальным отображением истории дня может быть история будущего. Так можно аккуратно помочь ребенку подготовиться к будущим потрясающим событиям. Для незрелой нервной системы детей потрясением могут стать даже радостные добрые события, такие как Новый год или День рождения. В частности, потрясение может быть от разочарования, например, ребенок ждал грандиозного утра Дня рождения с облаком белоснежных воздушных шариков, а его пробуждение встретили родные со скромным тортом домашнего приготовления.

Рассказывание о том, как утром Лялечка проснулась от звуков папиного голоса, как дорожка из звездочек привела ее к Торжественному завтраку, как пришли гости и принесли радостные подарки, поможет настроиться на праздник.

Так же это поможет подготовиться при переездах, поездках, долгих гостях. Во внутреннем мире ребенка будут рождаться образы будущего, подобные снам, и когда это будущее настанет, то оно будет похоже на сбывшееся сновидение.

Сами рассказчики смогут подкорректировать грядущее событие с учетом реакции ребенка. И такая «техника» помогает ненавязчиво сформировать навыки планирования и прицельного мечтания.

Полезные истории.

Еще одна тема для рассказываний – это поучительные истории. Звучит скучновато, да? Однако мы все хотим, чтобы наши дети не ходили с посторонними и знали, что делать, если потерялись в магазине. Можно давать инструкции, но вспомнятся ли они ребенком в стрессовой ситуации? Все же детям ближе образное мышление. Поэтому можно взять истории о сохранности жизни, например из книги Л. Петрановской «Что делать, если...» и пересказать их, сделав главными героями любимых мультяшных персонажей или самих детей и их друзей.

Тогда нудные правила превратятся в сказку, где все кончилось хорошо, потому что козлята не пошли помогать взрослому волку доставать котенка из подвала.

Сказкотерапия.

Рассказывание историй может также помочь, если у наших детей есть трудности в отношениях с друзьями. Лет девять назад, на волне увлечения сказкотерапией, мне попалась книжка Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя...». В ней много примеров сложных жизненных ситуаций, в которых оказываются дети, и сказочных сюжетов, которые помогают найти выход. Дорис предлагает начинать такие истории с фразы «Жила-была девочка/мальчик похожая/ий на тебя…». Затем мы описываем нашего ребенка, нашу семью, наш дом и описываем трудную ситуацию, в которой оказался ребенок. Например, дети в садике не хотят с ним играть. А затем описываем пути решения ситуации. Это может быть и объяснение мотивов детей, ведь если ребенку понятно, что дело не в нем, ему уже спокойнее. Вариантом могут быть способы, как наладить отношения, например, пригласив всех детей на чай. Или это может быть обращение за помощью к родителям.

Конечно же, рассказывать такие сказки имеет смысл не один раз, внимательно наблюдая, как откликается ребенок на события сказки. Дети постарше с удовольствием сами предлагают пути решения.

Как рассказывать

Немного о рассказывании. Лучше всего рассказывать сказочно, неспешно. Важно, чтобы дети успели представить образ истории. Представьте, что вы не рассказываете, а сказываете сказку, в этом помогает сам зачин: «В некотором царстве, некотором государстве...». Еще один момент – постараться не быть слишком театральными, не переигрывать, не делать большие скачки голосом, не нагнетать страху и страстей, не слишком перевоплощаться в персонажей. Если мы будем уж очень ярко изображать великана и птичку, то мы можем помешать ребенку создать свой образ, будем слишком навязчивы, спугнем силы фантазии.

Хорошо бы, чтобы родительские рассказы были в жизни ребенка хотя бы раз в день, например, утром, как зачин дня, при одевании. Или вечером, когда пора спать и можно пересмотреть весь день. А со временем истории начнут пронизывать вашу с детьми жизнь все время, возможно в вас кроется истинный сказитель и даже сказочник?

 

Ольга Белоусова,
искусствовед, автор проекта для родителей «Живое образование»,
мама двух детей, консультант по грудному вскармливанию
и по детско-родительским отношениям

Реклама
Детский комплекс «Art-LOTOS»
Искусство рассказывания. Поговорим про
Алматы
Детские развивающие центры, детский садик
Подробнее
http://art-lotos-detki.kz
Шоу центр — агентство детских праздников
Искусство рассказывания. Поговорим про
Алматы
Шоу центр — агентство детских праздников, предлагает Вам свои услуги в организации незабываемого
Подробнее
Познай-ка Монтессори центр
Искусство рассказывания. Поговорим про
Алматы
Детский центр приглашает детей от 1,5 до 7 лет на занятия.
Подробнее
http://www.poznai-ka.kz
Частная школа «Alliance school»
Искусство рассказывания. Поговорим про
Алматы
«Alliance school» - современная Школа завтрашнего
Подробнее
Творческая студия Comilfo
Искусство рассказывания. Поговорим про
Алматы
Самая важная задача всех родителей – сделать так, чтобы любимый ребенок был восхищен своим долгожданным праздником. Мы можем творить чудеса!
Подробнее
http://www.comilfo.kz
Школа художественной гимнастики Натальи Кузнецовой
Искусство рассказывания. Поговорим про
Школа является спортивной организацией и активно участвует спортивно-культурной жизни города Алма
Подробнее
Детский центр гармоничного развития «Умнички»
Искусство рассказывания. Поговорим про
Алматы
Детский центр «Умнички» предлагает интересные и увлекательные, а главное - эффективные занятия д
Подробнее
Условия размещения: 30 000 тенге за 6 месяцев или 45 000 тенге за 12 месяцев Все объявления
Разместить рекламное объявление